Возобновление программы автокредитования в Казахстане полностью укладывается как в логику поддержки граждан, так и в необходимость стимулирования отечественного автопроизводителя. В выигрыше должны оставаться все: автолюбители, автопром, экономика и государство.
В современном мире автомобиль остается одной из несущих опор не только в вопросах собственно транспорта, но и с точки зрения социальной мобильности, комфорта, общего экономического самочувствия и технологического суверенитета.
ТРОПОЮ ТАШКЕНТА
Первым дорогу грамотной поддержки отечественного автопрома в регионе Центральной Азии протоптал Узбекистан. Одним из последствий данной государственной политики стало безусловное доминирование модели «Chevrolet Cobalt» от узбекских производителей хоть на дорогах столицы, хоть в отдаленной провинции.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) за январь текущего года в нашей республике продано 10083 новых легковых автомобиля и легкой коммерческой техники. Первое место при этом заняла модель «Chevrolet Cobalt» с показателем в 2783 единицы. Примечательно не только это, но и кратный отрыв от «серебряного призера» в месячной гонке – у «Hyundai Tucson» 789 продаж.
«Chevrolet Cobalt» очень заметно количественно прибавляет на дорогах Казахстана. Даже с парой лет назад прогресс весьма ощутим. Разумеется, до позиций этой модели на улицах Астаны, Алматы или Шымкента как в Ташкенте еще очень далеко, однако сам тренд не замечать невозможно.
В моделях семейства «Chevrolet», освоенных Костанайским автомобильным заводом, «Cobalt» стал первым пассажирским легковым автомобилем, которому было доверено прокладывать дорогу к казахстанским и российским клиентам.
Машина вышла отнюдь не на пустые рынки. Здесь нужно понимать, что «Cobalt» помимо автомобилей в своей ценовой нише, конкурирует с подержанными авто более высоких классов. Постсоветское пространство – это своего рода широкий простор для «возрастных» автомобилей, поскольку давно налажены цепочки поставок запчастей к ним, плюс хватает опытных автомехаников на СТО. И, тем не менее, «Cobalt» быстро стал набирать популярность.
Даже в базовой комплектации модель пользуется успехом за объемный багажник, малый расход топлива, хорошие скоростные показатели при, казалось бы, скромной мощности двигателя. Новый автомобиль, да еще надежно собранный из качественных компонентов – традиционно имеет предпочтение перед подержанными собратьями.
Судя по отзывам автовладельцев, почти все они приятно удивлены тем, как «Cobalt» переживает зиму хоть в Центральном и Северном Казахстане, хоть в Сибири или на Урале. «Печка жарит как в Ташкенте» – один из массовых образов, прописавшихся в Сети. Многие хвалят мотор, а это при всей важности прочих элементов – сердце любой машины.
Еще раз напомним, что триумф «Cobalt» пришелся на январь, а в феврале возобновила свою работу программа льготного автокредитования в Казахстане. Получается, что существует какая-то связь между популярностью данной модели и мерами государственной поддержки отечественного автопрома даже в тот момент, когда дополнительные финансовые стимулы еще не включены.
«Cobalt» лучше других конкурентов вписывается в ту нишу, которая попадает в своеобразное массовое золотое сечение, где сходятся интересы и возможности автолюбителей, автопроизводителей и государственной поддержки отечественного машиностроения.
ПРОЦЕДУРА И ФОРМАТ
С мая 2022 года АО «Фонд развития промышленности», являясь финансовым оператором программы льготного автокредитования, выделил банкам второго уровня 100 млрд тенге для последующего кредитования физических лиц-покупателей легкового автотранспорта отечественного производства.
Дальнейшая реализация программы, которая рассчитана на 30 лет, осуществляется на основе револьверного механизма кредитования, за счет погашения новыми заемщиками кредитных платежей.
С 6 февраля работает сайт autonesie.kz, на котором можно подать соответствующую заявку. Параметры для получения автокредита следующие. Стоимость автомобиля не более 15 млн тенге, сумма кредита не более 10 млн тенге. Первоначальный взнос 0%, а ставка вознаграждения 4% годовых.
ГЭСВ (годовая эффективная ставка вознаграждения) для заемщика, определяемая в соответствии с требованиями Национального Банка Республики Казахстан, не должна превышать 7,5 % годовых с учетом затрат конечного заемщика по страхованию и оформлению автотранспорта (в том числе в залог). Срок финансирования не более 7 лет.
Финансирование на одного заемщика предоставляется не более одного раза в течение двухлетнего периода. Заемщик самостоятельно оплачивает расходы по страхованию и оформлению в залог легкового автотранспорта отечественного производства.
Сама платформа работает по следующему алгоритму. После нажатия кнопки «Подать заявку» идет авторизация через ЭЦП (электронно-цифровая подпись). В ходе заполнения данных необходимо указать номер телефона и выбрать автопроизводителя.
Отдельно оговаривается, что после подачи заявки изменить автопроизводителя невозможно.
В общем, всем рекомендуется сначала подумать, навести справки, взвесить «за» и «против», определиться с выбором четырехколесного друга и только после этого заполнять все положенные формуляры.
В случае согласия с условиями договора заявитель нажимает на кнопку «Согласен с условиями оферты» и подписывает заявку путем ввода ключа ЭЦП.
Заявка может быть отклонена в двух случаях: если человек уже получил автокредит в рамках Программы (1 раз в течение 2-х лет) или на платформе находится его актуальная заявка.
По итогам проверки всплывает окно об успешной регистрации с указанием автопроизводителя. Проверить зарегистрированную заявку можно через «Личный кабинет».
Отдельно стоит сообщить, что претендовать на льготное автокредитование могут граждане Республики Казахстан с положительной кредитной историей, соответствующей критериям банков-участников Программы.
Заявитель должен зарегистрироваться на платформе. Затем он обращается в автосалон, где выбирает машину и получает счет на оплату. Далее он вместе со счетом на оплату обращается в банк, где получает гарантийное письмо. После банка заявитель обратно обращается в автосалон вместе с гарантийным письмом и оформляет автомобиль.
Для получения гарантийного письма в банке нужно соответствовать определенным требованиям. Наличие непрерывных отчислений за последние 6 месяцев для подтверждения дохода заявителя выступают показателем его платежеспособности.
Положительная кредитная история – это отсутствие просроченной задолженности по другим кредитам. Коэффициент долговой нагрузки – сумма выплат по имеющимся и будущим кредитам не должна превышать половины от официального дохода заявителя.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
В программе льготного автокредитования участвуют более двадцати моделей автомобилей. Если участник выбрал ТОО «СарыаркаАвтоПром», то ему доступны «Spark», «Nexia», «Cobalt» и «Tracker» из семейства Chevrolet.
Богатая своим видовым разнообразием группа Kia вошла моделями «Picanto», «Cerato», «K5», «Soul», «Seltos», «Sportage» и «Ceed».
Марка JAC представлена «S3», «S5», «JS4», «J7», «S7», «JS6».
От ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» можно выбрать модели «Accent», «Elantra», «Sonata», «Tucson», «i30» и «Bayon» из производственной линейки Hyundai.
Если мы сравним предлагаемый для льготного кредитования модельный ряд с топ-10 продаж новых автомобилей в январе, то в обоих списках найдем «Chevrolet Cobalt». Здесь же занявшая вторую позицию в продажах модель «Hyundai Tucson». На третьем месте «Kia Sportage», чью производственную линию недавно торжественно открывал Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочей поездки в Костанай.
Мы можем утверждать, что программа льготного автокредитования четко делает акцент на те автомобили, которые и сами по себе пользуются популярностью у населения в силу комплекса факторов.
С другой стороны, самоподдерживающий себя процесс развития отечественного автопрома вкупе с государственной поддержкой имеет тенденцию к расширению модельного ряда. Поэтому все указывает на то, что со временем для получателей льготных автокредитов будут доступны новые марки и модели четырехколесных друзей.
Для тех автопроизводителей, которые тоже входят в лидерскую десятку продаж новых авто, появляется дополнительный стимул задуматься о локализации своих производственных цепочек в Казахстане. Сначала это может быть крупноузловая сборка, затем мелкоузловая, покраска, сварка и другие производственные моменты, направленные на усложнение и углубление производственной кооперации.
Честная конкуренция – это конечно же хорошо, однако и разнообразная поддержка отечественного автопроизводителя со стороны государства тоже дело полезное. Кто хочет дополнительный ветер в спину от правительства, должен предметно подумать о своем производственном присутствии в республике. К тому же органы государственного управления в лице экономического блока кабинета министров много раз показывали свою готовность и способность к гибким схемам и графикам.
У машиностроения есть много хороших особенностей, одна из которых заключается в том, что когда производственный процесс набрал инерцию, то его трудно прекратить. Если вдруг требуются коррективы, то все заинтересованные стороны согласны находить компромисс и искать устраивающую всех модель изменений.
В конечном итоге от всего этого должен выигрывать автолюбитель в широком смысле слова. И тот человек, которому машина нужна для бизнеса, и тот, у кого на первом плане личные непроизводственные цели, должны найти те марки и модели, которые удовлетворяют их интересам. Ну и государственный интерес должен быть представлен на адекватном уровне. В конце концов, стартовый капитал для льготного автокредитования был представлен из правительственных ресурсов после политического решения.
В идеале хотелось бы расширения объемов кредитования. Уже прошлый год показал, что программа пользуется спросом. Тем более, когда на дворе не самое благоприятное с экономической точки зрения время. А тут человек сначала получает в свои руки средство передвижения или средство производства (автомобиль здесь может выступать в разных ролях), а потом уже покрывает его цену.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости