Недавно казахстанская делегация во главе с Елбасы Нурсултаном Назарбаевым приняла участие в Форуме «Один пояс, один путь» в Пекине. Показательно, что нашу делегацию возглавлял первый президент Назарбаев, потому что именно он вместе с китайским лидером Си Цзиньпином пять лет назад инициировал этот проект.
По идее «Один пояс, один путь» сегодня — это глобальный инфраструктурный проект. Он начисто лишен политики, в нем одна лишь экономика и экономические интересы сторон.
Я бы сравнил его с глобальным инфраструктурным узором, который только-только плетется, в него встраиваются разные страны, хотевшие бы использовать с выгодой для себя собственный транзитный потенциал.
Например, Казахстан идеально вписывается в него благодаря своему географическому положению – мы соединяем Китай с Европой и в обратном направлении – Европу с Китаем. Через нашу территорию проходят поезда, груженные товарами из Китая, «пересаживаются» на паромы в Каспийском море, а затем идут дальше через Азербайджан и Турцию в страны Евросоюза.
Благодаря этому мы получаем огромную выгоду и дивиденды за счет предоставления нашей территории как пропускного коридора.
Например, как сказал по этому поводу Елбасы в Пекине: «Мы построили свой терминал на берегу Тихого океана в порту Ляньюньган, откуда идут поезда. Только в прошлом году прошло 6 300 поездов, из них 57% — по территории Казахстана. Это приносит инвестиции и дает старт созданию различных сопутствующих предприятий».
Многие у нас не совсем улавливают в чем смысл и перспектива подобного международного проекта. Дело в том, что Экономический пояс Шелкового пути, как еще называется этот путь, обладает сухопутным и морским коридорами. Морской к нам не относится, ведь мы не имеем выхода к открытому морю, как Китай, только к нашему внутреннему Каспийскому морю.
Казахстан все же типичная сухопутная держава. Поэтому мы и выступаем в качестве бенефициаров сухопутного маршрута. Но сухопутный транзит тоже разветвляется на несколько коридоров древнего Шелкового пути. И проход через нашу страну – это всего лишь одна возможность транзита, помимо пути в Центральную Азию, через Иран или сквозь Россию. Сейчас эта торгово-транспортная инициатива связывает более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки.
О чем все это говорит? На мой взгляд, мы должны и дальше не пренебрегать открывшейся возможностью и шансом поднять свою экономику благодаря участию в Экономическом поясе Шелкового пути. Потому что как видно в любой момент нас могут просто обойти, выключив из проекта, ведь альтернатива имеется. Но мы должны и дальше замыкать на себе большую часть грузопотоков. Чтобы у нас всегда помимо нефти, газа и сельского хозяйства был еще один источник доходов, пополнения бюджета – это поступления за счет транзита товаров.
Автор:
Экономические ведомости