«Ведомости Казахстана» посетив главную «альма-матер» PR и журналистов—международников в Пекине, узнали, из чего складывается успех современной китайской журналистики во всем мире
Главная кузница журналистов и PR-щиков Поднебесной – это Международный университет коммуникаций в Пекине. «Ведомости Казахстана» вместе с коллегами из евразийских изданий (в рамках пресс-тура для представителей ведущих СМИ Евразии, организованным редакцией газеты «Жэньминь Жибао») посетили это флагманское учебное заведение нашего могучего соседа. Благодаря китайской стороне нам удалось плодотворно пообщаться со студентами, преподавателями и администрацией знакового ВУЗа, получить общее представление о подготовке кадров для медиасферы.
Фронт-офис КНР
Одна из ключевых задач Международного университета коммуникаций, который уже отметил свое 69-летие – это представительство Китая за рубежом. На текущий момент он поддерживает связи с двумя сотнями университетов, институтов и СМИ (как внутри страны, так и по всему миру).
Университет самостоятельно создает мозговые центры по вопросам международных коммуникаций, здесь разработана новая концепция марксизма и журналистики. Такие вещи сами по себе свидетельствуют о ресурсных возможностях очень мощного высшего учебного заведения. Из 400 выпускников последней волны 55 работают на важных должностях в системе зарубежных связей Китая.
Фактически это вариации журналистов-международников, которые могут работать как, собственно, в СМИ, так и при дипломатических, торговых и культурных представительствах, продвигая информационную повестку Китайской Народной Республики по всему миру.
Китайская сеть ключевых информационных агентств, газет и телеканалов помимо вещания на ключевых языках Поднебесной занимается работой на зарубежную аудиторию.
В таких случаях прямая калька с собственно китайских телевизионных или текстовых сюжетов не работает. Потому что везде своя культурная, лингвистическая, ментальная, религиозная и прочая специфика. Вот для адаптации материалов под конкретную целевую группу выпускники Международного университета коммуникаций и работают.
Даже если служба конкретной сети телеканалов вроде CGTN занимается иновещанием на французском языке, то контент для Франции, франкофонных государств Африки и франкоязычной аудитории Канады будет отличаться из-за объективно имеющихся различий. И такая матрица по всем языкам ООН, плюс еще ряд других с массовой аудиторией.
Чтобы готовить качественных специалистов, Университет коммуникаций находится на постоянной связи с теми ВУЗами, которые занимаются глубокой языковой подготовкой.
Давно известно, что слово – это очень мощное средство воздействия и влияния. Но чтобы оно достигало задуманного эффекта, его нужно как минимум знать и понимать. Поэтому у выпускников этого флагманского университета наряду с собственно журналистским дипломом часто есть документы о владении тем или иным иностранным языком (а то и двумя).
В том же CGTN в зависимости от языковой специализации можно оказаться в корпункте в США, Западной Европе или Африке.
«Троецарствие»
Хорошее знание русского или испанского языка не входит в обязательную программу подготовки журналиста-международника. Но студенты сами мотивированы на успех в карьере, а потому если есть способности, силы и возможности, то они энергично участвуют в дополнительном образовании по программам «Журналистика+».
Выбирая иностранный язык, будущий журналист одновременно с этим определяет и направление своей будущей профессиональной деятельности.
Модель двойной ученой степени внедрена с 1984 года. Как журналист может получить дополнительное образование по языковой линии, так и студент ВУЗа-партнера в дополнение к своей главной специальности имеет возможность овладеть образовательной программой по международной журналистике.
Углубленное изучение языков выделено в отдельное направление. Здесь главным партнером выступает Пекинский университет языков. Трудно даже перечислить какое количество языков в нем изучают лингвисты, но по официальным языкам ООН они работают очень глубоко, масштабно и качественно.
В итоге функционирует треугольник: международная журналистика + другая специальность; специальность в другом ВУЗе + международная журналистика; международная журналистика + углубленное изучение иностранного языка. Аналогичная модель действует в Сианьском университете международных языков. Там тоже готовят и по языкам, и по международной журналистике.
В Китае 12 государственных и 5 частных ВУЗов имеют факультеты международной журналистики. Министерство пропаганды КНР и Министерство образования создали возможность для получения степени магистра международной журналистики в Международном университете коммуникаций.
Выпускники Университета коммуникации в Пекине обладают знаниями и ориентируются на работу в рамках международной коммуникации, страноведении и на деятельность в рамках международных организаций. Можно назвать это своеобразным прочтением «Троецарствия», да и работники университета широко используют такой термин.
Полезные форумы
Разнообразные форумы медиа-сотрудничества, организовываемые в рамках глобальной инфраструктурной инициативы Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», за последнее десятилетие стали хорошей практической школой для студентов Университета коммуникаций в Пекине.
На них можно поучиться самим создавать материалы, пообщаться с коллегами, познакомиться с зарубежными стандартами и приемами, просто попрактиковаться в иностранных языках.
В этом году на Форуме медиа-сотрудничества была вручена первая международная премия журналистам «Шелковый путь». Церемония проходила в актовом зале здания редакции газеты «Жэньминь жибао». Премия вручается иностранным журналистам, пишущим и снимающим материалы о Китае по разным тематикам.
В пяти номинациях отмечают лучшие материалы по социальной жизни КНР, проекте «Один пояс, один путь», сотрудничестве определенной страны с Поднебесной и тому подобное.
Например, было отдельное исследование по морским портам, которые строит Китай.
В каждой номинации 5-6 человек из различных СМИ разных стран мира, которые специально высылали материалы на конкурс. Победителей пригласили в Пекин. Внутри номинации есть главная премия, присуждаемая лауреату.
Кроме специальной памятной статуэтки есть и денежное наполнение премии, чтобы сделать ее еще престижней и приятней. Один россиянин получил по эквиваленту 1 млн рублей (6 млн тенге).
Помимо номинантов из СНГ было видно представительное присутствие журналистов с Африканского континента и государств Восточной Европы (особенно балканские страны). В одной из премий фигурировал даже гражданин США.
Масса вариантов
«Мы приветствуем тех, кто хочет и намерен вносить свой вклад в усиление голоса Китая во всем мире», – подобные фразы рефреном звучали в ходе встречи в Международном университете коммуникаций.
Студент из Ямайки отучился в Университете коммуникаций, работал в ЮАР, потом переехал в США и сейчас обучает иностранцев. В этом пекинском ВУЗе обучение ведется на китайском языке, а поступающие в него иностранцы одновременно изучают китайский язык и международную журналистику. Уже когда они по миру находят работу, то могут обучать еще и китайскому языку.
Пакистанский студент тоже прошел обучение в Университете, вернулся домой и сейчас работает там. То есть траектория жизни и деятельности выпускников ВУЗа может сложиться самым разным способом. Одни отправляются странствовать по всему миру, а другие возвращаются на родину и там применяют полученные знания и навыки.
Из личных наблюдений сложилось впечатление, что китайцы очень любят классику. Поэтому они несмотря на мощные веяния времени не расстаются с печатными газетами и такие ежедневные издания продолжают функционировать в том числе на бумажных носителях. Все это занимает огромную долю рынка и остается важным.
Такие формы как радио и телевидение тоже занимают очень прочные позиции в информационном пространстве и совсем не отмирают по мере стремительного роста социальных платформ.
Видимо, в Поднебесной действует неписанное правило, согласно которому быстрый отказ от чего-то проверенного и надежного ни к чему хорошему не ведет. Пожалуй, богатая история страны в этом отношении многому научила ее жителей.
В ходе общения прозвучала мысль о том, что СМИ должно быть качественным. Если оно такое, то сохраняет себя и в радио или телевидении, оставаясь востребованным для аудитории.
К тому же всегда стоит помнить о консервативной публике, которая не очень любит перемены, в том числе и в медиа-потреблении.
В общем, качественные традиционные СМИ в Китае не вымирают.
Продолжение следует
Алексей ЛУЖНЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости