25-26 августа в Чолпон-Ате в Кыргызстане, проходит заседание Евразийского межправительственного совета, на котором обсуждаются интеграционные проекты Казахстана и России: выгоды и перспективы
В нынешней сложной геополитической ситуации два «локомотива» евразийской интеграции на постсоветском пространстве – Казахстан и Россия – продолжают задавать позитивный тон динамике сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза.
Обе страны выступают ключевыми партнерами по ЕАЭС, являющемуся основной интеграционной структурой нашего региона. При суммарном ВВП стран-членов ЕАЭС по итогам прошлого года в $2 трлн. 62,5 млрд. согласно данным Евразийской экономической комиссии, на Россию приходился $1 трлн. 778,9 млрд. или 86,2 %, тогда как Казахстан с $193,0 млрд. (9,4 %) занимал второе место.
Обе страны также лидировали по размеру ВВП на душу населения на основе паритета покупательной способности валют. По расчетам Всемирного банка Россия шла впереди в прошлом году с $32 803,4, за ней следовал Казахстан ($28 600,0).
При этом интеграция в ЕАЭС для всех участников объединения строится на принципах равноправия, в том числе и для России с Казахстаном. В этом смысле ЕАЭС отличается от того же Евросоюза в лучшую сторону. В складывающемся миропорядке многоцентризма именно участие в таких проектах, позволяет защитить свой суверенитет при значительном повышении конкурентоспособности и экономическом росте.
Сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, а статус наблюдателей имеют Молдова, Узбекистан и Куба. Напомним, что инициатором евразийской интеграции выступает Казахстан, первый президент которого озвучил идею создания ЕАЭС. Поддерживает интеграцию в рамках Евразийского экономического союза и нынешний глава Казахстана – Касым-Жомарт Токаев.
ЕАЭС позволяет всем странам участницам свободно перемещать товары, услуги, капитал и рабочую силу в рамках союза. Это гарантирует Казахстану, который имеет протяженные границы с государствами-членами Союза (Россией в 7,5 тыс. км и Кыргызстаном в 1,2 тыс. км), развивать экономику и сотрудничать с соседями.
В 2021 году Евразийский экономический союз нарастил объемы взаимной торговли до исторического максимума – 72,6 млрд долларов. Внешняя торговля стран Союза с третьими странами в прошлом году также продемонстрировала серьезный рост – более 844 млрд долларов, или на 35 % больше, чем в 2020 году.
Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС за прошлый год увеличился на 28 % до $26,1 млрд. За весь период функционирования этого межстранового объединения взаимная торговля Казахстана с партнерами выросла на 37,5 %, в том числе экспорт – на 33%.
По итогам первого полугодия текущего года объем взаимной торговли Казахстана с партнерами по ЕАЭС составил $12,6 млрд.
На недавней встрече в Сочи с российским президентом Владимиром Путиным Касым-Жомарт Токаев напомнил, что Россия занимает первое место среди партнеров Казахстана с объемом торговли по итогам прошлого года в $24,2 млрд. В нынешнем году по итогам первого полугодия Россия также лидирует с $11,6 млрд.
Президент Казахстана ясно заявил: «Каких-либо оснований, чтобы высказывать пессимистические прогнозы в отношении будущего нашего сотрудничества, конечно же, нет!».
А будущее это во многом зависит от уровня межпромышленной кооперации в ЕАЭС.
К примеру, открытие филиалов российских предприятий в Казахстане и совместных российско-казахстанских производств, переквалификация казахстанских специалистов в России поможет нашей стране решить задачи по индустриализации и развитию несырьевого сектора экономики.
Как подчеркнул на упомянутой встрече в Сочи российский президент Владимир Путин, «у нас и крупные проекты хорошие развиваются, работа в высокотехнологических сферах, в том числе в космосе. В общем, по всем направлениям работа движется достаточно активно, в позитивном ключе».
Так, совместно с казахстанской группой автомобильных компаний «Аллюр» российская «Татнефть» в апреле 2021 года начала строительство завода по производству автомобильных шин ТОО «KamaTyresKZ» в Карагандинской области, его запуск планируется к концу 2022 года. По планам, завод обеспечит рабочими местами более тысячи казахстанцев.
В январе прошлого года президент Токаев заявил, что «казахи должны быть технарями», но стране не хватает образовательных возможностей для подготовки специалистов.
Успешный свежий пример совместного проекта России и Казахстана в этой сфере – соглашение о сотрудничестве между «Татнефтью» и геологоразведочным колледжем города Семей.
С текущего года студенты этого колледжа будут проходить практику на предприятии в Татарстане.
Предстоящей осенью в Казахстане откроются филиалы двух ведущих российских вузов — Национального исследовательского ядерного университета МИФИ в Алматы и Российского госуниверситета нефти и газа имени Губкина в Атырау. А сейчас в казахстанской столице действует филиал МГУ им. Ломоносова, в Байконуре обучает студентов филиал Московского авиационного института.
— Несмотря на ухудшение внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки потенциал взаимодействия Казахстана и России по всем трекам – взаимная торговля, промышленная кооперация, научно-техническое сотрудничество, движение капитала и рабочей силы – только улучшается, если смотреть на ситуацию с казахстанской точки зрения, — пояснил «Ведомостям Казахстана» известный казахстанский эксперт, экономический обозреватель Сергей Домнин.
— Хотя оперативные данные взаимной торговли с Россией у нас не столь впечатляющие, как, например, с Китаем, однако общее направление скорее позитивное, поскольку в предыдущие кризисы в российской экономике экспорт существенно сокращался.
А если период относительно более крепкого рубля продержится на протяжении 4–8 кварталов, то у казахстанских производителей сложатся более комфортные условия торговли, и они смогут переориентировать дополнительные объемы на Россию, где сохраняется потребительская активность, а конкуренция после окончательного ухода западных брендов ниже, — отметил Домнин.
По словам эксперта, в ряде случаев нам даже ничего не нужно производить – мы уже фиксируем по официальной статистике активный реэкспорт товаров из Казахстана в Россию. В первую очередь, это касается бытовой электроники, однако не исключено, что за этим последует реэкспорт компонентной базы для продукции, не подпадающей под санкции Запада.
Как полагает Домнин, Казахстан впервые оказался одним из ключевых, если не безальтернативным (учитывая ограничения в отношении Беларуси) мостиком для выхода на российский рынок. Главным образом речь идет о международных или западных компаниях, которые по тем или иным причинам ушли из России, но сохраняют прагматичный настрой и готовы работать как на этот, так и на казахстанский рынок, который они тоже могли потерять из-за остановки операций в соседней стране.
— Уже фиксируется заметный переток как отдельных специалистов, так и российских компаний из технологичных секторов (прежде всего IT и финансового сектора) на казахстанские площадки. В этом плане проект МФЦА, который все предыдущие годы много критиковали, оказался как нельзя кстати.
Когда мы говорим о потенциале, важно помнить, что для его реализации необходимо предпринимать усилия. За последние 10–15 лет Казахстан уже значительно продвинулся в улучшении условий для бизнеса и создании системы стимулов для производителей на локальных площадках.
Сегодня необходимо, чтобы эта работа на низовом уровне — на уровне управлений предпринимательства и инвестиций в акиматах — не останавливалась. А на верхнем уровне чтобы не было резких пересмотров программ поддержки и смены того здорового прагматизма во внешней политике, которому Казахстан был привержен с момента обретения независимости, — подчеркнул Сергей Домнин.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости