5 системных причин: почему Казахстан стал резко проигрывать борьбу с COVID-19 в июле. Какие дружественные страны и как помогают нашей республике.
Эпидемия коронавируса стала серьезным испытанием для систем здравоохранения всех стран мира и выявила их слабые и сильные стороны. И, увы, мировые рейтинги готовности к ней оказались совершенно не соответствующими действительности: первая пятерка лидеров Глобального индекса безопасности здравоохранения, в которую вошли США, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Канада, продемонстрировали полную неготовность успешно бороться с инфекцией.
А США, медицина которых многими на постсоветском пространстве считается «образцом», до сих пор продолжают бить рекорды заболеваемости и смертности от COVID. В то же время, низко оцененные западными экспертами восточные государства (Китай – 51 место, Россия – 63 место, Казахстан – 83 место, Беларусь – 108 место, Узбекистан – 116 место и т.п.), показали, что способны остановить эпидемию. Разумеется, не без недочетов и допущенных ошибок.
БОРОТЬСЯ ВМЕСТЕ
В отличие от «северного соседа», РК немедленно ввел на своей территории карантинные меры, что позволило стране длительное время поддерживать число инфицированных на уровне от 200 до 500 заболевших в сутки. Лишь после ослабления карантинных мероприятий произошел резкий скачок заболеваемости с пиковым значением 2 июля свыше 20 тысяч заболевших.
С тех пор суточные показатели колеблются в пределах 1 100 – 1 900 новых случаев заражения, несмотря на возобновление карантина и предпринимаемые антиэпидемические меры.
Для сравнения – в России на пике заболеваемости число новых случаев достигало 10 000, а в настоящий момент снизилось до 6 000 в сутки.
Как показала практика борьбы с пандемией, противостояние ей возможно только с использованием самых передовых методик и средств выявления заболеваний, лечения наиболее тяжелых случаев и принятия профилактических мер.
А еще – необходимо перенимать положительный опыт борьбы с инфекцией у государств, обладающих мощной системой здравоохранения и фармацевтической промышленностью.
К сожалению, не у тех, что были в лидерах «Глобального индекса»: им самим пришлось несладко, а помощь они получали от «середнячков» — России и Китая. Впрочем, как и Казахстан, куда основная помощь пришла из этих двух стран.
«Помощь» же других стран, по большей части, сводится к дискредитации усилий руководства РК в борьбе с инфекцией.
Тесты на коронавирус были разработаны в России в апреле этого года, и уже 21 апреля при содействии посольства Казахстана в Москве в Казахстан было направлено 38 тысяч комплектов реагентов, каждый из которых позволяет протестировать 10 человек.
Еще в конце марта китайские специалисты вместе с коллегами из Южной Кореи, Японии и Швейцарии, начали видео- и очные консультации с казахстанскими врачами по борьбе с вирусом. Из КНР поставлялись медпрепараты и материалы, необходимые для борьбы с вирусом.
Помогла РФ и медиками, уже набравшимися опыта в лечении COVID-19. Так, 6 июля в Нур-Султане в дополнение к 22 московским докторам и 26 их коллегам из Подмосковья «высадился десант» из 31 российского врача, которые сразу же приступили к работе.
Самое важное, что они сделали, это немедленно изменили протокол лечения больных: их наработки, в отличие от рекомендаций ВОЗ, позволяют не допустить пневмонии и тромбоза легких, которые и являются основной причиной смертности от КОВИД.
20 июля группа из 15 российских специалистов приступила к работе в Костанайской области. С 23 июля саратовские врачи оказывают дистанционные (по видеосвязи) консультации своим коллегам из Западного Казахстана.
ВМЕСТО АНТИВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ – МИНЕРАЛКА
Проблема с недостатком собственных врачей возникла в Казахстане вовсе не сегодня.
Отъезд медиков начался после 1991 года в связи с процессами, происходившими на постсоветском пространстве: страну покидали русские, украинцы, белорусы, немцы. Да и этнические казахи тоже. И этот процесс не прекращается до сих пор. Вот и получилось, что Казахстан, усилив уехавшими высококлассными специалистами Россию, Украину, Белоруссию, Германию и другие страны, остался с «дырой» в преемственности поколений медиков.
Стало просто некому передать опыт врачей «старой закалки» тем, кто будет лечить население страны в 2020-50-е годы. И совершенно не исключено, что среди российских специалистов, которые прибыли помогать в борьбе с COVID-19, консультируют казахстанских докторов или еще будут помогать в борьбе с инфекцией, есть или еще будут те, кто мог бы успешно работать в Казахстане, но был вынужден уехать.
Но недостаток опытных врачей, способных успешно противостоять опаснейшей инфекции, отнюдь не единственная проблема, с которой столкнулись казахстанцы в условиях эпидемии.
Куда страшнее оказалось то, что возникла острая нехватка больничных койко-мест для зараженных. К сожалению, Казахстан не обладает такими же мощными ресурсами, как Китай и Россия, чтобы в мгновение ока построить медицинские центры для больных КОВИД.
Еще одна проблема, приведшая к настоящей панике среди населения, заключалась в том, что казахстанцы не могли купить лекарства, необходимые для профилактики заболевания и помощи тем, кого не смогли или не захотели (по причине «легкой» формы болезни) принять больницы.
Как рассказывают в соцсетях жители страны, из аптек мгновенно исчезли даже элементарные антивирусные, антигриппозные препараты, которые стали продавать спекулянты сразу в десять раз дороже. Из-за возникшего ажиотажа к пустым аптекам выстроились огромные очереди. Людям стало просто нечем лечиться.
Ситуацию удалось нормализовать лишь после «публичной порки», устроенной президентом страны тем, кто отвечал за положение дел в обеспечении лекарствами, и получения гуманитарной помощи. Были сняты с должностей глава Фонда обязательного социального медицинского страхования и СК «Фармация», подозреваемой в продаже препаратов, поступивших в страну в рамках гуманитарной помощи.
И дело не столько в слабости фармацевтической промышленности Казахстана, сколько в погоне за выгодой со стороны компаний, занимающихся поставками и розничной реализацией медикаментов.
Аптечным сетям и оптовым складам просто невыгодно держать на своих полках значительное количество лекарств одного наименования: их специалисты по финансам считают, что это – «замораживание оборотных средств». Вот и получилось, как пишет один из блогеров, «в аптеках можно было купить разве что минералку да экстракт подорожника (то есть пожелание от фармацевта быть здоровым)».
БРАТЬ ЛУЧШЕЕ И ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПЛОХОГО
Несмотря на меры по борьбе с эпидемией, предпринятые правительством страны и лично президентом Касым-Жомартом Токаевым, борьба с коронавирусом продолжается. Уже можно сказать, что катастрофического роста заболевания удалось избежать, благодаря карантину, который на данный момент продлен до 2 августа.
Тем не менее, нам есть чему поучиться у соседей. В частности, у РФ, где, помимо ввода дополнительных медицинских площадей и концентрации усилий на борьбе с инфекцией (благодаря чему удалось сбить число заболевших и гибнущих от вируса людей), огромное внимание уделялось помощи медикам.
Например, был не только организован сбор пожертвований на помощь медикам среди россиян, но и государство выделило дополнительную оплату труда врачей, занятых в ликвидации эпидемии: их снабжают лучшим оборудованием, снаряжением, препаратами.
На лечение каждого больного выделяется 200 000 рублей (около 1 млн. 175 тыс. тенге) из государственного бюджета, помимо средств, поступающих по линии Фонда обязательного медицинского страхования (аналог казахстанского ФОСМС).
Кстати, в связи с эпидемией коронавируса и нехваткой медицинских препаратов, у населения РК возникла масса претензий к работе страховой медицины, которую Казахстан по примеру других стран пытается ввести в действие. Люди не понимают, как получилось, что даже в условиях пика эпидемии они не в состоянии приобрести антибиотики без рецепта врача (по требованию некоторых аптек), не в состоянии оказать себе элементарную профилактическую помощь. Ведь, как известно каждому, легче предотвратить болезнь, чем потом с ней бороться.
Дело здесь в непонимании сути реформы, которая стремится приблизить казахстанскую систему оказания медицинской помощи к не лучшим мировым стандартам страховой медицины. Например, в Казахстане давно предпринимаются усилия внедрить достаточно спорную и подвергаемую жесткой критике в самих США, американскую модель страховой медицины.
Отнюдь не лучшей в мире, поскольку ни одна, даже «самая продвинутая» американская страховка не покрывает 100 % затрат на лечение, а около 40 миллионов американцев вообще не имеют права (не возможности, а именно права!) купить себе страховку.
Главными же выгодоприобретателями от этой системы являются страховые компании, а не граждане, о здоровье которых якобы должны заботиться медицинские страховые фонды. Которые, к слову, в ряде стран, практикующих подобную систему страховой медицины, полностью отказались возмещать затраты больных COVID-19 на лечение.
По сути, на данном этапе медицинской реформы система ОСМС Казахстана наиболее близка к тому варианту, что уже несколько лет назад был введен в России, но продемонстрировал себя с наихудшей стороны.
Так, в РФ региональные Фонды обязательного медицинского страхования превратились в карательные органы медицинских учреждений, поскольку главным критерием работы больниц и поликлиник для ФОМС стало не оказание качественной медицинской помощи пациентам, а, как и в США, строжайшее выполнение протоколов лечения, утвержденных свыше.
Любое, даже незначительное отклонение от данных протоколов, вне зависимости от того, к какому результату оно привело, даже если этот результат положительный, ведет к штрафам и отказу от полной или частичной выплаты медицинскому учреждению средств из ФОМС за лечение указанного больного.
И угроза подобного развития ситуации вполне реальна для Казахстана. Именно поэтому в ряде аптек стало невозможно приобрести самые необходимые препараты без рецепта врача: медицина не может получать средства без финансирования со стороны ФОСМС, а Фонд обязательного социального медицинского страхования требует от медиков строгого соблюдения протоколов.
Для чего требуется, чтобы в медицинской карточке пациента были указаны назначения исключительно тех препаратов, которые рекомендованы ФОСМС. Но, в отличие от Казахстана, в России, дополнительно к ОМС, существует еще и добровольное медицинское страхование, которое позволяет значительно расширить перечень «бесплатных» медицинских услуг и значительно снизить зависимость от «протокольной диктатуры» ФОМС.
Возможно, после преодоления эпидемии (а это непременно случится, ведь в той же России и других странах мира уже проходят испытания не только препараты для борьбы с коронавирусом, но и прививки от него), казахстанским медикам и Министерству здравоохранения, следует задуматься о путях проведения медицинской реформы, чтобы преодолеть те негативные явления в страховой медицине, которые выявил COVID-19.
Ведь в тех же самых США, помимо препаратов, назначаемых врачами по рецептам, всегда остается возможность купить таблетки, уколы, пилюли самостоятельно, не прибегая к дорогостоящим визитам к специалистам.
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Культурологические ведомости