Главную нефтяную артерию республики будет штормить столько, сколько будут продолжаться боевые действия между Россией и Украиной. Когда же они закончатся, вне зависимости от победителей и проигравших, КТК окажется выгоден любой из сторон.
Поговорим о стратегической судьбе нефтепровода КТК и вообще казахстанского нефтяного экспорта. Тема актуальна вовсе не потому, что судебным решением работа КТК была приостановлена на месяц, и значимость ее вовсе не снизилась после замены вышестоящей судебной инстанцией остановки на штраф.
Перебои в работе КТК, в том или ином наборе естественных или искусственных причин будут теперь только учащаться, но нарастающая актуальность дальнейшей судьбы казахстанской нефтяной отрасли даже не в этом.
А в том, что сейчас, прямо на наших глазах, радикально перекраивается весь мировой нефтяной рынок, конкретно же наша «нефтянка» в течение ближайших нескольких месяцев и ближайших нескольких лет приобретет принципиально иное наполнение. Соображения насчет чего мы и собираемся изложить.
НЕОБХОДИМОЕ, НО… ТРУДНОВЫПОЛНИМОЕ
Начнем же с необходимого и … трудновыполнимого, — с поручения президента правительству, как естественной реакции на закрытие КТК, проработать, иные маршруты экспорта нефти. С акцентом, разумеется, на Транс-Каспийскую перевалку до входа в нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхун» и с привлечением, столь же, разумеется, компании «Тенгизшевройл».
Поручение столь же логичное, сколь и практически неосуществимое. С одной стороны, КТК – это идущий через российскую территорию и до российского морского терминала трубопровод, по которому работающая в Казахстане американская компания качает свою нефть в некие танкеры, доставляющие ее, например, в румынский порт Констанца для получения из нее ГСМ и заправки украинской военной техники. Или для доставки этой американской нефти к себе в США или просто на мировой рынок.
И это при том, что ВКС России разбомбили НПЗ в самой Украине, а сама российская нефть находится под санкциями. Спрашивается, может ли такой физически российский нефтепровод стабильно работать против российских интересов, не имея проблем со штормами, минами или экологическими инспекциями? Нет, конечно.
Ближайшая его судьба, это иметь постоянные трудности, вплоть до полной блокировки. И лишь по развязке нынешнего военно-санкционного противостояния опять восстановится устойчивая работа, в некоей новой и уже, скорее всего, в проевразийской комбинации.
Желательно при этом, чтобы эта новая комбинация была и про-казахской, но здесь вот еще какой важный ракурс для нашего рассмотрения: а насколько нынешняя комбинация добычи нефти в Казахстане американскими, европейскими и китайскими компаниями про-казахская или анти-казахская? Это ключевой вопрос, ниже мы на нем и сосредоточимся, а пока завершим начатую нами тему «с одной стороны».
Так вот, с другой стороны, любой обходной вариант маршрута нефти – это заведомо бесполезная растрата громадных ресурсов и времени. Даже самый дешевый и быстрый вариант переориентации на трубопровод «Б-Т-Д», это сколько-то миллиардов (если не десятков) долларов и как минимум два-три года интенсивного строительства и обзаведения танкерным флотом. Тогда как та или иная развязка войны на/в Украине и установление неких новых раскладов во взаимодействии Россия – Евросоюз вряд ли растянутся на столько долгие сроки.
Победи в военно-санкционном противостоянии Россия – прокачка нефти по КТК восстановится несмотря ни на какие штормы и экологические инспекции. Вот только уже американской ли нефти или, по крайней мере, в направлении американского ли интереса?
Если же вообразить, что военная победа окажется за Украиной, а санкционная – за Западом, Путин и Россия будут призваны к порядку, — трубопровод КТК и в таком раскладе остается самым дешевым и надежным маршрутом.
МОЖНО В ОБХОД, НО НЕЛЬЗЯ МИМО
Опять-таки, если делать ставку не на победу Украины на поле боя и смену режима в Кремле, а просто на необходимость налаживания экспорта в обход России, то и здесь заранее ясно – можно качать нефть мимо России, но нельзя вне ее интересов и вопреки им. Азербайджан – уже сейчас находится в стратегическом союзе с РФ, он согласится, конечно, принимать дополнительные объемы в идущий от Баку трубопровод, и не забудет зарядить за это хорошую цену, но только в тех пределах, которые не вызовут недовольство из Москвы.
Что же касается России, она сама в нынешнем санкционном противостоянии активно налаживает параллельный импорт с выстраиванием стратегического моста «Север-Юг», на котором Каспийское море – ключевое звено.
На Каспии уже базируются катера с «Калибрами», достающими до Сирии и Украины, как-то трудно представить себе в такой ситуации наши «независимые» нефтяные маршруты.
Да и кто сказал, что бойцовская антироссийская позиция Грузии продлится на сколько-нибудь продолжительное будущее? Скорее можно ожидать, что окончание боевых действий на Украине решительно подведет черту и под планами расширения НАТО на Грузию с Молдавией. Да и, собственно, Турции тоже выгоднее согласовывать свои энергетические планы с РФ, нежели играть против нее.
Маршрут через Каспий на Иран, да еще выкачиваемой из Казахстана американской нефти, — выглядит тем более экзотически. Можно еще помечтать о направлениях чисто на Юг, куда-нибудь к Индийскому океану, через Афганистан или как-то иначе, но если серьезно, то «независимых» маршрутов не существует в принципе.
ТРИЛЛИОН СТО ПЯТЬДЕСЯТ МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ – НА ЧТО ПОТРАЧЕНЫ?
Зафиксировав это, давайте озадачимся ключевым вопросом: а насколько неприятности, начинающиеся с нефтяными проектами иностранных компаний, получивших в собственность основные казахстанские месторождения, соотносятся с интересами самого государства Казахстан и его населения.
Наложив на этот вопрос еще и ту принятую на референдуме конституционную норму, что земля и ее недра принадлежат народу.
Итак, если просуммировать данные платежного баланса Казахстана с 2000 по 2021 годы, то по строчке «экспорт товаров и услуг» (более 90 % это как раз продажа богатств недр, из них львиная доля – нефть) в страну было возвращено 1150 миллиардов долларов.
Заметим, это выручка от реализации богатств недр по промежуточным, — трансфертным, ценам. Величина же этих «вывозных» цен определяется вовсе не ценовыми котировками на мировых биржах и не контрактами с конечными покупателями, а всего лишь соображениями возврата в Казахстан той части валютной выручки, которая необходима для конвертации в местную валюту и оплаты затрат в стране добычи.
Само собой, что часть эта всячески удешевляется, чему немало способствует не только экономия на оплате труда, например, но и понижение курсовой стоимости местных денег.
Таким образом, сколько-то сотен миллиардов долларов выручки от реализации казахстанского сырья за пределами таможенной, фискальной и банковской юрисдикции Республики Казахстан вообще не вернулись в страну, однако зашедшие назад триллион сто пятьдесят миллиардов долларов – тоже хорошие деньги для того, чтобы сделать что-то полезное для экономики и населения нашей страны. На что же разошлась эта гигантская сумма?
На импорт товаров и услуг ушло $850 млрд, а еще 320 миллиардов долларов, внимание! – выведены в качестве доходов иностранных инвесторов и кредиторов, вместе с зарплатами экспатов.
Точнее – выведено гораздо больше, но 320 миллиардов долларов с минусом – это чистое сальдо между внешним инвестированием и кредитованием Казахстана, а также инвестициями и займами самого Казахстана за рубеж. Здесь же и сальдо зарплат, отправляемых иностранцами на родину и переводами казахстанских гастарбайтеров из-за рубежа.
Согласитесь, такая арифметика выглядит удивительно и даже оскорбительно: имея громадный плюс от продажи невосполнимых природных ресурсов, мы спокойно наблюдаем за тем, как некая часть валютной выручки вообще не возвращается, две трети возвращаемого тут же тратятся на завоз всего не производимого в Казахстане, а еще треть выводится в качестве платы за долги.
ПРОГРЕСС ДЕГРАДАЦИИ
Казалось бы, уж коли экономика Казахстана выстроена на сырьевом экспорте, то по мере развития такого цикла в такт росту мировых сырьевых цен, наши промышленные, финансовые и социальные показатели должны бы улучшаться.
На самом же деле наоборот. В 2000 году доля производства промышленной продукции в ВВП составляла 70 %, а по итогам 2021 года стало только 45 %. Доля сельскохозяйственного производства в ВВП сохраняла еще по итогам 2000 года 15,5 %, а в 2021 году эту уже только 8,9 %. Налицо буквально катастрофическая де-индустриализация, как в городе, так и на селе.
Равно как и усугубление внешней финансовой зависимости: в 2001 год Казахстан входил, имея 4,7 млрд долларов своих вложений за рубежом, при 11,1 млрд обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами, итого МИТ (международная инвестиционная позиция) составляла не слишком обременительные 11,1 млрд долларов, с минусом. Тогда как к апрелю нынешнего года против $167,9 млрд внешних активов Казахстана накопилось казахстанских обязательств на 240 млрд долларов, итого МИТ опустилась до минус $72,1 млрд.
В результате экономика Казахстана оказалась в системной долговой ловушке: сколько бы мы не наторговывали на экспорте сырья, даже при отличной ценовой конъюнктуре, экспортная выручка «съедается» выводом валюты инвесторами и кредиторами, мы же еще и оказываемся в долгах.
Так, прошлый 2021 год, еще до начала нынешних экстремальных событий, Казахстан имел баланс доходов от экспорта-импорта величиной в приличные $18,9 млрд. Но вот сальдо доходов от инвестиций и кредитов – минус 24,6 млрд, итого результирующее сальдо счета текущих операций – минус $5,7 млрд, и разрыв приходится покрывать ускоренным расходованием запасов Национального фонда.
ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Между нами говоря, чем дольше будет продолжаться такая схема внешней эксплуатации Казахстана, не только сырьевой, но финансовой, тем наше положение будет только усугубляться, причем самостоятельно нам из долговой зависимости перед внешними инвесторами и кредиторами не выскочить.
Поэтому, может быть, пусть сработает принцип «нет худа без добра» — грядущие кардинальные перемены на евразийском нефтяном рынке могут подсказать и нам путь к оздоровлению.
Да, неприятности «Тенгизшевройла» с приостановкой нефтяного экспорта по КТК прямиком отражаются на наполнении Национального фонда и бюджета Казахстана. И все же, пора бы провести границу – вот интересы уважаемой иностранной компании, а вот национальные интересы нашего государства, в чем-то они совпадают, но в чем-то и расходятся. При том, что добросовестность деятельности конкретного «ТШО», как и соблюдение всех подписанных соглашений под вопрос не ставятся, просто время подошло такое, когда перемены неизбежны.
НА ИНФЛЯЦИОННОЙ СКОВОРОДКЕ
И вот ситуация: инфляция к середине года уже под 15 %, продовольственная еще больше, и история только начинается: Казахстана, который вынужден все покупать на внешних рынках, импортирует рост цен и с долларом, и с евро, и с юанем, не говоря уже об отвязке от привычного соотношения с рублем.
Влиять на такую внешнюю ценовую эскалацию мы не можем, дожидаться ее успокоения не приходится, — тенденция будет только нарастать. Причем это не до начала, например, зимы, и не до конца года, или на следующий год, это – навсегда. В том смысле, что устоявшиеся отношения на мировом рынке заканчиваются, новую стабилизацию можно будет обеспечивать только с опорой на новые константы и точки роста.
Даже в чисто оперативном плане правительству сейчас категорически необходимо расширять бюджетные возможности для компенсации роста цен, поддержки трудовой занятости. А это все равно выводит на контроль за внешнеэкономическими потоками.
В конце концов, если с 8 июня этого года земля и ее недра принадлежат народу, а от имени народа-хозяина право собственности осуществляет государство, то почему бы государству-собственнику не начать диалог с компаниями-пользователями на предмет реализации этой конституционной новации?
К примеру, не поставить вопрос о том, что государство, волею проголосовавшего на референдуме единственного источника власти, -народа, прямо-таки обязано вступить в права Единого закупщика всех добываемых на его территории природных ресурсов.
С последующей реализацией определенной их части внешним покупателям, в интересах экономики страны и ее населения, прозрачным и публичным образом, с оформлением экспортных сделок на казахстанском рынке, в местной валюте и по установленным национальным законодательством правилам.
На этом благоразумно прекратим дозволенные речи, поскольку в такой логике мы рискуем слишком далеко зайти. Однако, Конституция должна исполняться, а ситуация прямо-таки вопиет: надо что-то делать!
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости