После того, как счет возвращенных государству незаконно полученных и выведенных активов взял планку в 1 трлн тенге, приходится испытывать смешанные чувства. С одной стороны, очень приятно, что Казахстан репатриирует в законное русло такие внушительные объемы. А с другой есть четкое понимание: Старый Казахстан должен Новому еще очень много и процесс ни в коем случае нельзя останавливать и почивать на лаврах.
Развернувшиеся события радуют своей системностью. Сначала Касым-Жомарт Токаев в предвыборной программе пообещал новую экономическую модель, которая одним из своих слагаемых предполагает возврат незаконно полученных активов и их работу на благо народа.
Затем был разработан и принят закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Там внятно прописано, какие меры применяются к лицам, которые с помощью административного ресурса и других незаконных действий получили в собственность крупные активы и денежные средства. При Министерстве финансов создан оператор для управления возвращенной собственностью.
Важным элементом общественного участия стала Комиссия по возврату государству незаконно приобретенных активов. В ее состав вошли общественные деятели с активной гражданской позицией, депутаты и чиновники, что позволило придать ей сбалансированный вид. Потому что у гражданских активистов свои сильные стороны, а чиновники знают, как работает государственная машина.
Проделанная работа лишний раз развенчивает миф, будто в хитрых незаконных хозяйственных схемах невозможно отыскать концы, а тем более вернуть средства из чужих юрисдикций. Ничего подобно. Что и подтверждают более $600 млн, возвращенных из-за пределов казахстанского юридического контура.
Очень показательна история с $280 млн из Лихтенштейна. Получается, что если проявить политическую волю, то отыскать большие деньги в государстве с населением в 38 тысяч жителей не так уж и сложно.
Ясное дело, что любая юрисдикция имеет свою специфику. Но если подобрать команду профессионалов и четко поставить им цели, то все вопросы со временем распутываются.
Очевидно, что $15 млн из ОАЭ – это явно не предел. Видимо, сказывается то, что специалистов по европейскому континентальному праву в Казахстане однозначно больше, чем экспертов по исламским экономикам. Деньги из Лихтенштейна и Австрии ($82 млн) тому свидетели. Однако и с Эмиратами, которые очень любят казахстанские нувориши и финансовые беглецы, и с Гонконгом (оттуда пока вернули $2 млн) нужно продолжать последовательно и скрупулезно работать.
Летом Фонд поддержки инфраструктуры образования отчитывался, что на возвращенные деньги начато строительство более 70 школ по всей стране. Когда процесс репатриации активов выйдет на новые рубежи, из них можно будет финансировать повышение зарплаты учителям, вкладывать в медицинскую сферу.
Когда злоумышленники выводили средства из Казахстана, то они наносили удар по его настоящему и будущему. Поэтому возвращенные деньги нужно в первую очередь направлять в те сферы, которые занимаются формированием качественного человеческого капитала. Новые детсады, спортивные и оздоровительные комплексы будут прекрасным вложением в самый главный ресурс страны – людей.
Государству стоит подумать над расширением штата лиц, которые занимаются возвращением активов. Уже первый триллион свидетельствует, что дело это не только крайне важное с точки зрения социальной справедливости и государственной дисциплины, но и коммерчески крайне выгодное.
Все на окупаемости, да еще и с очень высокой прибылью. Доли в больших и малых компаниях, гостиницы, ТРЦ, земельные участки, железнодорожные тупики, складские помещения, тарифы естественных монополистов – все должно находиться в поле здорового интереса и внимания.
Больше привлеченных специалистов – больше возвращенных ресурсов – больше инвестиций на благо Казахстана.
Валерий САМАРЕЦ-СУРГАНОВ
Автор:
Исторические ведомости