На костанайском автомобильном заводе компании Allur новую производственную линию по сборке моделей KIA открыл лично президент Касым-Жомарт Токаев. Южнокорейские автопроизводители с оптимизмом смотрят на рынок Казахстана, что выливается в локализацию наиболее перспективных моделей на местных производственных мощностях.
РАБОЧИЙ ВИЗИТ
Глава государства прибыл в Костанайскую область не по праздничному поводу. Главной целью рабочего визита было ознакомление с последствиями прорыва теплотрассы в городе Рудный. Ну а кроме состояния региональной инфраструктуры президент Токаев осмотрел разноплановые производственные объекты региона.
Если износ коммунальной инфраструктуры, особенно тепловых сетей, лишний раз напомнил о срочной необходимости ее модернизации, то в производственном секторе области дела обстоят гораздо позитивнее.
Соколовско-Сарбайский комплекс – это горнодобывающий сектор с объемами производства в миллионы тонн, птицефабрика «Жас-Канат 2006» интересна новыми технологиями в птицеводстве, а Костанайский автозавод остается флагманом машиностроения в республиканском масштабе.
После осмотра производственных мощностей и бесед с работниками, особенно молодыми, Касым-Жомарт Токаев отметил: «Действительно, завод впечатляет. Очень чистое производство, высокая производственная культура. Нам только что продемонстрировали модель Kia Sportage. Качество этого автомобиля очень достойное. Поэтому думаю, что и спрос будет высоким. Мы будем приглашать инвесторов для дальнейшего расширения предприятия. На мой взгляд, в будущем у предприятия не должно быть каких-либо проблем. Мы придаем огромное значение поддержке молодежи».
У государственных управленцев, бизнеса, наемных работников, потребителей готовой продукции свой взгляд на автомобилестроительное предприятие. Ракурс президента с одной стороны общегосударственный, а с другой среднерезультирующий, ведь ему приходится смотреть на завод с точки зрения совокупности всех факторов. Поэтому совершенно не случайно, что глава государства видит не только модельный ряд и производственную культуру, но и аспект трудоустройства молодежи.
Как сообщили представители завода, компания Allur наладила сотрудничество с техническими учебными заведениями. С целью создания условий для обучения кадров начато строительство современного кампуса на 250 мест для студентов и выпускников учебных заведений. Производство автомобилей – это всегда комплексный процесс, где квалифицированные кадры остаются обязательным и незаменимым звеном.
KIA SPORTAGE
Хо Сун Сон, президент и генеральный директор Kia Corporation, в своем видеоприветствии подчеркнул: «Нас радуют многообещающие возможности, открывающиеся на казахстанском рынке. Экономика Казахстана развивается динамично и масштабно. Поскольку мы видим большой потенциал для нашего бизнеса на рынке, я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить признательность руководству страны за развитие частного бизнеса. Мы глубоко убеждены, что это только начало большого и успешного пути».
Мелкоузловое производство (CKD) Kia Sportage на новой линии включает сборку автомобилей, сварочные и покрасочные работы в специальных цехах. Данные технологии по производству Kia на территории Центральной Азии и СНГ размещены лишь в Казахстане.
Кроссовер Kia Sportage производится южнокорейской компанией с 1992 года. В настоящее время выпускаются Sportage пятого поколения. Такие машины любят не просто платежеспособные потребители, а еще и любители хорошего обзора на дороге, особенно при плотном движении. У Sportage от костанайских автопроизводителей десять видов комплектаций с двигателями от 2 до 2,4 л, с полным приводом и без.
Из плюсов этой машины автовладельцы в Казахстане отмечают достаточно большой набор дополнительных опций; надежную работу АКПП (автоматическая коробка переключения передач); хороший уровень комфорта; маневренность; оптимальные габариты; относительно недорогое обслуживание. Практически все отмечают простоту конструкции двигателя Sportage, из чего вытекает неприхотливость.
Отдельные похвалы поступают в адрес электрики – за два года не сгорает ни одной лампочки, ни одного предохранителя, хороший головной свет. В салоне приличное количество места для комфортного размещения. Легкий руль и легкие педали (в смысле не требуют усилий при вождении), а большие колеса позволяют спокойно относиться к ямам на дороге.
СЛОЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Годы идут, а автомобили остаются в разряде сложных производств. Примечательно, что на заре своего появления авто тоже относились к сложной продукции, хотя при взгляде из третьего тысячелетия самобеглые повозки совершенно не впечатляют. Плюс масса дерева, как будто смотришь на вариацию кареты.
Здесь нужно включать принцип историзма и смотреть на автомобили различных исторических эпох с учетом развития конструкторской, инженерной, производственной и технологической мысли. Автоматические дворники и электрические стеклоподъемники на определенном этапе просто не могли появиться в серийных моделях.
Аналогичные метаморфозы произошли и с производственной базой. Современный автомобиль требует больше станков, оборудования, микрочипов, всевозможных специфических материалов. Порой возникает парадокс, когда количественно машин на единицу станков производится меньше, чем в прошлые индустриальные эпохи, поскольку выросла сложность и комплектация самих единиц продукции.
Лидерам прошлых лет нужно постоянно подтверждать свой статус, поскольку здесь невозможно занять вершину раз и навсегда. Недавний показательный пример. В США инженерные дипломы Оксфорда и Кембриджа больше не котируются на высшем уровне. Понижение ранга ведущих вузов Великобритании в технической сфере произошло из-за сокращения общей промышленной базы Альбиона.
В Великобритании больше нет того изобилия сложных промышленных производств, которые сделали славу английским механикам в XIX веке. Как результат, современные инженеры не могут получить качественную производственную практику, где теоретические знания университета обкатываются и закрепляются в заводских цехах или на судостроительных верфях.
Все элементы сложного производства от научной школы до готовой продукции живут в единой экосистеме. Если из нее убрать один важный элемент, то есть упростить цепочку, то деградирует вся сложившаяся и устоявшаяся система. Далеко за примерами ходить не надо. Сначала авианосец «Куин Элизабет» непривычно долго строили, а теперь он не вылезает из ремонтов. С точки зрения британских традиций судостроения ситуация вопиющая, но в целом это уже новая нормальность.
Сложное производство в виде казахстанского автомобилестроения усложняет общую структуру экономики республики. В лучшую сторону меняются рабочая сила, культура труда, логистика и многие другие вещи, связь которых с автомобильным производством для неспециалиста кажется неочевидной. Поэтому одна производственная линия от Kia Corporation на Костанайском автозаводе по факту лишь видимая часть большого машиностроительного айсберга.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛ
Одно рабочее место в машиностроении создает 8-9 рабочих позиций в смежных отраслях. При этом производственные рабочие места в данном секторе не могут появиться из ниоткуда. Промышленный капитал подразумевает производственные площади и землю под них, станки, оборудование, трудовые и управленческие кадры, закупку сырья и комплектующих с последующим выпуском и реализацией готовой продукции.
Промышленный капитал – это всегда масштаб. С небольшим стартовым капиталом можно заняться торговлей или оказанием каких-либо услуг по микрокредитованию включительно, а вот производство автомобилей сюда совершенно не попадает.
Крупное или даже среднее машиностроительное предприятие – это всегда риск, поскольку конкуренцию никто не отменял. Еще это сложно, что тоже составляет отдельный блок трудностей и усилий. Скорость окупаемости инвестиций в промышленных проектах тоже довольно медленная.
На заре независимости Казахстана мало кто горел желанием заниматься сложным промышленным производством. Максимум, на что существовал тренд – это добыча разнообразного сырья и отправка его за границу не глубже первого передела. Еще под это подвели идеологическую базу в виде «продадим сырье и все необходимое купим», «сидеть у фонтана, слушать «Битлз» и кушать алкоголь можно и без заводов с фабриками», ну и тому подобное.
А потом случилась пандемия. Вдруг как-то резко выяснилось, что для получения в свое распоряжение даже обычных медицинских масок одного выделения финансовых средств недостаточно. Чтобы купить маски нужен кто-то, кто готов их продать, а он запросто может оставить их себе или продать кому-нибудь другому, беря во внимание не только денежные соображения.
Торговая война США с Китаем, бесконечный поток санкций, контрсанкций, эмбарго и прочих ограничений очень наглядно показывают, что цепочки добавленной стоимости – это не абстракции экономистов. Сегодня сложные производства для многих государств превратились в вопрос их выживания на современном историческом этапе.
В отличие от финансовой пирамиды, которая может прийти куда угодно, промышленному капиталу нужна определенная среда. Сюда входят электроэнергия, вода, коммуникации и люди, которые если не сразу могут трудиться на сложных производствах, то хотя бы готовы учиться для этого.
Костанайский автозавод компании Allur – почти 2,5 тысячи работников. Самим фактом своего существования они показывают, что машины их сборки конкурентоспособны и пользуются спросом как внутри Казахстана, так и на рынках ЕАЭС. Поэтому производственным партнерам из Южной Кореи было довольно легко понять с кем они имеют дело и каковы перспективы промышленной кооперации на данном направлении.
Вещи, с которыми работает промышленный капитал, всегда можно посчитать в штуках, литрах или килограммах. Из-за этого и сами компании вместе с производственными активами всегда предметны. Они не могут стоить то в десять раз больше, то в десять раз меньше, как социальные сети, например.
А криптовалютная биржа сегодня может быть дорогим активом, хотя сама по себе ее природа весьма сомнительна, а завтра обанкротиться и не стоить вообще ничего.
В этом смысле очень хорошо и правильно, что государственное руководство Республики Казахстан делает ставку на реальные ценности.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости