И поможет ли решить эту проблему повышение тарифа на мусор для астанчан
В ближайшее время на общественных слушаниях в акимате Нур-Султана будет обсуждаться вопрос повышения тарифа на вывоз мусора для жителей столицы. Так как он не менялся с 2011 года, а за восемь лет инфляция, удорожание бензина и дизельного топлива лишь многократно увеличивали расходы городских предпритий, которые специализируются на вывозе отходов, они и запросили возможность повысить оплату этого пункта коммунальных платежей. В частности, если сейчас тариф составляет 246 тенге с человека, то предлагается поэтапно поднять его до 466 тенге в месяц. Много это или мало, нужно ли это жителям Нур-Султана и какую пользу они получат в случае утверждения более высокого платежа. Давайте, разберемся.
ЛОВУШКА СЕБЕСТОИМОСТИ
Само по себе повышение тарифа на вывоз мусора нельзя рассматривать в оторванном виде, вне существующего и работающего комплекса раздельного сбора органического мусора и твердых бытовых отходов. Согласитесь, сложно предъявлять требования о необходимости роста коммунальных платежей в части вывоза неперерабатываемых отходов и ТБО, если они по-старинке свалены в кучу и никто – ни частные управляющие организации, ни городские власти не создали условий для сортировки мусора на стадии «от двери квартиры к мусорному контейнеру».
Однако такие условия в Нур-Султане созданы были. Например, обслуживающая столицу компания CleanCityNC закупила более 9 тысяч контейнеров и 30 мусоровозов. Практически во всех дворах города были расставлены желтые контейнеры для пластика, стекла и бумаги, которые соседствуют с остальными – для пищевых отходов. К тому же, еще в минувшем 2018 году компания доработала систему, закупив дополнительно 25 мусоровозов белого цвета для ведения раздельного сбора мусора, а именно для вывоза фракций из «желтых» контейнеров.
В этом плане, оператор по управлению мусорными потоками в нашей столице, действительно, вложил свои инвестиции в создание необходимой инфраструктуры по раздельному сбору мусора. Потому что, как бы не увещевали горожан с высоких трибун правильно сортировать отходы, все эти благие побуждения не возымели бы действия, не будь условий для их реализации.
Вторым основным моментом явилось удорожание себестоимости процесса вывоза мусора. С одной стороны, оператор отмечает, что дизельное топливо подорожало с 90 до 190 тенге. С другой, с нынешнего 2019 года вначале Минэнерго, а затем Минэкологии, геологии и природных ресурсов поддержало, в принципе, правильное решение о запрете захоронения на мусорных полигонах несортированного нераздельного мусора. Эта инициатива окончательно поставила точку в сомнениях: а не сваливаются ли ТБО в одну кучу с «органикой» и не бессмысленно ли заниматься сортировкой отходов еще на стадии формирования двух основных мусорных пакетов у себя дома.
Кроме сбора мусора, добавились обязанности по его переработке. В настоящее время в Казахстане имеется четыре завода по сортировке и переработке мусора и более 130 мусоросортировочных и перерабатывающих предприятий. К сожалению, они практически не изготавливают из вторсырья новые изделия и не перерабатывают его в биотопливо, что было «идеей фикс» состоявшейся в 2017 году в Астане международной выставки ЭКСПО.
Речь в основном идет о переработке твердого мусора в брикеты, которые существенно уменьшают его величину и занимаемую им площадь. Затем эти брикеты также свозятся на мусорные полигоны для ТБО, где и захораниваются. В Казахстане по официальным данным более чем 3,5 тыс. таких полигонов. Однако внутри этой цифры имеются и стихийные свалки и полигоны, не соответствующие санитарно-экологическим нормам. На них в общей сложности находится более 100 миллионов тонн бытовых отходов. Ежегодно они пополняются еще шестью миллионами тонн мусора.
НЕ ДАТЬ ОБРАЗОВАТЬСЯ МУСОРНОЙ КЛОАКЕ
Много это или мало – повышение мусорного тарифа на 220 тенге в месяц с одного жителя Нур-Султана? Отметим, что инициатива о подорожании этой услуги внедряется лишь в городе, который инфрастурктурно готов к раздельному сбору отходов. Потому как из 200 городов и районов в нашей республике разделение мусора введено пока лишь в 41-м населенном пункте, тогда как сортировочные комплексы установлены итого в меньшем количестве городов — в 19-ти. А в некоторых продолжается ручная сортировка на самих полигонах ТБО.
Опция по вывозу мусора в коммунальных платежках астанчан в среднем не превышает 4-4,5 % от суммы, которую граждане оплачивают в общем, согласно всей платежной квитанции. Повышение тарифа увеличит ее до 7 %. С точки зрения клининговой компании: объема инвестиций, который она сделала, постоянных затрат на топливо и необходимость вкладываться в переработку, это не так много. Для отдельных же потребителей – по-разному. Для кого-то это может оказаться столь же несущественным, учитывая уровень зарплат, возможностей и ежедневных трат в столице.
Другой вопрос, который, на наш взгляд, нужно ставить: что за это получат жители города. Возникнут ли рядом с Нур-Султаном по-настоящему мусороперерабатывающие мощности, преобразующие вторичное сырье в то же биотопливо? Заработают ли доступные и понятные информационные сервисы о наличии в городской черте пунктов приема твердых бытовых отходов, которые пусть и за небольшие деньги покупали бы вторсырье исходя из доставленных килограммов? Появятся ли такие пункты приема? Будут ли еще наши граждане как-то мотивироваться осуществлять раздельный сбор мусора, помимо создания инфраструктуры и увеличение коммунального тарифа.
Ясно, что коммунальные платежи в Казахстане не являются столь же высокими, а иногда и удушающими для отдельных категорий социума, как в странах Евросоюза. В то же время, жители наших городов, мягко говоря, не зациклены на экологической и производственной культуре также, как например, граждане Японии, которые не выносят, а дисциплинированно сдают раздельный мусор по дням недели. Причем, разделение мусора у них носит более дифференцированный характер, чем просто сортировка на ТБО и пищевые отходы: строго по определенным дням в Стране восходящего солнца сдается пластик, бытовая техника, стекло, пищевые отходы и бумага. Чтобы облегчить работу корпорациям, чьи заводы и цеха перерабатывают то или иное вторсырье по часам, а транспортные службы по доставке мусора имеют четкий план на каждую неделю вперед.
Мы вряд ли сможем достичь подобной нирваны, однако попытаться предотвратить мусорный коллапс, который случился в 2016 году в украинском городе Львове, когда частные мусорные операторы не смогли больше выполнять свои обязательства и целый мегаполис быстро погрузился в мусорную клоаку, нам вполне по силам.
Автор:
Инфраструктурные ведомости