Находящаяся в плачевном состоянии компания Анатолия Балушкина решила разместить «выедающие глаза» пиар-материалы
Субкультура не лучших казахстанских управленцев (будь то во власти или бизнесе) вновь дала о себе знать вчера – 23 июля 2020 года, применительно к попавшему в публичный скандал и финансовый шторм автозаводу группы компаний «Бипек Авто – Азия Авто».
Находившиеся в летаргическом сне после провала всех договоренностей с правительством, менеджеры Анатолия Балушкина, видимо, проснулись и перешли в странное пиар-наступление.
ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА
Почему странное? Ну, во-первых, как обычно это бывает у «не лучших» временные лаги между их информационной активностью иногда просто чудовищные. Такие компании, в кризисы или без них, могут месяцами отсутствовать в информационном поле, а потом вдруг ворваться в него с абсолютно глупыми и неуместными лозунгами.
В случае с «Бипек Авто – Азия Авто» таких лозунгов хоть отбавляй и выглядят они – «вырви глаз!», особенно на фоне грустных событий, происходящих вокруг автозавода предпринимателя из списка «Форбс» Анатолия Балушкина.
«Номер один в отрасли!», «Бессменный рыночный лидер», «Крупнейший налогоплательщик в автопроме», «Социально ответственный бизнес». Это заголовки и подзаголовки совершенно лобового пиар-материала погруженной в кризис компании из Усть-Каменогорска, размещенного накануне на сайтах «Форбс» и газеты «Время». 17 лет нам это «впихивают», отводя глаза от реального положения завода, и тем самым прикрывая очередной срок неисполнения соглашений с правительством.
Наверное, в «Азия Авто» кому-то до сих пор такое нравится, ради Бога. И ладно бы, если бы все эти «лозунги на плакатах» не противоречили большинству предыдущих статей и материалов в казахстанских СМИ, посвященных реальному положению дел на предприятии Балушкина.
Завод находится в подвешенном состоянии, все чаще общественностью поднимается вопрос о возврате вложенных в него преференций за неисполнение требований по локализации. Имеются огромные долги перед банками, которые видимо решили списать на «нового» никому неизвестного инвестора.
Мы уже дважды рассказывали о реальной ситуации с «Бипек Авто – Азия Авто», об их испорченных отношениях с правительством, об упущенных возможностях в рамках ЕАЭС, где для них, казалось бы, сделано все возможное и невозможное:
Плохое кино Анатолия Балушкина
Карт-бланш правительства заводу «Азия Авто» исчерпан
Проблема в том, что менеджеры «Бипека» запутались настолько, что начинают прямо противоречить сами себе. Ладно с этим выедающим глаза пиаром под названием «Номер один в отрасли!», который можно охарактеризовать как пир во время чумы, где все представлено так, как будто у компании Балушкина не было и нет никаких проблем. Одни сплошные успехи.
Однако опомнившиеся менеджеры «Азия Авто» опубликовали дополнительно в местном «Форбсе» уже не столь ошеломляюще лайтовую версию самих себя. Здесь они признали наличие проблем, из-за которых они якобы и сорвали договоренности с правительством по строительству и вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей.
«Осуществить запуск нового масштабного производства в намеченные сроки компании не позволил ряд форс-мажорных событий. Основными препятствиями к выполнению обязательств стали многократный обвал автомобильного рынка республики, изменение курса национальной валюты и трудности с привлечением финансирования», — признались в компании на интернет-страницах делового издания.
Если кому-то не изменяет память, то помимо вышеперечисленных причин, руководитель проекта нового автозавода группы компаний «Бипек Авто – Азия Авто» Ержан Мандиев заявлял о том, что разразившаяся в мире и нашей республике пандемия коронавируса и следующий за ней экономический корона-кризис, не позволит компании в срок осуществить строительство нового предприятия в сфере автомобилестроения.
И это несмотря на то, что другие отечественные компании, в том числе в отрасли машиностроения, даже невзирая на форс-мажорные обстоятельства, связанные с распространением Covid-19, запускают и развивают новые производства.
Понятно, что это не более чем отговорки. Другой вопрос, что апелляция «Бипека» к форс-мажорным обстоятельствам сложившимся вокруг предприятия, которую они позволили себе на площадке «Форбса», камня на камне не оставляет от неуместных и дутых победных реляций компании, которые они день в день разместили во «Времени».
Видимо, менеджеры Анатолия Балушкина не считают нужным хоть что-то объяснять читателям последнего издания. И тут одно из двух: то ли менеджеры свалились с Луны, то ли они полагают, что у поклонников издания память чуть лучше, чем у инфузории туфельки.
А вот в «Форбсе» соратники Балушкина не только признают наличие системных почти нерешаемых собственными силами проблем, но и делятся новостью о том, что спасать стоящий на грани завод будет некий инвестор – финансовый партнер, с которым уже все решено и достигнуты полюбовные договоренности.
ТОТ, ЧЬЕ ИМЯ НЕ НАЗЫВАЕМ
Это могло было сойти за сенсацию – много ли вы знаете инвесторов, которые в период нынешнего кризиса побегут спасать многомиллиардное по емкости предприятие, которое рискует превратиться в один из самых токсичных активов. Про национальных инвесторов верится с трудом, им бы самим выжить. Да и про иностранных – весьма сомнительно, учитывая то, сколь неохотно зарубежные инвесторы шли в обрабатывающую промышленность Казахстана даже в период бурного расцвета и роста нашей экономики.
Тем более – не верится, чтобы они щедро раскошелились на спасение бизнеса Анатолия Балушкина прямо сейчас в период сумасшедшей турбулентности на всех мировых рынках, включая казахстанский и евразийского экономического пространства.
Ну может быть кто-то и захотел бы проинвестировать во что-то, но зачем ему связываться с проектом, который сами же собственники не смогли довести до ума, где неровен час все будет похерено то ли из-за «особой мудрости» руководства, то ли потому что люди, даже с правительством своей страны, щедро выделявшим им субсидии, не смогли найти общий язык.
Вот и управляющие «Бипек Авто – Азия Авто» тоже, наверное, так думают. Иначе зачем им – какой смысл – скрывать имя нового инвестора, спасителя – финансового партнера. Ан нет. Не говорят они об этом, даже в, казалось бы, выгодном для себя материале. Тайна за семью печатями, да и только.
Зная похожие ситуации, когда у нас особенно любят распространяться о приходе инвесторов, которые, конечно же, «все порешают», предположим, что инвестора либо даже близко нет, либо с ним не достигнута договоренность, поэтому он становится тем, чье имя не называют.
Смешно то, что у нас часто ради пиара, разных «инвесторов», которые были совсем ни при делах, всеми возможными ласками и посулами завлекали в Казахстан на один день – подписать ничего не стоящую бумагу – меморандум, называется. Потом этот меморандум в прямом смысле слова выкидывали в мусорную корзину, а инвестор уезжал восвояси.
Нашим горе-менеджерам было хорошо – отчитались об очередном проекте в «будущем времени» и забыли. У инвестора помимо ласк и халявы в Астане, оставалась, конечно, чуть-чуть подмоченная репутация и нечистая совесть, но и то в рамках территории Республики Казахстан. И то, через пару месяцев все дружно забывали и об этом, прямо как инфузория туфелька.
А у «Бипека», похоже, так вообще бюджетный вариант. Не нужно никого приглашать – везти и подчевать в Нур-Султан, карантин же, как-никак. Просто взяли и написали на листке бумаги – будет у нас инвестор, который спасет Балушкина и его завод «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. А кто – не скажем!
Надеемся, наши власти не купятся на очередную провокацию, и создадут прецедент, взыскав вложенные преференции с существующего руководства предприятия.
НЕЗАДАЧЛИВЫЙ КРЕАКЛ
Со стороны может показаться удивительным такое легкомыслие, однако если знать персоналии, работающие на Анатолия Балушкина, то ларчик открывается просто.
Анатолию Михайловичу помогает один молодой креакл, родом из Усть-Каменогорска, когда-то бывший очень известным в алматинском консалтинге. Потом нежданно-негаданно человек исчез – запропастился лет на шесть, как будто умер, нет его.
Потом спустя шесть лет снова появился на год, потом снова исчез на три.
Так пропадает и появляется, затем снова пропадает.
Что характерно, если изучить доступные по нему источники, особенно в период, когда у Анатолия Михайловича возникли серьезные проблемы, то можно увидеть все что угодно, кроме непосредственной помощи Балушкину.
То человек озабочен новыми театральными постановками где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге, то негодует по поводу поправок в Конституцию РФ, предложенным президентом соседней России Владимиром Путиным и т.д.
Последнее особенно пикантно, учитывая то, что глава компаний «Бипек Авто – Азия Авто», насколько мы слышали, убежденный путинист (в смысле: за сильную руку, за ЕАЭС, за ценности, продвигаемые Путиным и т.д.). А тут такой кавардак с наемными креаклами.
Да и ладно, лишь бы для компании человек был полезен. Так нет же: что до забот «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, так нет его, он там лишь, где творческие вечера и фронда против Путина. А Балушкину – самому отдуваться или может быть какому-нибудь другому креативному пиар-менеджеру.
Но все же, возможно этот таинственно исчезающий пиарщик как раз и работает из «глубины поля»: может он диспетчер как Андреа Пирло? Может он дергает за ниточки всевозможных заказных материалов и вбросов в поддержку Анатолия Балушкина и очерняющих его оппонентов.
Но если так, то мы плавно подошли к тому, с чего начинали. То есть, алгоритм работы «Бипека» примерно следующий: несколько месяцев лежим на дне и спим, затем резко выскакиваем из укрытия – размещаем «вырвиглазные» пиар-материалы про себя любимых, потом снова на несколько месяцев погружаемся в летаргический сон.
Очень похоже, что именно за такую тактику, какую мы наблюдали накануне во всей красе, и отвечает наш креативный пиар-менеджер Анатолия Балушкина, пропадающий на много лет, а потом на некоторое время врывающийся в информационное пространство, чтобы все пали ниц и можно было быстро порешать все медийные вопросы разом.
Автор:
Инфраструктурные ведомости