Лихорадочное внимание к сельскому хозяйству Казахстана продиктовано отнюдь не благостными обстоятельствами. Бушующая турбулентность в мире остро ставит вопрос: а как в стране с продовольственной безопасностью? Публика ищет аграрных лидеров, которые могут компетентно помочь в улучшении ситуации. Алмасбек Садырбаев, руководитель агродвижения «Shopan ata», позиционирует себя специалистом в сфере АПК. Вот только возникают серьезные сомнения, насколько его компетенции могут помочь общему делу.
ОРГАНИЗОВАТЬ И ВОЗГЛАВИТЬ
Что у Алмасбека Садырбаева не отнять – это понимание важности организации. «Я этой силы частица» – очень важное во всех отношениях состояние и ощущение, которое позволяет наращивать совокупный и личный социальный, экономический, информационный и политический вес. К сожалению, наш овцевод попал в ловушку туннельного восприятия реальности.
Согласно теории, каждый человек видит мир в соответствии с подсознательным набором ментальных фильтров, образовавшихся из его убеждений и опыта. Если проанализировать публичные высказывания г-на Садырбаева, то он видит вокруг себя только привилегии и государственные субсидии для латифундистов и крупных аграрных компаний.
В этой связи вполне логично и закономерно, что сельскохозяйственный производственный кооператив «Beskol-agro», судя по материалам судебных разбирательств, воспроизводил модель работы агроолигархов, которых так любит критиковать овцевод, только в миниатюре.
Хорек тоже хищник, и весьма свирепый, просто размеры не позволяют ему тягаться с волком или росомахой. А будь он при его повадках размером с рысь, то непонятно как даже медведь делил бы с ним территорию и кормовую базу.
Поэтому у Алмасбека Садырбаева везде видна четкая установка на масштабирование возглавляемых им структур, будь то ОЮЛ «Ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов Республики Казахстан» или «Shopan ata», которая себя иначе как «национальное агродвижение» не называет.
Если бы наш фигурант во главу угла ставил производственные показатели, то в его интервью все это каким-либо образом отражалось. Мол, у такого-то латифундиста гектара пастбищ хватает на содержание десятка овец, а у наших участников Ассоциации при аналогичной кормовой базе их дюжина.
Вместо этого он сразу уцепился за то, что не давать государственные субсидии тем, кто не занимается кормопроизводством – плохая идея.
Потому, наверное, что когда твои люди занимаются «бумажными» услугами, на первом месте стоит поголовье овец, а не то, чем их кормить.
Государство – это организация, и министерство сельского хозяйства – тоже. Поэтому акцент г-на Садырбаева на организационные структуры очень правильная и понятная вещь с точки зрения достижения поставленной цели. Министр же не будет общаться со всем движением «Shopan ata» – от него нужны представители. А здесь и наш овцевод всегда под рукой, тем более что за словом в карман он никогда не лезет.
Осознание того, что Алмасбек Садырбаев часто транслирует весьма спорные и неоднозначные вещи, приходит не моментально. К тому же он любит козырять частыми поездками «на места», где плотно общается с рядовыми тружениками, а потому якобы лучше знает их проблемы.
Дальше следуют передергивания и манипуляции. Например, фермерам не нравится утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику, поскольку он ее удорожает. Но ведь в сфере сельскохозяйственного машиностроения тоже есть свои труженики, и если утильсбор отменить, то многие из них останутся без работы. Государство для того и существует, чтобы гармонизировать и приводить к общему знаменателю разнонаправленные векторы интересов.
ЭХО-КАМЕРА
Туннельное восприятие реальности стандартно дополняется «эхо-камерой» (это уже из коммуникативистики). Данное информационное пространство подразумевает, что индивид встречается только с такими мнениями и убеждениями, которые отвечают его собственным, и не нуждается в рассмотрении альтернатив.
«Эхо-камера» Алмасбека Садырбаева получилась не только плотной, но и провоцировала его на постоянные конфликты с теми, кто в его «камерном» диапазоне не резонирует.
Разумеется, все люди стараются быть последовательными и настойчивыми в достижении своих целей, в мотивационных книгах упрямство даже приветствуется, но все хорошо в меру. А вот с чувством меры у овцевода как-то не сложилось.
Последнее обстоятельство хорошо проявляется не только в его конфронтации с главой МСХ или первым вице-премьером Романом Скляром. Даже Мухтар Тайжан, с которым г-н Садырбаев входил в Экспертный совет Комитета по управлению земельными ресурсами Минсельхоза РК, поделился в социальной сети Facebook публикацией по судебному разбирательству в отношении «Beskol-agro». Возможно, ему не понравилось, что из-за вечно неконструктивной позиции овцевода Экспертный совет могут ликвидировать, что по факту и произошло.
Г-н Тайжан сделал важную ремарку относительно приписок в селекционно-племенной работе с целью получения государственных субсидий. Такие схемы невозможны без непосредственного участия со стороны профильных чиновников на местах. В общем, наш фигурант возможно не такой уж простой человек из народа, плоть от плоти рядовых чабанов и строителей кошар. Связи с людьми, занимающимися составлением принципиально важных баз данных, у компаний-учредителей его Ассоциации, тоже имеются.
Мы уже ранее писали, что у Алмасбека Садырбаева плохо с ресидуэ (способность понимать мотивацию и интересы других людей, групп, политических сил, организаций, госструктур и прочих игроков, с которыми индивид вступает во взаимодействие). В переложении на эхо-камеру такое означает, что человек не способен к обратной связи.
Обычный индивид посылает свой запрос в конкретном направлении и ловит ответный импульс, а дальше на основе полученной информации корректирует свой курс в ту или иную сторону.
У г-на Садырбаева все принципиально иначе. Он как бульдозер двигается в избранном направлении, пока у машины не закончится топливо или она сломает свой щит о непреодолимое препятствие. Из-за этого с ним по всей видимости и не хотят иметь дело в профильных советах государственного управления. Потому что экспертов и специалистов приглашают с целью решить ту или иную проблему, а не получить дополнительную или целый букет.
ХИТРЫЙ МАРШРУТ
У Алмасбека Садырбаева фактическая часть деятельности часто не совпадает с декларативной. На сайте движения «Shopan ata» указано: защита прав сельскохозяйственных работников; консультации по всем вопросам сельского хозяйства; обучение и трудоустройство в сфере сельского хозяйства; привлечение инвесторов в агросектор; защита интересов фермеров перед государством.
Если мы обратимся к практической стороне судебного разбирательства в отношении ПК «Beskol-agro», то как-то не очень заметно, чтобы заявленные установки неукоснительно претворялись в жизнь.
Вероятно, у сельских товаропроизводителей есть право передать свой скот другому юридическому лицу, чтобы оно получило на него государственные дотации и половину передало крестьянам. Но это лишь в том случае, если субсидия является законной. Тогда кооператив-посредник предстает всего лишь затратной промежуточной инстанцией.
А вот если овцы используются в целях приписок, то расклад получается совсем уж нехорошим. Если сельский житель получает 50 % от субсидии за мероприятие, которое проведено только на бумаге (пусть и в электронном виде), то это уже квалифицируется как вольное или невольное соучастие в схеме с целью получения незаконной выгоды. В сельской местности страны криминала и без таких схем куда больше, чем пасторальной идиллии.
Консультации по всем вопросам сельского хозяйства – это как минимум нескромно. Скромность вообще здесь как-то не фигурирует в приоритетах.
В 90-ые годы на блошином рынке видел человека, который сидел не с хрусталем или значками советского периода, а с табличной «консультирую по всем вопросам жизни (цена договорная)». Это где-то близко. Далеко не каждый сельскохозяйственный НИИ напишет о себе такое на официальном сайте. Правда, НИИ – это ведь не «национальное агродвижение».
В обучение и трудоустройство в сельскохозяйственной сфере поверить вполне можно. Но бич Казахстана – это работающая бедность, а на сельских территориях особенно. Люди ищут высокооплачиваемые рабочие места, потому что за копейки можно в любом месте устроиться хоть на бахчу, хоть пропалывать грядки, хоть пасти чужой скот.
Каких успехов г-н Садырбаев добился в деле привлечения инвесторов в АПК – мы не знаем, а формулировка «защита интересов фермеров перед государством» сильно отдает фантомностью и популизмом одновременно. Вот интересы торговцев готовой иностранной сельхозтехникой без локализации в Казахстане – лидер «Shopan ata» осознанно или нет, но защищает последовательно. Здесь вопросов нет.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости