Какие фермерские хозяйства нового поколения ставятся в пример и имеют отличную перспективу развития
Столичные блогеры и представители СМИ посетили ряд сельскохозяйственных комплексов в двух регионах Казахстана – Карагандинской и Акмолинской областях. Предприятия, кредитуемые на заемные средства Аграрной кредитной корпорации (АКК) планомерно развиваются в рамках стратегии, заданной Министерством сельского хозяйства РК.
ПОТОМСТВО ОТ «ЖАКЕ»
Крупнейшая в Карагандинской области откормочная площадка КХ «Жаке» увеличивает поголовье скота в регионе, осуществляет породное преобразование и насыщает карагандинские прилавки качественным красным мясом.
Предприниматели из КХ «Жаке» специализируются на нашей мясной породе «Казахская Белоголовая». В этом году они передали в аренду малым фермерам-животноводам 2,5 тыс. быков-производителей. С учетом того, что один бык покрывает соответственно 25 телок за случной сезон, не трудно подсчитать, что покрыто было 62 тыс. 500 мясных коров (зачастую это беспородные телки). С учетом погрешности, 50 – 55 тысяч коров так или иначе разродились потомством. Если брать 50/50, то только за счет КХ «Жаке» в этом году у малых фермеров-партнеров появилось по 25 тыс. бычков и 25 тыс. телочек, причем уже улучшенной генетики.
В партнерах у «Жаке» малые животноводы не только из Карагандинского региона, но и из Акмолинской, Костанайской, Павлодарской областей и СКО.
Любопытно, что раньше КХ «Жаке» отправляли откормленных быков на переработку в Актобе на площадку мясного кластера «Актеп» или продавали на мясокомбинат «АстанаАгроПродукт» в Акмолинской области, а уже оттуда переработанное мясо уходило на экспорт в Иран и Китай.
В этом же году карагандинцы наладили работу собственного убойного пункта и реализуют свежее красное мясо на внутренний рынок – в магазины по всей Караганде и близлежащим городам.
Обращает на себя внимание и то, что предприниматели вынуждены идти навстречу работникам, создают для них условия: строят общежития прямо на ферме, обеспечивают ежедневным питанием, премируют особо отличившихся, оплачивают им отдых за рубежом и т.д.
ДЖЭБЕ И МУГАЛЖАР
Следующим пунктом назначения стало знаменитое предприятие по производству сухого кобыльего молока «Саумал».
Честно сказать, добраться до предприятия не просто: от райцентра Осакаровка до поселка Молодежного Карагандинской области – 80 километров неплохой дороги сменяется узким неровным «направлением» длиной еще в 60 км от самого поселка до племенного хозяйства «Салтанат» и конефермы с перерабатывающим заводом.
Здесь вдали от всевозможной заразы и вирусов, доятся до 700 лошадок старейшей местной породы Джэбе (хотя на ферме единовременно содержится до 2 тыс. голов вместе с конями и жеребятами).
В то же время, в племенном хозяйстве «Салтанат», содержатся жеребцы другой казахской породы — Мугалжар.
Вообще — для непосвященных – это родственные породы лошадей: Мугалжар выведен селекционерами в 90-е годы на основе традиционной Джэбе. Просто Мугалжары изначально более крупные – костистые и мясистые, обладающие повышенной оброслостью. Сама по себе порода, как и Джэбе – мясо-молочная, с высокой молочностью у кобылиц.
Одним словом, производители фирменного порошка «Саумал» попали здесь в точку: лучше лошадей для производства целебного молока не найти.
Порадовало и то, что это одно из немногих в Казахстане органических производств в сфере сельского хозяйства. По-другому они бы и не смогли, раз речь идет о почти лекарственном препарате. На 12 тыс. гектар пашни предприниматели выращивают овес и другие «лошадиные корма» без добавления минеральных удобрений. Удобряют землю навозом самих лошадей, то есть на заводе достигнут идеальный круговорот веществ, который является главной «визитной карточкой» любой органической фермы.
Продукцию «Саумал» помимо Казахстана, реализуют в Китай и отдельно Гонконг, Японию и Индию, Россию и США. В год завод выпускает 80 тыс. банок порошка объемом 500 грамм или порядка 40 тонн продукции.
МОЛОКО ПОВЫШЕННОЙ ЖИРНОСТИ
В планах Минсельхоза и Аграрной кредитной корпорации в этом году был запуск десятков новых молочно-товарных ферм (МТФ) по всему Казахстану.
На одну из них – свежеотстроенную в поселке Бозайгыр Акмолинской области мы и приехали на следующий день нашего путешествия. Недавно на эту ферму компании «Милк Продукт» завезли из Венгрии 123 коровы мясо-молочной Симментальской породы.
Сейчас коровы уже стельные, то есть беременные. Таким образом, в перспективе МТФ расширится за счет их потомства. Однако предприниматели ожидают в скором времени из Евросоюза очередную партию Симменталов в 250 голов.
В целом, на первом этапе деятельности МТФ в ней планируют кормить и доить около 500 голов. Затем возьмутся за строительство второй молочно-товарной фермы поблизости.
Стоимость одной такой фирменной коровы с учетом девальвации доходит до 1 млн. 200 тыс. тенге. Хотя, как считается, они могут давать до 20 и выше килограммов молока в сутки. Для сравнения: коровы «попроще» дают в среднем около 12 килограммов молока.
Закуп доильного оборудования из Германии как раз и профинансировала Аграрная кредитная корпорация.
На тысяче гектар вокруг новой фермы хозяин выращивает кормовые – ячмень и кукурузу. А рядом с МТФ будет построен цех по переработке молока и сыроварня, так как молоко Симменталов очень жирное (от 5 %), поэтому считается идеальным для изготовления сыра. К тому же, хозяин фермы брал уроки у сыроваров в Турции, изучал спрос на сыры в магазинах и ресторанах Нур-Султана.
Помимо этого, сюда в Бозайгыр будет перенесен цех по производству турецкого айрана, который в настоящее время предприниматель содержит на Астраханской трассе в столице.
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Спустя полтора года после нашего первого визита в марте 2019 года, мы вновь приехали на многопрофильную ферму Бейбитхана Кабдрахманова под Нур-Султаном.
Тогда она была известна нам под названием «Зеленая звезда», теперь же носит гордое название «Агропарк Астана».
Это и пашня, где хозяин выращивает картофель и морковь, а также кормовые – ячмень, люцерну и кукурузу. Все под орошением дождевальных машин. И большое овощехранилище.
Два года назад Кабдрахманов поставил и животноводческую ферму по откорму мясных бычков породы «Казахская Белоголовая». К тому же, у него имеется и кроликовое хозяйство с тремя породами кроликов: «Советская шиншилла», «Великан» и «Калифорнийский».
Что касается откорм-площадки, то пример «Агропарка Астана» один из немногих в Казахстане, где все было сделано по уму. Вначале предприниматель 6 лет занимался земледелием и лишь потом – открыл откормочную площадку, когда у него была земля, где он вовсю выращивал овощи. Ему оставалось добавить лишь кормовые. Многие же наши откормочники поступали с точностью наоборот: вначале ставили откормочник, а потом озадачивались – где же брать корма для своей скотины.
Вообще, в «Агропарке Астана» еще раз почерпнул для себя две вещи: насколько все же важна компетенция переработки и почему насыщение внутреннего рынка своими товарами и продуктами питания необходимо как воздух.
Вот, например: как я уже сказал, помимо земледелия, овощебазы, откормочной площадки для КРС, у Кабдрахманова есть свое кроликовое хозяйство. Ясное дело, что как предприниматель, он хотел бы извлекать прибыль из кроликов.
Однако признается, что просто разводить кроликов на мясо не выгодно, а выгодно тогда, когда к мясу добавляешь и продаешь их мех. Незадача в том, что у нас мало кто умеет выделывать мех на продажу. Он нанял одного специалиста, а товар в итоге все равно начали отказываться брать: говорят плохо сделано, шкурки просто рвутся – из них ничего не изготовишь. А ведь это могла бы быть целая отрасль.
Или, например: да, откормочники ругают длившийся до недавнего времени мораторий на вывоз живого скота за рубеж. Оно и понятно: им проще купить маленького бычка, откормить до 700 килограммов и отвезти в скотовозе до границы с Узбекистаном. Больше мороки нет.
Но с точки зрения государственного мышления, все было сделано правильно: вон, КХ «Жаке» в Караганде обзавелся собственным убойным пунктом и продавал разделанное мясо целиком в областном центре и по региону. То же самое и с «Агропарком Астана»: все мясо клиенты забирали в столицу, а теперь хозяин со следующего года вводит в строй свой убойный пункт. Да, это затраты на оборудование и людей, но все равно окупается сторицей, когда под боком крупные города, а тебя не устраивает цена на перерабатывающих мясокомбинатах.
Между прочим, Кыргызстан сейчас тоже вводит мораторий на экспорт живого скота, потому что после того, как казахстанские границы на время закрылись, узбекский бизнес ринулся скупать под чистую скот у кыргызов.
Одним словом, стратегически Минсельхоз добился своей цели, заполнив внутренний рынок качественным мясом.
Валерий СУРГАНОВ
Автор:
Фермерские ведомости