Процессы, происходящие в нашем обществе, наталкивают на мысль о системности и сходстве с процессами, проходивших в свое время на Украине. Технологии эти шиты белыми нитками, основные триггерные точки лежат на поверхности. У них Степан Бандера – у нас свои «герои», у них УПА – у нас Туркестанский легион, ну и муссирование темы репрессий, и «голодомора» и прочая «антисоветчина» — любимая тема для прозападных СМИ и лидеров мнений. И эти параллели нельзя ни в коем случает замалчивать, а своевременное их купирование поможет стране избежать дестабилизации и скатывания в разрушительную для государства политику.
Некоторые факты навскидку как иллюстрация внедрения такой идеологии в казахстанское общество. В 2020-м году в свет выходи книга Сары Кэмерон «Голодная степь». По мнению автора книги, голод 1920–1930-х годов, с которым столкнулись помимо Казахстана и регионы Поволжья, Урала и т. д., «был результатом радикальной попытки Москвы превратить кочевые народы степи, которые были известны как казахи, и конкретную территорию, Советский Казахстан, в современную советскую нацию».
Зачем западные псевдоисторики вместо того, чтобы поднимать целые пласты собственной истории, полной трагических страниц колонизации, рабства и истребления целых народов посвящают себя изучению истории Советского Казахстана – вопрос риторический.
Помнится, и на Украине термин «голодомор» не был широко известен вплоть до 1980-х, пока американец Роберт Конквест при поддержке администрации президента Рейгана не ввел его в оборот. В 1990-е «голодомор» уже прочно вошел в украинский политический дискурс.
В 2021 году государственные и общественные деятели Греции выступили с осуждением намерений реабилитировать в Казахстане пособников карателей из Туркестанского легиона вермахта. Среди тех, кто подписал открытое письмо в адрес казахстанских властей, отметились двадцать известных деятелей ветеранских организаций, профсоюзного движения и Коммунистической партии Греции.
В письме они напомнили, что Туркестанский легион и мусульманские части СС действовали против партизан Греции, Италии, Франции, Югославии, Польши, Белоруссии, Украины и сил сопротивления Бельгии. Надо думать, что не только Греция, но и партнеры по ЕАЭС и ШОС, а также Израиль не одобрит инициативу реабилитации Туркестанского Легиона вермахта.
А вот как прокомментировал ситуацию в Казахстане политический обозреватель портала Zona.kz Владислав Юрицын:
«Назвать ситуацию в Казахстане калькой с украинской было бы преувеличением, однако применяемый заинтересованными силами арсенал средств и алгоритм действий применяется идентичный.
Медийное пространство просто бурлит от всевозможных русофобских материалов. Вторым блоком идут антисоветские публикации, видеосюжеты, посты в социальных сетях, а есть еще пограничная зона из микса русофобских и антисоветских нарративов.
В последние недели видно, что власти озаботились масштабом происходящей информационной вакханалии. Думается, это связано с тем, что Ак Орде во всевозможных истеричных публикациях тоже регулярно достается за «прогибы под Россию». У постороннего наблюдателя может создаться впечатление, будто у народа Казахстана нет иных чаяний, кроме как погибнуть за Украину в бою с ЧВК «Вагнер».
В Казахстане давно работает сеть проектов «Радио Свобода», а также существуют медиа и организации, поддерживаемые американскими USAID и Internews. На 2019 год было известно об иностранном финансировании 200 НПО Казахстана, причем 70 % средств приходилось на США.
Именно прозападные медиа и организации продвигают антироссийскую и националистическую повестку в казахстанских СМИ и социальных сетях.
Токаеву досталось непростое «приданое». По соусом «возвращения национальной идентичности» от государственного управления в Казахстане практически отрезаны представители этнических меньшинств. Дискриминация по языковому и этническому признаку не допустимы, это разрушает основу нашего процветания и безопасности. Согласно Конституции РК народ Казахстана един и обладает равными правами. Нельзя допустить разделения нашего общества на «своих» и «чужих».
Русские и славяне представлены в руководстве всех структур государственной власти Казахстана, но их число не соответствует реальному соотношению этнических русских в стране. В 1991 году в республике проживало 6,2 млн русских (40 % населения), к началу 2021-го их число сократилось до 3,4 млн (18 % населения). Большинство русских граждан страны проживают на севере, в городах Павлодар, Петропавловск, Костанай и Кокшетау.
Технологии раскола общества не раз применялись на Украине и в других уголках земного шара, приводя государства к разрушению. Управлять расколотым обществом проще, ведь когда глубинный народ занят национальными спорами, поиском «врагов» среди своих же граждан, некому поднимать действительно важные вопросы – о пересмотре кабальных договоров о недропользовании, земельные вопросы, вопросы о модернизации инфраструктуры и т.д.
Приоритет Казахстана – поступательное эволюционное развитие. Мы видим, что путь ненависти – потворство радикальному национализму, враждебная к соседям риторика – ведет лишь к разрушениям, новым дорогим западным кредитам и потере своих же людей, которых у нас всего 19 миллионов.
Владислав Юрицын подтверждает опасения редакции:
«Сейчас опять же годовщина дунганского погрома трехлетней давности. В то время казахский социум гораздо слабее подогревался всевозможной ксенофобией, но для трагических событий хватило. Поэтому власти реально опасаются, что проявляемые напряжение и ненависть в информационном поле могут выплеснуться в офлайн.
В какой-то момент произошел переход количественных изменений в качественные. Из-за этого власти и всполошились. К тому же электоральная кампания по выборам в Мажилис и маслихаты сама по себе активизирует политическое поле для потенциальных эксцессов. Среди кандидатов в депутаты непропорционально большой процент национал-популистов, а они знают только деструктивную и сказочную риторику».
В 2021 году бывший заместитель руководителя Администрации президента Казахстана Даурен Абаев назвал жесткие действия требовавших предоставления услуг на казахском языке в госучреждениях и магазинах проявлением «пещерного национализма».
Как отмечал в ходе XXXI сессии Ассамблеи народа Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Казахстан является многоязычным государством, и, хотя государственным языком является казахский и власти должны прилагать усилия по «укреплению его статуса», но «не в ущерб другим языкам и гражданам, которые говорят на других языках».
Насколько будет продвигаться миротворческие и консолидирующие указания президента покажет будущее.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости