Запущенная на Костанайском автозаводе компании Allur мелкоузловая сборка автомобилей KIA тесно связала Казахстан (не только его производственный сектор) с южнокорейским машиностроительным гигантом. Принимая во внимание символическое значение данного события, присутствие на торжественном мероприятии Касым-Жомарта Токаева совершенно не выглядит избыточным.
ПРОСТО ВЕЛИКАН
За 2022 год во всем мире было реализовано почти 81 млн новых легковых автомобилей. При этом продажи Kia Corporation составили около 3 млн. Поэтому ничего удивительного в том, что в списке крупнейших публичных компаний мира от Forbes Global 2000 за прошлый год южнокорейский гигант занял 283 место.
В рейтинге от Forbes крупные компании оцениваются по четырем позициям – выручке, чистой прибыли, активам (по отчетности за последние 12 месяцев) и рыночной капитализации. Среднее арифметическое занятых в четырех списках мест выбирается в качестве интегрального показателя, согласно которому компании и расположены в итоговом рейтинге.
Правда, необходимо уточнить, что в список попадают только те компании, чей объем продаж составляет минимум $1 млрд, а акции доступны для инвесторов в США и стоят не менее $5 за штуку. То есть, фактически это американоцентричный рейтинг, что для фирм не из США создает дополнительные трудности при рейтинговании. Правда, тем ценнее получается место, завоеванное неамериканскими фирмами.
С производственной точки зрения Kia Corporation, чьей материнской компанией теперь является Hyundai Motor Group (33,8% акций), уже давно не только южнокорейский машиностроитель. Хотя главной производственной базой и своеобразной индустриальной метрополией была и остается Страна утренней свежести.
Своего рода витриной промышленных возможностей связки Hyundai и Kia на Корейском полуострове выступает заводской комплекс в городе Ульсан. Фактически этот крупнейший автокомбинат в мире представляет собой пять заводов, объединенных в единую систему.
Туристы ходят посмотреть на индустриальном чуде света не только на бесконечные производственные линии, выпускающие по 5800 (в среднем) автомобилей в сутки. Комплекс находится посреди горного леса и на его территории произрастает порядка 600 тысяч деревьев. Причал для кораблей может принимать суда дедвейтом до 76 тысяч тонн.
НОВЫЙ СВЕТ
Официальный слоган компании – «Movement that inspires» («Движение, которое вдохновляет»). В своих экономических движениях Kia Corporation пришла к тому, что главным рынком выступает Северная Америка (США, Канада, Мексика). Но если брать одну отдельную страну, тогда на первом месте будет Южная Корея (более 30% от общих продаж и почти 32% в качестве доли рынка).
Сразу оговоримся, что производственная граница между Kia Corporation и Hyundai Motor Group часто пунктирная. Есть заводы, которые одновременно выпускают модели «Kia» и «Hyundai», а на других предприятиях практикуется специализация. Южнокорейский автомобильный бизнес действует по обстановке: когда удобно, то оба автопроизводителя работают совместно, а где потребности другие – там самостоятельно.
Авторынок в США с долей 4,7% для Kia Corporation гораздо важнее, чем мексиканский. Вместе с тем, коммерческая практика показывает, что заходить к покупателю из Штатов достаточно удобно из Мексики – зона свободной торговли к этому располагает. В городе Уэст-Пойнт (штат Джорджия) построенный в 2010 году автозавод выпускает 340 тысяч автомобилей. А построенный рядом с Монтерреем в 2017 году завод в Мексике в настоящее время производит по 400 тысяч автомобилей в год.
В мексиканский завод Kia было инвестировано $3 млрд. Речь идет о допандемийных долларах, чья покупательская способность была существенно выше, чем сегодня. На эти деньги, среди прочего, было куплено 420 промышленных роботов.
Пусть у Мексики двусторонние соглашения о свободной торговле с полусотней государств, однако, когда речь идет о больших инвестиционных проектах, сама страна должна показывать хорошую динамику. Мексиканский авторынок с 2010 года рос на 10 % ежегодно, что и позволило южнокорейским производителям обратить на него пристальное внимание. В Латинской Америке у Мексики второе место по объему авторынка, где она уступает только Бразилии.
РОССИЯ И ЕВРОПА
В мире криптобирж и IT-стартапов запросто можно оказаться в ситуации, когда владелец бизнеса красит потолок со стремянки и вроде бы все выглядит прочно. А потом в какой-то момент лестница резко и неожиданно уходит из-под ног и тут выясняется, что, находясь под потолком невозможно держаться за кисточку. Автопроизводители себе такого поведения позволить не могут, поскольку имеют дело с конкретными материальными активами и осязаемой готовой продукцией.
Геополитическое напряжение 2022 года принесло массу вызовов многим гигантам мирового автопрома и все указывает на то, что текущий год тоже не обещает быть легким. Однако фундаментальная привычка машиностроителей действовать наверняка и с большим запасом прочности позволяет им гораздо увереннее стоять на ногах.
В войне санкций и контрсанкций Южная Корея оказалась поперек к главным участникам данного деструктивного процесса. Не стоит забывать, что перед этим был очень проблемный коронавирусный период. Однако Kia смогла пересобрать логистическую цепочку для своего завода в Словакии. Дело в том, что автозавод в Жилине не только 18% машинокомплектов отправлял на сборку в Калининград, но и сама Россия являлась главным рынком сбыта для данного предприятия.
На европейский рынок (вместе с Российской Федерацией) в 2021 году у компании пришлось 28,4% продаж автомобилей. Поэтому из России Kia уходила медленно, всеми силами стараясь минимизировать потери. Плюс элементарная ответственность перед покупателями по тем же запчастям, чтобы у автовладельцев был определенный задел на будущее. Никто не застрахован от геополитических обстоятельств, тем более, когда компания такая крупная и у всех на виду.
КИТАЙ
Самый большой автомобильный рынок на сегодня в КНР, поэтому Kia Corporation просто не могла не зайти на него. География опять же к этому очень располагает. Стратегия компании строится на том, что автомобили для конкретного рынка правильно и во всех смыслах удобно производить на нем же. Не исповедуй группа Kia/Hyundai такой подход, она могла бы и не оказаться в числе крупнейших мировых автопроизводителей.
Автозавод Kia Corporation в китайском Яньчэн (провинция Цзянсу) в настоящее время сдает свои производственные мощности в аренду компании Dongfeng из Поднебесной. Другими словами, южнокорейская компания практикует самые разнообразные форматы промышленной кооперации, которые исчисляются сотнями тысяч автомобилей для того же китайского рынка.
Даже при ближайшем рассмотрении линейка готовой продукции получается очень большой. Это легковые автомобили, универсальные автомобили (MPV), автобусы, полностью электрические легковые автомобили (электромобили).
Раздел спецтехники включает в себя автомобили дорожной инспекции, службы новостей, агитмобили, автомобили технического контроля, двухтопливные легковые автомобили, автомобили следственной группы, почтовые автомобили, автомобили с телевизионным оборудованием для торговых марок. Ну и еще нужно добавить двухтопливные легковые автомобили как самостоятельный производственный сегмент.
Автозаводы существуют не сами по себе и связаны с другими элементами машиностроительной индустрии. В китайскую сеть Kia/Hyundai входят центры исследований и разработок, которые находятся в Шанхае и Яньтае. Нужно помнить, что и сам китайский автопром прогрессирует в высоком темпе, плюс изобилие других автопроизводителей, готовых и занимающихся локализацией производства в КНР.
КАЗАХСТАНСКИЙ ЗАХОД
Вообще-то Республика Казахстан давно находится в зоне внимания Kia Corporation. Первые автомобили с узнаваемой эмблемой стали пробиваться на местные дороги еще тогда, когда их по иномаркам делили между собой немецкие и японские автопроизводители, а южнокорейские машины относились к разряду экзотики.
Время пошло на пользу сотрудничеству Казахстана и Kia. На предприятиях республики сборка моделей южнокорейского автогиганта осуществляется уже не первый год. Президент Токаев своим присутствием на Костанайском автозаводе просто подчеркнул фазовый переход на более высокий уровень локализации.
Когда в автомобиль вкладывается больше местного содержания, то это не только больше расходов человеческого труда, электричества и различных материалов. Появляются новые рабочие места, усиливается социальная стабильность общества.
Производственные рабочие места, результатом деятельности которых выступают материальные ценности – это совсем не то, что офисный планктон, за которым часто не бывает ничего, кроме углеродного следа.
Для простых людей работа на машиностроительном предприятии – это повышение собственной профессиональной компетенции и уверенность в завтрашнем дне. Для автомобильной компании – новые возможности для завоевания, расширения, удержания своей ниши на рынке.
Современный земной шар из-за научно-технического и коммуникационного прогресса стал очень компактным. Теперь даже для автомобильного производства не так критична привязка к морским портам, хотя внутриконтинентальное расположение заводов однозначно создает для логистов больше сложностей, чем прибрежное.
А еще на ограниченном планетарном рынке нельзя пренебрегать никакими страновыми сегментами и нишами. Мы сейчас говорим не только о Казахстане с его населением под 20 млн человек. Южнокорейские автопроизводители держат в фокусе и российский авторынок, на котором не хотят отдавать свою долю другим игрокам по крайней мере полностью.
Нахождение РК в Евразийском экономическом союзе с отсутствием внутренних таможенных границ объективно повышает интерес к автомобильному производству в том же Костанае.
Мы не спорим с тем, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды в зеркальных условиях, зато можно зайти в одну и ту же реку в разных местах.
Геополитические проблемы сузили для Kia дверь для прихода к российским автолюбителям напрямую, зато открыли форточку из Казахстана. К тому же бренд и модели в ЕАЭС очень многим знакомые и пользуются заслуженной популярностью, что тоже облегчает вход с боку.
У нашей страны во всем этом свой интерес, и он тоже очень весомый. А то зачем президенту приезжать на новую производственную линию «СарыАркаАвтопром»? У Касым-Жомарта Токаева очень насыщенный график и ограниченный бюджет времени.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости