Недавно в столице Армении прошло очередное заседание Межправсовета ЕАЭС. Обсуждался ворох вопросов, одним из которых стал «сахарный». Казахстан согласился на то, что с 1 января следующего 2020 года мы отменяем нулевую пошлину на ввоз сахара и тростникового сахара-сырца из третьих стран, то есть из-за пределов Евразийского экономического союза.
Объясню, почему это плохо для нас. Увы, сахарная отрасль является одной из самых проблемных, если речь заходит о нашем растениеводстве в сочетании с переработкой. Мы практически не выращиваем собственную сахарную свеклу и, как итог, полностью сидим на импортном продукте, будь-то тростник или уже готовый белый сахар. 90 % потребляемого нами и нашей соковой и кондитерской промышленностью сахара – произведено или выращено за пределами Казахстана.
Мы ежегодно ввозим порядка 300 тысяч тонн сахарного тростника и импортируем около 200 тысяч тонн белого сахара, производя из своей сахарной свеклы не более 50 тысяч тонн сахара каждый год. Емкость казахстанского рынка составляет примерно 500-550 тысяч тонн сахара ежегодно.
Посевные площади под сахарную свеклу находятся лишь в двух областях: Алматинской и Жамбылской, однако на них приходится не более 20 тысяч гектар, отданных под эту культуру. В качестве эксперимента, кстати, небезуспешного была попытка выращивать «белую свеклу» в Северо-Казахстанской области. Но, понятно, что без орошаемого земледелия эту культуру не вырастить.
Более того, у нас наметилась депрофессионализация и организационная неразбериха в этой отрасли.
Практически отсутствует отечественный посадочный материал: шутка ли, в стране имеется лишь одна компания – производитель семян сахарной свеклы – ТОО «Камкорлык», хотя его оборудование оставляет желать лучшего. Фермерские хозяйства, которые занимаются свекольным вопросом страдают мелкотоварностью, низкой урожайностью и слабой технической оснащенностью.
На сахарных заводах – моральный износ оборудования, да и у самих фермеров практически не осталось знаний, квалифицированных кадров и технологий по выращиванию сахарной свеклы.
Все это налагается на привычную неразбериху и неумение коммуницировать – в данном случае между производителями и переработчиками сырья, которые иногда знать друг о друге не знают. Ну и про побочные продукты переработки тоже говорить не приходится: жом, как компонент кормов для КРС и меласса, как основа сиропов в кулинарии у нас почти не используются.
А раз так, то нужно в обязательном порядке поднимать собственное производство сахара и поднимать, можно сказать, с нуля.
Именно поэтому еще в прошлом 2018 году при министре Умирзаке Шукееве была написана целая программа по развитию сахарной индустрии. Она была принята и работает в Минсельхозе по сей день. Не знаю, правда, читало ли ее нынешнее временное руководство.
Но так или иначе, в ней прописаны реалистичные установки. А именно, что активно работая в направлении обязательного привлечения иностранных инвесторов в строительство новых современных сахарных заводов, выдавая субсидии производителям сахарной свеклы, в том числе семеноводческим компаниям, в том числе на современную свеклоуборочную технику, мы сможем добиться снижения импорта сахара и тростника из-за рубежа до вменяемых 10 % только через семь лет – к 2027 году.
Именно поэтому весь прошлый год Умирзак Шукеев встречался с инвесторами, то в США, то в Китае, помимо прочего ведя с ними переговоры об инвестировании в Казахстан в строительство технологичных сахарных заводов. Потому что нам сейчас необходимо построить три новых завода с мощностью переработки – 18 тысяч тонн в сутки. Плюс модернизировать еще два действующих завода мощностью – 5 тысяч тонн ежесуточно.
Я не видел, чтобы кто-то сейчас среди новых менеджеров Минсельхоза продолжал эту работу, привлекая бизнес и договариваясь со стратегическими инвесторами о строительстве крупных сахарных производств в регионах страны.
Вместо этого мы видим, что на Межправсовете ЕАЭС одобряются невыгодные для Казахстана кабальные условия по принуждению нашей республики выставить таможенные пошлины на пути столь необходимого нам в ближайшие годы продукта. Все это подается, разумеется, под разговоры о заботе о внутреннем производителе. Но о каком внутреннем производителе, позвольте спросить. Наш производитель в лучшем случае закрывает только 10 % внутреннего рынка. Во всем остальном 90-процентном диапазоне простые граждане, а также казахстанская соковая и кондитерская отрасли жизненно зависят от импорта.
Если мы выставим пошлину на сахар и сахарный тростник с нового года, который мы завозим из-за пределов Евразийского экономического союза, обеспечивая 60 % внутренних потребностей, то дальнейшее развитие событий вполне предсказуемо. Осуществится два сценария.
Первый – сахарный тростник-сырец подорожает, что автоматически приведет к удорожанию любой продукции: от напитков до конфет и меда, что сделает их неконкурентноспособными как на внутреннем, так и на рынке ЕАЭС.
Второй – мы можем вообще отказаться или резко снизить импорт из третьих стран и закупать готовый сахар из России. Но это однозначно взвинтит цены еще больше. Во-первых, потому что это готовый продукт. Во-вторых, два-три основных поставщика, не сомневайтесь – олигопольно договорятся и поднимут специально для нас цены на 20-30 %. И деваться будет уже некуда. Что аналогично приведет к удару по нашей отрасли, а возможно и ее медленному краху, а заодно потянет за собой вниз отрасль садоводства и производства меда.
Я не хочу, чтобы мои слова превратно поняли: мол, выступает против Евразийского экономического союза. Нет, ЕАЭС – это выгодная экономическая площадка и союз, но только в том случае, если у тебя имеется свое производство, и твои чиновники умеют отстаивать интересы отечественных производителей, переработчиков, фермеров и сырьевиков. А если они ездят за границу просто отбывать номер, спать на совещаниях и одобрять все, что им подсунут, тогда о какой эффективности и работе на благо страны вообще идет речь.
Мне даже неизвестно ездил ли «человек-невидимка» новый министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, временно занимающий эту должность, на заседание Межправсовета в Ереван. Но очень показательно, что казахстанским СМИ эту новость прокомментировали все, кто угодно, но только не он – глава ведомства, кровно отвечающий за вверенные ему отрасли. Символично, что вместо него слово держала, например, руководитель одного из департаментов Миннацэкономики. Спрашивается, где интересы МНЭ, а где Минсельхоза.
Хотя еще в прошлом году я подробно рассказывал, как на совещании в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Москве экс-министр Умирзак Шукеев и вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева виртуозно вели переговоры с «превосходящими силами» коллег по ЕАЭС, только бы отстоять интересы казахстанских фермеров и не вводить невыгодные для них заградительные пошлины на европейские гербициды.
Умение вести переговоры – это особый талант государственных служащих, демонстрирующий в каком состоянии пребывает местная элита и насколько сильно то или иное государство, будут ли с ним считаться и прислушиваться к его мнению.
Про Казахстан уже шутят: сила казахстанской элиты заканчивается на границе страны. А дальше, мол, идет – элементарное неумение говорить и договариваться, формировать переговорную позицию: где нужно идти на компромисс, а где нужно и показать зубы.
Но я бы оспорил это высказывание. По мне так в нашей элите достаточно хороших переговорщиков, сила которых переходит за границу Казахстана. Вот только наряду с ними у нас чрезвычайно много и таких чиновников, чья сила и авторитет заканчиваются на границе их собственного кабинета.
А наряду с этим у нас до сих пор сохраняется неудовлетворительная ситуация с производством, причем производством очень многих компонентов, полезных для жизни и бизнеса, насущных как для внутреннего, так и для внешнего рынков. И в этой ситуации только в способности грамотно выстроить переговорную линию, защитить наиболее важные приоритеты, пролоббировать интересы своей промышленности и одновременно выиграть как можно больше времени для развития собственных предприятий, и заключается талант непревзойденного государственного переговорщика.
Автор:
Экономические ведомости