Армия мошенников постоянно растет. Сегодня в финансовой сфере происходит нечто похожее на соревнование меча и доспехов в средневековье. С одной стороны наблюдается рост мошеннических технологий и схем втирания в доверие, а с другой стороны службы безопасности банков и правоохранительные органы повышают финансовую грамотность населения, чтобы люди не становились легкой добычей злоумышленников.
Классический криминал в виде воровства, а тем более грабежа или автомобильных «подстав» требует определенного порога входа. То есть здесь требуются смелость, физическая сила, ловкость, быстрота реакции или навыки вождения автомобиля.
К сожалению, телефонные и интернет-мошенничества резко снизили криминальный порог входа. Например, телефонными мошенничествами часто занимаются женщины, которые не смогли бы «реализоваться» в качестве воровок и грабительниц.
Вторая проблема для потенциальных жертв финансовых мошенников – это растущая техническая оснащенность преступников. Мошенниками используются технологии IP-телефонии, которые позволяют скрыть настоящий номер звонящего и подставить вместо него любой другой телефонный номер. Растут их возможности с помощью специальных компьютерных программ генерировать официальные телефонные номера банков или похожие на них.
Обычно мошенническая преступная группа действует командой. То есть один преступник действует от лица службы технической поддержки банка, а потом соединяет якобы со «службой безопасности».
Ну а потом от клиента могут потребовать более подробные данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код), сообщить одноразовый код из SMS-сообщения или установить на телефон приложение по отправленной ему ссылке.
После получения соответствующих данных мошенники получают доступ к карточному счету гражданина и снимают с него денежные средства.
Из банка реально могут позвонить клиенту, но только в строго определенных случаях.
Например, вы никогда не пользовались услугами определенного интернет-магазина и вот переводите за товар или услугу крупную сумму денег. Именно в этот момент может быть банковский звонок с просьбой уточнить, реально ли это вы и такую ли сумму переводите. Интернет-магазин тоже назовут полностью. Если да, то никаких других вопросов настоящие банкиры никогда себе не позволят.
При повторной сделке с этим же самым контрагентом звонков от реальных банковских служащих уже не будет.
А вот когда вам сообщают, что на вас оформляют кредит, хотят перевести деньги на подозрительный счет, пытаются взломать личный кабинет – то на 99 % вас беспокоят злодеи и вести себя надо в строгом соответствии с данной установкой.
Поэтому если вам предлагается срочно перевести деньги на некий «безопасный зеркальный» счет, «страховому агенту» или на «страховую ячейку», то смело и резко бросайте трубку, а звонящий номер вводите в бан.
Похожесть голоса и манер звонящих на настоящих сотрудников банков или правоохранительных органов не должна вводить в заблуждение. Там тоже «работают» профессионалы, которые проходят специальные тренинги и достаточно компетентны в определенных аспектах психологии, знают о стандартном наборе поведенческих реакций.
Слишком часто беспокоящие казахстанцев мошенники находятся за пределами страны, поэтому переход на казахский язык – часто достаточно фразы ассалам агалейкум и еще пары общеизвестных и общеупотребимых слов – заставляет преступников терять к вам интерес. Но в последнее время число казахоязычных мошенников тоже растет: преступники видят перспективную нишу и намерены ее «осваивать».
К сожалению, мошенники не стоят на месте и постоянно совершенствуются в своих методах. При этом переоценивать их изобретательность тоже не стоит. Когда стало ясно, что обыватели на звонки от «службы безопасности» банков не ведутся, преступники перешли на представления сотрудниками департамента полиции. Но почему-то всегда из Астаны. Когда человек находится в Таразе, бизнесменом не является и в Астане был пару раз за всю жизнь, то интерес к его персоне со стороны правоохранительного органа в столице как минимум неожиданен.
Меры противодействия телефонным финансовым мошенникам все те же. Никому не сообщать свои персональные данные и информацию о реквизитах банковской карты. Если преступники диктуют по телефону указания для совершения операций с картой или банковским счетом, то не выполняйте их ни в коем случае.
Обращаться в банк нужно только по официальному телефонному номеру, указанному на обратной стороне карты и на его официальном сайте, а еще лучше – персонально к сотрудникам банка в ближайшем отделении.
Если мошенникам все же удалось добиться своего и украсть деньги с банковского счета потерпевшего, то последнему необходимо предпринять ряд шагов для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов и банка смогли в кратчайшие сроки провести расследование произошедшего.
В полицию необходимо срочно подать заявление по факту хищения денежных средств с приложением необходимых банковских документов.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости