«Ведомости Казахстана» посетили производственные мощности самого известного маслозавода в Казахстане, а также зернохранилища при заводе и новую стройплощадку под мукомольный и комбикормовый комбинаты
Всестороннее стратегическое партнерство Казахстана и Китая «на земле» выражается в линиях жизни, которые в том числе создает корпорация «Сиань Ай Цзюй» (Xian Aiju) и ее дочерние предприятия в нашей республике ТОО «Тайынша – май» и ТОО «Memolux» в Северо-Казахстанской области. Весьма примечательно, что все это происходит в сфере агропромышленного комплекса и логистики, то есть развивается реальный сектор республики вне нефтегазового или горнорудного блоков.
Плоды сотрудничества
«Местные власти обещали поддержку в бесплатном выделении земли и подключении к коммуникациям – вода, электричество – и свое обещание выполнили», – подчеркнул Фан Лунфэй (на фото), генеральный директор ТОО «Тайынша-май».
Китайские партнеры на соблюдение достигнутых договоренностей отвечают симметрично, то есть развивают производственные объекты и осуществляют дополнительные инвестиции. ТОО «Memolux» стало еще одним производственным подразделением корпорации «Ай Цзюй», деятельность которого строится вокруг нового мощного элеватора.
Если инвестиции в «Тайынша-май» на конец 2023 года составили $30 млн, то в «Memolux» освоено $20 млн. По линии зернохранилища в стадии реализации находятся мукомольный завод с мощностью переработки 100 тысяч тонн в год и комбикормовый завод на 300 тысяч тонн в год.
Если взять штатную численность «Тайынша-май», то на предприятии занято 110 человек. 10 из них являются гражданами КНР (инженеры), остальные 100 местные жители.
Заработная плата составляет 150 тысяч тенге в несезон (когда ведется заготовка сельскохозяйственных культур, из которых вырабатывается растительное масло) и в среднем 250 тысяч тенге в период активной работы маслозавода (октябрь – март). В сельской местности это серьезные деньги, поэтому сотрудники своими рабочими местами дорожат.
По словам Алии Сулейменовой (на фото), заместителя директора по производству и по совместительству главного бухгалтера ТОО «Memolux», сейчас на элеваторе работает 42 человека.
После строительства комбикормового завода будут трудоустроены примерно 100 человек, однако в зависимости от сезона число работников будет увеличиваться.
Мукомольный и комбикормовый заводы строятся с целью осуществления глубокой переработки зерна на месте в Казахстане. Потому что зерно высокого качества пойдет на производство муки, а то, что пониже – будет уходить на комбикормовый завод. Отруби от высококачественного зерна тоже используются на комбикорм.
Триединство
«Триединством» называют производственную цепочку из СКО, Алашанькоу и Сианя, где все три парка работают вместе под общей материнской компанией Xian Aiju.
Мощность завода «Тайынша-май» составляет 300 тысяч тонн в год. Льняное либо рапсовое масло нерафинированным отправляется в Китай цистернами (стоит примерно $950 за тонну), а уже там доводится до окончательных кондиций. Помимо масла из рапса делается шрот в качестве дополнительной кормовой продукции.
Пшеница из Казахстана перерабатывается в Костанае (три мельницы) и Сиане. Часть идет мукой. В следующем году, когда будет построен мукомольный завод, глубина переработки зерна на месте, естественно, возрастет. В текущем году в Китай уже отправили 28 тысяч тонн муки. Кроме пшеницы работают еще с ячменем.
В Алашанькоу есть мельница по переработке 100 тыс тонн зерна и производство 300 тысяч тонн комбикорма.
«Принимаем – сушим – подрабатываем – храним – отгружаем», – так Алия Сулейменова описывает работу ТОО «Memolux». – В 2022 году урожай был сухим. Мы его принимали в физическом весе, что огромный плюс для сельхозтоваропроизводителя – он не оплачивал нам услуги. Услуги по приемке-хранению зерна наш руководитель брал на себя».
С 2016-го года китайские бизнесмены работают с местными фермерами по системе заказного земледелия. Это означает, что предприятие заранее договаривается с сельхозтоваропроизводителями о том, какие культуры ему нужны. Если у фермеров имеются проблемы с посадкой, то им оказывается финансовая поддержка. Аналогично и с каналами реализации зерна или другой продукции.
Поскольку элеватор «Memolux» лицензионный, то он берет и другое давальческое зерно, а не только от структур «Ай Цзюй». Если давальцы не хотят его переработать, то элеватор просто хранит зерно целым. Здесь элеватор даже не имеет права отказать клиентам, поскольку к этому обязывает лицензия. Она выдается тем, кто работает не с одним клиентом, а со всеми желающими воспользоваться его услугами.
Поезда
Отправка первой партии казахстанского зерна под брендом «Ай Цзюй-Кызылжар» состоялась 6 сентября нынешнего года (объем 1600 тонн). Посвятили ее десятой годовщине китайско-европейского железнодорожного экспресса «Чанъань». Продукция бренда отличается своим высоким качеством и экологической чистотой.
Китайские контейнерные поезда идут в Европу груженые товарами. Обратно они возвращаются полупустыми, поэтому останавливаются и забирают продукцию «Тайынша» в КНР.
Предприятие самостоятельно построило три железнодорожных тупика, чтобы иметь маневр в работе с железнодорожными перевозками от разных линий (общая протяженность 5 км). Благодаря этому можно одновременно поставить под погрузку 3 состава. На следующий год планируется четвертая ветка, чтобы работать с планируемыми новыми дополнительными объемами.
Поезда «Китай – Европа» в рамках инициативы «Один пояс – один путь» позволяют компании экономить много времени на логистике грузов, ведь они фактически двигаются в режиме экспресса. Теперь нужно 10 – 15 дней, чтобы товар попал из Северо-Казахстанской области в Сиань. Если пользоваться классической схемой с использованием зерновозов или крытых вагонов, то получается 30 дней.
«В Китай мы будем давать в целом зерне и переработанном, – объясняет г-жа Сулейменова. – Если есть экспортные контракты в целом зерне, то их тоже будем отрабатывать».
Технически это выглядит так: клиенты «Memolux» завезли 1500 тонн зерна. Компания его доводит до базиса, после чего получается 1300 тонн зачетного объема, который готовится к погрузке. Контейнерный поезд сначала приходит на станцию Октябрь. Потом тепловоз забирает его и доставляет в тупик предприятия. Дальше начинается погрузка. Например, клиент дает на нее 5 дней.
Примерно 2 – 3 дня уходит на собственно погрузку (в зависимости от погодных условий) и еще 2 на работу с документами. Контейнеры находятся сразу на весах, что облегчает общий погрузочно-отгрузочный процесс. Станционный тепловоз, который доставил вагоны на Memolux, сам состав все это время не ждет, пока вагоны загрузят и опломбируют. На месте работу выполняет собственный маневровый тепловоз компании.
Если вагоны не расцепляются до конечной точки, то это называется состав. В случае с поставками в Китай все 50 или 62 контейнера идут до точки назначения. Если есть потребность, то вагоны поезда расцепляют и тогда они расходятся по клиентам в разнобой.
Синергия
Сотрудничество корпорации «Ай Цзюй» с СКО и другими регионами Казахстана показывает, как при благоприятных условиях одна линия жизни начинает генерировать новые. К примеру, переработка зерна в муку и рапса в масло дополнительной продукцией в виде отрубей и жмыха выдает шрот для комбикормов. А здесь нужно помнить, что корма – это самое узкое место в животноводстве Казахстана.
Самые породистые бычки и коровы не в состоянии давать положенные привесы и надои, если их не кормить по положенной норме кормоединиц. Без развитого растениеводства не будет эффективного животноводства. Одинаково верно и обратное утверждение, поскольку животноводческий комплекс расширяет товарную продукцию для земледельцев как в ассортименте, так и в объемах.
Ну и никак нельзя обойтись без транспортной доступности. Гармоничное использование подразделениями корпорации «Сиань Ай Цзюй» возможностей, которые создают контейнерные перевозки «Китай – Европа» сильно впечатляет.
Это лишний раз напоминает о том, что в любом деле картину нужно видеть комплексно и системно, тогда и решения будут более правильными и успешными.
Ануар БЕЙСИМБЕКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
В материале частично использованы фото Артема ЧУРСИНОВА
Автор:
Фермерские ведомости