Общественного мейнстрима уныния и разочарования по поводу нового кабинета министров Казахстана мы не разделяем. Разумеется, правительство во главе с Алиханом Смаиловым – это переходный вариант и по ходу работы в нем будут производиться перестановки. Однако новый вселяющий оптимизм курс уже прослеживается достаточно внятно.
ЭФФЕКТ МЮНХГАУЗЕНА
Кадровые расклады января 2022 года своими корнями уходят в середину «нулевых» годов, когда государственный аппарат республики стал клониться в сторону упадка и деградации. Нормой бюрократической жизни стали склоки, интриги, подсиживание, вражда министерств, борьба кланов, заполнение должностных позиций людьми из своего чиновничьего табора.
Все вышеперечисленное отбило желание у очень многих нормальных людей работать чиновником и строить карьеру на государственной службе. Примечательно, что очень выгодной формулой стало находиться при власти, но не в самой власти, поскольку административный аппарат стал крайне токсичным местом.
До последних дней вменяемые чиновники задавали себе вопрос «зачем ты здесь?» почти в гамлетовском духе. Из-за перечисленных «эффектов» к моменту перезагрузки системы и развороту на здоровые рельсы кадровый ресурс оказался объективно скудным. На момент формирования нового состава правительства высший госаппарат оказался в состоянии барона Мюнхгаузена, которому пришлось тянуть самого себя за волосы из болота. Само торфяное болото еще и подожгли.
Теперь можно запускать вербовочные руки в институты гражданского общества, бизнес, экспертную и научную среду, но первый шаг в условиях режима чрезвычайного положения пришлось делать с теми персоналиями, которые оказались под рукой в критической ситуации.
Сейчас пойдут предложения для тех людей, которые кажутся интересными и востребованными под стоящие перед государством задачи. А они уже будут думать и обдумывать, выторговывать позиции и условия.
Государственный аппарат остается сложнее самогонного. Многие люди, не знакомые с требованиями бюрократической работы, часто воспринимают административные процедуры в качестве вещей излишних и бессмысленных. Вместе с тем, они неизбежны, ведь государство – это организация, причем гигантская, поэтому обязательны документооборот, иерархия, инструкции, приказы и контрольные механизмы.
Если взять яркого специалиста со стороны и посадить его в министерское кресло или на руководство агентством, департаментом, то обязательно нужен толковый заместитель-аппаратчик. В противном случае никакой талантливый назначенец не сможет работать в резонансе со всей бюрократической машиной и приносить ту пользу и отдачу, на которые от него рассчитывают. В общем, направление должны задавать одни, а осуществлять их организационно-техническое сопровождение другие.
КОГО «УШЛИ»
Мы не ставим задачу провести подробный анализ январских перестановок на властном олимпе, поэтому остановимся на знаковых и характерных переменах. Среди лишившихся своих постов бросается в глаза фигура экс-министра юстиции Марата Бекетаева. В 2009 году он попал в поле зрения правоохранительных органов и СМИ за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Арестованный ныне Карим Масимов любил чиновников со слабостями, а потому взял г-на Бекетаева в свой табор и на карандаш.
Минюст – это прежде всего оформление различных сделок с участием государства, своеобразная огромная база данных. Можно быть уверенным, что Марат Бекетаев сейчас деятельно раскаивается, сотрудничает со следствием и сдает своего патрона с потрохами. Его личностные качества в том порука. Сама нынешняя должность экс-министра – советник премьер-министра – больше похожа на соблюдение приличий и политеса.
Дела в Министерстве юстиции оказались настолько плохи, что во главе поставили Каната Мусина, фактически человека со стороны. Но это управленец вполне компетентный в юридических вопросах, если посмотреть на его послужной список. Такой авгиеву конюшню Минюста почистит достаточно быстро.
Бейбут Атамкулов лишился своего поста министра индустрии и инфраструктурного развития в силу ярко выраженной старорежимности. Кем он только не был за свою карьеру, чего только не возглавлял. Сам по себе г-н Атамкулов глава большого и богатого клана, но сейчас это не является плюсом при назначении на должность. Даже наоборот, клановость теперь не в моде – нужны компетенции.
Магзума Мирзагалиева убрали с должности министра энергетики. С одной стороны Минэнерго виновато (хотя бы отчасти) в двукратном росте цен на автогаз, с чего начались протесты в Западном Казахстане (к счастью, мирные). С другой стороны, г-н Мирзагалиев оказался неподходящим управленцем для сложного времени. Он всего боится, не конфликтоустойчив, болезненно реагирует на любую критику.
Министр энергетики – это совершенно не та позиция, на которой можно угодить всем. Такая политика сама по себе тупиковая. Вот и Магзума Мирзагалиева она погубила. Вообще-то наш фигурант назначен советником президента, а это своего рода кадровый резерв для серьезных должностей. Возможно, он еще пригодится, когда время станет побогаче и поспокойней.
Закатилась звезда Кайрата Келимбетова, носителя титула «нет такого дела, которое он не мог бы завалить». Такого функционера давным-давно следовало отправить в отставку, однако до январских событий он возглавлял Агентство по стратегическому планированию и реформам, где ничего полезного не делал.
Тихо ушел экс-премьер Аскар Мамин. Тоже человек во многом прошлой эпохи. Когда все на фоне беспорядков искали Нурсултана Назарбаева, то вопросом, где теперь г-н Мамин вообще никто не задавался.
ПЕРЕГРУППИРОВКА
Первым заместителем премьер-министра назначен Роман Скляр. Это означает, что получила повышение и сфера промышленной политики республики. Установка президента Токаева на увеличение технических специалистов в вузах и снятие акцента с гуманитарных специальностей будет иметь продолжение в повышении роли машиностроения.
Г-н Скляр считался креатурой Аскара Мамина, однако сохранился и даже упрочился в новом составе правительства. Следовательно, глава государства его работой в курируемой сфере доволен. Ну а что касается ликвидации компании «Оператор РОП», которая вела сбор утилизационных платежей и распоряжалась ими, то в компетенцию вице-премьера она не входила.
Про Ералы Тугжанова накануне бунта/мятежа ходили слухи, что президент не оставит его в кадровой обойме. Однако старый управленец оказался человеком не робкого десятка. Сразу отправился к митингующим в Западный Казахстан, запросто выходил в народ и старался наладить конструктивный диалог с взвинченными людьми.
Личная смелость не осталась без внимания, и г-н Тугжанов хоть и потерял в должности вице-премьера добавку «первый», зато остался в новом правительственном раскладе.
Аналогично можно сказать о Ерлане Тургумбаеве. В условиях измены и саботажа глава МВД очень деятельно занимался подавлением беспорядков и «проснувшихся» ячеек радикалов, а потому делом заслужил доверие Касым-Жомарта Токаева.
В отличие от Нурсултана Назарбаева, который перемещал высших государственных функционеров по горизонтали, президент Токаев поощряет вертикальный рост управленцев. Пять министров нового кабинета заняли свои должности стартовав из позиции первых заместителей.
Если мы возьмем Каирбека Ускенбаева, нового министра индустрии и инфраструктурного развития, то он несколько лет проработал первым замом при Бейбуте Атамкулове. Учитывая специфику подобных административных связок в условиях Казахстана, можно смело утверждать, что главная часть текущей работы находилась на г-не Ускенбаеве. Поэтому фактически он занимается своей обычной деятельностью, только с явным повышением властных полномочий.
МЕРИТОКРАТ
Новый премьер-министр Алихан Смаилов олицетворяет собой шанс на построение экономики, где во главу угла будут поставлены интересы страны и общества. До последнего момента императивом управленческих практик было обогащение конкретных персоналий, кланов и групп, а также срощенной с ними бизнес-среды. Как корысть исполнителей влияет на провал поставленных задач, в Казахстане знают не понаслышке. Теперь хотелось бы увидеть работу в кардинально ином ключе.
Г-н Смаилов зарекомендовал себя поборником профессионализма еще будучи председателем Агентства по статистике. Можно спорить на предмет математических моделей, по которым собираются и аккумулируются те или иные статистические данные, однако этот управленец мог понятно объяснить журналистам откуда берутся те или иные цифры.
Другая сильная сторона премьера – отсутствие клановой принадлежности. Алихана Смаилова невозможно приписать к какой-либо властно-финансовой группировке вне сетки его профессиональной деятельности. Собственного табора чиновников у него тоже нет, а потому элитарий не озабочен пристраиванием своих нукеров на любые возможные позиции в штатном расписании.
А вот соратники и единомышленники у нового руководителя правительства есть. К ним можно отнести Асета Иргалиева, возглавившего Агентство по стратегическому планированию и реформам, а до этого возглавлявшего Министерство национальной экономики. Г-н Иргалиев вообще персона с большим потенциалом и явно будет востребован в новых реалиях.
Ерулан Жамаубаев, нынешний министр финансов, по набору профессиональных и личностных характеристик может быть смело отнесен к команде нового премьер-министра. К тому же они продолжительное время работали в тесном контакте и проявляли взаимопонимание.
К этой же группе добавим Ербола Карашукеева, главу Минсельхоза. Сельское хозяйство и АПК – это по определению проблемное поле работы, тем более в Казахстане, где помимо решения вопросов продовольственной безопасности волей-неволей приходится решать проблему латифундистов и «любителей» государственных субсидий.
Как мы видим, в новом составе правительства уже есть люди, про которых можно сказать компетентные, смелые, надежные, конфликтоустойчивые, без родимых пятен коррупции и клановости. В ситуации, когда раздвоение верховной государственной власти закончилось, условия работы для них однозначно улучшились. Всем хочется быстрых результатов, но пусть для начала все хотя бы планомерно двинутся в стратегически верном направлении.
Алексей ВЬЮГИН, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости