Иногда слышу мысль о том, что личные подсобные хозяйства (ЛПХ) – это надежда и опора страны, что они, мол, обеспечивают до 80 % всей сельхозпродукции в Казахстане. Отнюдь это не так. Если быть точным, то сейчас обеспечиваемость продуктами питания со стороны ЛПХ не превышает 60 % по стране. Все остальное – это стремительно нарождающийся класс современных профессиональных фермеров (держателей организованных хозяйств), которые поставляют проверенную продукцию в магазины наших городов.
Нужно правильно расставить акценты: ЛПХ – это не плохо и не хорошо, это просто инструмент для выживания многих держателей подсобных хозяйств. Как правило, их продукция никак не проверяема – ни фитосанитарными службами, ни ветеринарными инспекциями. И она поставляется на местные рынки, базары, где продается дешево. Да, это ее конкурентное преимущество, но на том все ее конкурентные «скиллы» заканчиваются. Она некачественная, если говорить о продукции животноводства и может быть опасной, так как никакого контроля не проходила.
В то же время, продукция организованных хозяйств – малых, средних и крупных, которая с каждым годом все увереннее вытесняет сельхозпродукцию ЛПХ – безопасная и качественная, поступает на прилавки городских магазинов и супермаркетов.
В свою очередь, магазины и супермаркеты вытесняют рынки и базары. Таким образом, спор между ЛПХ и профессиональными организованными фермерскими хозяйствами де-факто надуман.
Это как спор между городом и сельской глубинкой, между продуктовым ритейлом и обычным базаром. И те и другие выполняют свою функцию. С той лишь очевидной разницей, что урбанизация – расширение городов, приток в них все новой рабочей силы, в том числе и из сельской местности, строительство и ввод в эксплуатацию все новых торговых площадей ритейлов, которые делают торговлю продуктами питания более цивилизованной и безопасной, это веяние времени, от которого никуда не уйдешь. Это будущее Казахстана, как сегодня – настоящее для большинства развитых стран мира.
Автор:
Экономические ведомости