Казахстанские автолюбители по итогам первых восьми месяцев текущего года приобрели более 120 тысяч новых автомобилей, в то время как за весь 2022-й год в стране было приобретено 123,8 тысячи новых легковых и коммерческих авто.
Очевидно, что в этом году республика обновит свой собственный рекорд по продажам машин, равно как и по их производству – в конце прошлого года аналитики прогнозировали выпуск в стране не менее 135 тысяч автомобилей, за период январь-август их было выпущено 97 тысяч единиц.
Лидером производства и продаж в этом году осталась костанайская компания «СарыаркаАвтоПром», которая во многом обеспечивает ежегодное обновление рекордов на казахстанском авторынке на протяжении последних шести лет.
Когда синусоида взлетов и падений сменилась устойчивым ростом
Основную массу продаж на казахстанском рынке исторически составляют легковые автомобили, внутреннее производство которых до 2010 года включительно не превышало 6,3 тысячи единиц – этот первый рекорд был достигнут в 2007 году.
Однако уже на следующий год внутреннее производство упало до 3,2 тысячи легковушек, а в 2009-м в Казахстане с конвейера в Усть-Каменогорске, единственном тогда автопроизводстве в стране, сошло всего 745 автомобилей.
В 2010-м появились новые мощности в Костанае – и внутреннее производство вновь пошло в гору, с 3,2 тысячи единиц до 37,5 тысячи легковушек в 2013-м. В 2014-м производство вновь снизилось, хоть и незначительно (до 37,2 тысячи), а вот в 2015-м и в 2016-м падение производства было более чем чувствительным – до 12,2 тысячи и даже до 5,2 тысячи соответственно.
Среди многочисленных причин того спада немаловажной была девальвация рубля, национальной валюты соседней страны – России, в результате которой казахстанцы приобретали как подержанные, так и новые автомобили российской сборки.
Отечественный автопром от этого демпингового удара полностью оправился только к 2017 году, когда в Казахстане произвели 16,8 тысячи легковушек, после чего внутреннее производство в стране только нарастало, ежегодно обновляя рекорды – в 2018 году до 32,3 тысячи единиц, в 2019-м – до 50 тысяч, в 2020-м – до 77,5 тысячи, в 2021-м – до 80 тысяч и, наконец, в 2022-м – до 114 тысяч единиц транспортных средств всех типов.
И в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, которое в конце 2022 года отвечало за авторынок, прогнозировали рост производства в 2023-м до 135 тысяч авто.
Отметим, что по данным Бюро национальной статистики Казахстана, за январь-август текущего года в стране было произведено порядка 97 тысяч транспортных средств (88,5 тысячи легковушек, 6,1 тысячи грузовиков и более 1,7 тысячи автобусов), то есть более 12 тысяч единиц в среднем за месяц.
Это указывает на то, что прогноз МИИР может быть превзойден по итогам года, с чем согласен и глава Ассоциации казахстанского автобизнеса Кайрат Еламанов.
«Последние пять лет в стране идет стремительный рост объема производства и этот год не станет исключением, — говорит он. — Если брать в сравнении 8 месяцев 2022 и 2023 годов – рост объема производства составил 41 %, к концу года мы ожидаем, что объем производства составит 150-170 тысяч единиц. Автопром в стране развивается, кроме существующих производств создаются новые предприятия».
Создание новых предприятий, в частности, строительство новых мощностей по производству автомобилей Kia в Костанае являются следствием роста емкости внутреннего рынка: продажи новых авто в Казахстане также бьют рекорды ежегодно.
Если брать за точку отсчета 2017 год, то тогда дилерами было реализовано 46,3 тысячи новых авто. Любопытно, что тогда 65,7 % приобретений пришлось на импорт (30,4 тысячи авто) и лишь 34,3 % покупок – на авто казахстанского производства (15,8 тысячи единиц).
В 2018 году общий объем продаж новой автомобильной техники в Казахстане составил 57,5 тысячи единиц, и уже тогда отечественные производители показали сопоставимый результат с ввезенной автотехникой – на долю машин, произведенных в стране, пришлось 49 % от общего объема продаж.
В 2019 году казахстанцы приобрели уже 75 тысяч новых автомобилей, доля местных производителей на внутреннем рынке возросла уже до 60 %.
По итогам следующего года в Казахстане были осуществлены покупки почти 93 тысяч новых авто всех типов, рынок новых автомобилей вырос почти на четверть, равно как и доля местных производителей – до 73 %, то есть по факту два из трех проданных в тот год в стране авто были местного производства.
С января по декабрь 2021 года в Казахстане было продано 117,5 тысячи новых машин (рост на 26 % по сравнению с 2020-м) – и это был первый год с 2017-го, когда доля продаж местных авто снизилась по сравнению с предыдущим, до 62,2 %. Зато в прошлом году, когда объем продаж новых авто в республике приблизился вплотную к 124 тысячам единиц, доля местных производителей на своем рынке впервые шагнула за 90 %.
Как «СарыаркаАвтоПром» стала лидером производства и продаж
Производство в Костанае было запущено гораздо позже, чем в Усть-Каменогорске – лишь в 2010 году («Азия Авто» в Восточном Казахстане действовало с 2003 года). В 2019-м костанайский автозавод впервые вышел в лидеры производства и продаж, выпустив больше половины из 50 тысяч авто, произведенных в стране.
И с тех пор только наращивал эти показатели – в 2020 году в Костанае было произведено 40 тысяч автомобилей против 25 тысяч собранных в Усть-Каменогорске и 9 тысяч выпущенных в Алматы машин.
В 2021 году этот разрыв стал еще более ощутимым: «СарыаркаАвтоПром» произвела 60 тысяч автомобилей, алматинский Hyundai Trans Kazakhstan, вышедший в том году на второе место, выпустил 26,7 тысячи единиц.
В прошлом году в Костанае вновь побили все рекорды, в том числе – и собственные, дав рынку более 70 тысяч единиц новой автопродукции, алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство до 37,2 тысячи авто.
В текущем году ситуация не меняется: по итогам января – июня из 73 тысяч сошедших с казахстанских конвейеров автомобилей 44,2 тысячи были собраны в Костанае и 24,5 тысячи, имеющих алматинскую «прописку», на третьем месте с результатом 1,9 тысячи семипалатинский «СЕМАЗ», но он специализируется на грузовиках, а не на легковушках.
К августу текущего года (данные за сентябрь 2023-го пока не вышли) общее внутреннее производство автомобилей достигло 97 тысяч с начала года, на мощности «СарыаркиАвтоПрома» приходится 57,8 тысячи единиц, Hyundai Trans Kazakhstan вместе с Hyundai Trans Auto (последний специализируется на коммерческом автотранспорте) собрали 34,3 тысячи единиц, в Семее «СЕМАЗ» и Daewoo Bus Kazakhstan, собрав совместно 2,6 тысячи единиц коммерческой техники, сохранили за собой третью строчку.
Отметим, что «СарыаркаАвтоПром» сыграла основную роль в том, что доля сектора машиностроения в обрабатывающей промышленности Костанайского региона составляет на данный момент почти 50 %, прежде всего, за счет запущенных за последние два года проектам по производству автомобилей марок Chevrolet, KIA, LADA и JAC.
История успеха костанайского бренда – это постоянный поиск лучших предложений для покупателя на рынке и регулярное обновление модельного ряда.
Начиналось все в Костанае с крупноузловой сборки южнокорейских автомобилей SsangYong, включая кроссовера Nomad, но после того, как стало ясно, что эта марка в Казахстане не слишком популярна, «СарыаркаАвтоПром» переключилась на другие бренды.
В 2013 – 2016 годах в Костанае велась крупноузловая сборка автомобилей Peugeot, в 2014 – 2016 – Toyota Fortuner, в 2014 – 2015 здесь опробовали сборку Geely, в 2017 – 2020 – Chevrolet Niva. Затем на конвейеры пришли модели китайского JAC, в 2017 году запущена сборка автомобилей Ravon/Chevrolet, которые и принесли предприятию наибольший успех.
Модель Chevrolet Cobalt, выпускаемая в Костанае, три года подряд, с 2020-го по 2022-й, является самой продаваемой в Казахстане легковушкой.
Причем тут тоже фиксируется постоянный рост – с 14 тысяч до 23,1 тысячи авто данной модели по итогам 2022 года.
В январе – августе текущего года, по данным Казахстанского автомобильного союза, в Казахстане было продано 14,8 тысячи авто марки Chevrolet Cobalt, при этом на втором месте по продажам – еще одна модель костанайского автопрома, Jac J7 (9,5 тысячи единиц), а собираемая здесь же Kia Sportage (7,5 тысячи) находится на четвертом месте, вклиниться в первую тройку в текущем году удалось лишь алматинскому Hyundai Tucson (9,2 тысячи единиц).
Так что продукция «СарыаркиАвтоПром» занимает доминирующие позиции на отечественном рынке – и в ближайшие годы эта ситуация не изменится.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости