Как наша республика переформатировала структуру посевных площадей и постепенно обновляет парк сельхозтехники, в том числе за счет собственного производства
По мере приближения к концу очередной посевной кампании становится вполне очевидным, что усилия правительства и отечественных машиностроителей по обеспечению аграриев сельхозтехникой местного производства уже приносят свои зримые плоды. Правда, в этой сфере предстоит еще немало сделать для выхода казахстанского сельского хозяйства на уровень развитых стран мира.
РОДИМЫЕ ПЯТНА ПРОШЛОГО
Исторически проблема здесь заключается в том, что в своем нынешнем виде аграрный сектор Казахстана сформировался в основном еще до обретения независимости – тогда разделение труда между советскими республиками позволяло обеспечивать его техникой с мощностей, расположенных за пределами страны.
В СССР главные центры машиностроения находились в России, Украине, Белоруссии и Прибалтике, откуда в Казахстан поставлялась основная масса сельхозтехники.
Собственное производство составляло лишь 10 % от необходимой номенклатуры. Исключение здесь представлял Павлодарский тракторный завод, основанный в 1966 году в результате масштабного освоения целинных земель. С 1968 году этот завод приступил к сборке тракторов ДТ-75М «Казахстан». Рекордным для него стал 1984 год, когда было собрано 55 тысяч тракторов. В те же годы на заводе начался выпуск широкозахватных жаток.
Значительную роль в такой экспансии сыграло постановление Совета министров СССР от 19 июня 1978 года за номером 520 «О мерах по дальнейшему развитию комплексной механизации сельскохозяйственного производства и оснащению сельского хозяйства высокопроизводительной техникой».
Перед министерствами тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, сельского хозяйства СССР, «Союзсельхозтехникой» и Советами министров союзных республик ставились задачи по дальнейшему развитию комплексной механизации сельскохозяйственных работ в растениеводстве путем всемерного повышения технического уровня и производительности тракторов и сельскохозяйственных машин.
А также удовлетворения потребности сельского хозяйства в высокопроизводительной технике, создания и внедрения в производство наборов сельхозмашин и орудий для работы с тракторами, обеспечивающих повышение эффективности использования тракторов.
На 1981-1985 годы были установлены объемы поставок сельскому хозяйству 1 млн. 870 тыс. тракторов суммарной мощностью 182 млн. лошадиных сил, 1 млн. 450 тыс. грузовых автомобилей суммарной грузоподъемностью 6 млн. 950 тыс. тонн и 600 тыс. зерноуборочных комбайнов суммарной пропускной способностью 3 млн. 902 тыс. килограмм в секунду.
Казахстану из этой армады причиталось 146 тыс. тракторов, 109 тыс. грузовиков и 93 тыс. комбайнов.
Основной вклад Казахстана в выпуск столь огромного количества техники приходился на Павлодарский тракторный завод, которому, согласно постановлению, устанавливалось задание по выпуску 55 тыс. тракторов ежегодно в 1981 – 1983 годах, 55,5 тыс. – в 1984 году и 60 тыс. – в 1985 году.
Кроме того, этому предприятию поручалось провести подготовительные работы по производству тракторов типа К-701.
Общий же объем выпуска тракторов в СССР на период 1981-1985 годов был определен в 3 млн. 134,2 тыс. единиц с увеличением ежегодного их производства с 600,5 тыс. до 666,4 тыс.
Совету министров Казахской ССР также поручалось освоить выпуск загрузчиков сеялок УЗСА-40, зубовых борон, рядковых жаток, дождевальных машин и установок, отделений бункеров активного вентилирования и вентилируемых бункеров, а также специализированных машин для механизации производства риса.
Увы, после развала СССР резкое падение объема сельскохозяйственного производства в Казахстане – почти в четыре раза к 1996 году по сравнению с 1990 годом – повлекло кризис и в отраслях экономики, связанных с обеспечением аграрным сектором.
Тот же Павлодарский завод к тому времени выпускал менее 2 тыс. тракторов, а в 1998 году и вовсе обанкротился. Планы по созданию на его базе республиканского технограда, выпускающего различную сельхозтехнику, также канули в лету.
Между тем сельскохозяйственное производство в Казахстане и в то время характеризовалось высоким уровнем механизации основных производственных процессов в растениеводстве и животноводстве. К началу 1997 года в сельском хозяйстве республики насчитывалось 165,1 тыс. тракторов, 59,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 38,2 тыс. жаток, более 200 тыс. единиц посевной и почвообрабатывающей техники и много другой техники.
Но при этом по сравнению с 1991 годом оснащенность сельского хозяйства по комбайнам сократилась примерно наполовину, по тракторам, почвообрабатывающей и посевной технике – на треть.
Практически прекратилось обновление парка сельхозтехники, так как аграрии лишились финансовой возможности покупать новые машины и оборудование. Это привело к быстрому старению машинного парка страны, большая часть которого подлежала списанию.
К тому же выросла и нагрузка на одну сельхозмашину, что повлекло рост потерь урожая. По официальным данным, обеспеченность тракторами в 1996 году составляла не более 84 % (по колесным типа «Кировец» — 71 %, МТЗ – 79 %), зерноуборочными комбайнами – 82 %, сеялками – 86 %, сеноуборочной техникой от 53 % до 69 % и грузовыми автомобилями – 77 %.
При этом на фоне падения платежеспособного спроса аграриев опережающими темпами росли цены на сельхозтехнику по сравнению с ценовой динамикой на их продукцию.
Сокращающийся парк техники вел и к ограничению площадей, на которых возделывались и убирались зерновые с соблюдением оптимальных агросроков, до 12 – 12,5 млн. гектаров с последующим их снижением. Соответственно росли и затраты на обновление сельхозтехники – по официальной оценке, только для производства зерна на площади 15 млн. гектаров необходимо было закупать машин на общую сумму в $1 млрд., чтобы обновлять парк на 10 % в год.
СЕЯТЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ, А СОБИРАТЬ – БОЛЬШЕ
Тем не менее, хотя общая посевная площадь под сельскохозяйственными культурами сократилась к началу текущего века более чем вдвое по сравнению с 1990 годом с 35,2 млн. гектаров до 16,2 млн. га, аграрный сектор Казахстана все же выстоял благодаря самоотверженному труду селян и продовольственной катастрофы не произошло.
А в первую декаду нынешнего столетия обозначился вполне устойчивый тренд по быстрому восстановлению посевных площадей, достигших в 2010 году 21,4 млн. гектаров.
Затем общая посевная площадь сельскохозяйственных культур стабилизировалась на уровне в 21-22 млн. га, после чего начались структурные изменения под влиянием политики диверсификации и интенсификации растениеводства, прежде всего за счет сокращения посевов пшеницы при одновременном росте ее урожая, как, впрочем, и других важнейших культур за исключением сахарной свеклы.
В прошлом году по данным Минсельхоза общая посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 22,7 млн. га с приростом на 2,5 % к 2019 году за счет увеличения площадей подо льном (18,6 %), пшеницей (6,8 %), сафлором (23 %), кукурузой на зерно (5 %) и овощебахчевыми культурами (1,3 %).
В текущем году посевные площади увеличатся в меньшей степени – на 0,8 % до 22,8 млн. гектаров, в том числе под зерновые и зернобобовые будет отведено 15,8 млн. га со снижением к прошлому году на 75,2 тыс. га (по пшенице – на 134,5 тыс. га до 12,0 млн. га) при увеличении площадей под масличными, кормовыми и овощебахчевыми культурами, гречихой и сахарной свеклой.
Примечательно, что при некотором увеличении посевных площадей в последнее время для их обработки используется меньший по численности парк техники, что говорит о росте производительности труда в этой отрасли и повышении уровня интенсификации производства.
Так, за последние пять лет численность тракторов снизилась со 152 тыс. единиц на начало 2016 года до 147,3 тыс. в 2019 году, сеялок – с 86,1 тыс. до 80 тыс., зерноуборочных комбайнов – с 42 тыс. до 38,5 тыс. Исключение составили посевные комплексы, число которых увеличилось с 3,5 тыс. до 4 тыс.
В нынешней посевной, которая уже практически завершена, по официальным данным задействовано 141,7 тыс. тракторов, 4,3 тыс. посевных комплексов, 73,2 тыс. сеялок и 221,2 тыс. почвообрабатывающих орудий. При этом техника концентрируется главным образом в целинных областях с их огромными посевными площадями.
К примеру, по данным местных властей, в Костанайской области в этом году к весенним полевым работам привлечено 25,6 тыс. тракторов, 1,1 тыс. посевных комплексов и 22 тыс. сеялок. В Акмолинской области задействовано более 16 тыс. зерновых сеялок и более 1,3 тыс. посевных комплексов.
СПЕШИТЬ РАВНОВЕКТОРНО
Объяснить статистический парадокс меньшей по численности техники для обработки растущих посевных площадей можно следующими факторами.
Во-первых, из эксплуатации выбывает изношенная сельхозтехника, так как большая часть ее нынешнего парка отработала свыше 15 лет при средних амортизационных сроках в 10-12 лет.
Во-вторых, на вооружение аграриев сейчас поступает более производительная новая техника.
В-третьих, быстро растет отечественное производство сельхозмашин и оборудования, вполне конкурентоспособных с лучшими западными образцами по критериям цены, качества и производительности.
В-четвертых, правительство Казахстана проводит вполне взвешенную политику импортозамещения и привлечения иностранных инвесторов в этой сфере, не закрывая полностью внутренний рынок для импорта дорогой сельхозтехники западного производства и настойчиво привлекая инвесторов из развитых государств к организации местного ее выпуска.
Ведь вполне понятно, что невозможно решить одним махом накопившиеся в этой сфере проблемы, уходящие корнями еще в советское прошлое отечественного агропрома.
Средний уровень обновления сельхозтехники примерно в 3,5 % еще некоторое время будет оставаться ниже оптимального в 6 % и желаемого в 10 %, так как замена старых машин и оборудования на новые требует гигантских средств.
Государство, конечно же, поддерживает аграриев здесь различными финансовыми рычагами, включая инвестиционное субсидирование с возмещением четверти от стоимости приобретенной техники, субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу.
Однако полностью взять на себя обновление сельхозтехники и просто дарить фермерам новую технику государству не по силам, да и не разумно в условиях рыночной экономики, поскольку будет означать фактически возвращение к советским временам административно-командной экономики.
Примечательно, что, прилагая большие усилия по развитию отечественного производства сельхозтехники, наше государство также субсидирует аграриям и покупку импортной техники в отличие от протекционистской политики в этой сфере, проводимой рядом стран, включая Россию.
У соседей в рамках соответствующей госпрограммы субсидии предоставляются только для поддержки своего сельхозмашиностроения. Схожий подход реализуется и в Украине, где компенсации аграриям выплачиваются только за покупку сельхозтехники местного производства.
Это и неудивительно, поскольку как отмечалось выше, в советское время в этих республиках, а также в Белоруссии, находились основные центры машиностроения.
Казахстану же приходится проводить гибкую политику баланса между импортом сельхозтехники и ее отечественным производством, так как пока по ряду ключевых позиций не удается полностью закрыть потребности внутреннего рынка.
Понятно и то, что эта диспропорция будет постепенно сглаживаться по мере увеличения выпуска отечественной сельхозтехники. В прошлом году, сложном для всей экономики из-за пандемии коронавируса, выпуск тракторов и комбайнов в Казахстане вырос на 20 % по сравнению с 2019 годом.
Производство тракторов достигло 2,6 тыс. единиц, в том числе 1 048 – в Акмолинской области («Беларус», «RSM»), 585 – в Костанайской («Lovol», «Кировец»), 561 – в Восточно-Казахстанской («Беларус»).
Выпуск комбайнов подпрыгнул в 2,4 раза до 962 единиц. При этом сельхозтехника отечественного производства не только стоит в несколько раз дешевле по сравнению с импортной за счет высокого уровня локализации, но и между ее местными производителями идет конкурентная борьба за рынок, что только к лучшему.
К примеру, наиболее доступному трактору в среднем классе «Белорус», выпускаемому на площадках компаний «СемАЗ», «КАИК» и «Композит Групп Казахстан» противостоит еще более доступный по цене легкий трактор «LOVOL 354» от «АгромашХолдинг KZ».
По комбайнам отечественного производства конкурируют «KazRost Engineering Ltd» с брендами «Vector» и «Acros», с одной стороны, и «АгромашХолдинг KZ», выпускающий «Essil».
А там, где у отечественных производителей нет местных конкурентов, они с успехом вступают в прямую конкуренцию с ведущими западными компаниями. Такая ситуация сложилась на рынке мощных тракторов – здесь выпускаемые на костанайской площадке «Кировцы» за счет меньшей цены успешно теснят позиции таких мировых грандов как «John Deere» и «Buhler».
Впрочем, иностранных инвесторов растущая конкуренция со стороны молодых казахстанских компаний не отпугивает – в прошлом году были подписаны соглашения о создании местных производств с такими гигантами мирового сельхозмашиностроения как немецкая «Claas» и австрийская «PÖTTINGER».
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости