Производство линейки надежных городских автомобилей по приемлемым ценам получило в Казахстане «второе дыхание»
Казахстанский автопром. Совсем недавно такое словосочетание вызывало удивление, а теперь автомобили казахстанской сборки поступают не только на внутренний рынок, но и на внешний. Даже в ковидный 2020-ый год автопроизводители республики смогли нарастить экспорт машин как в количественном, так и в финансовом измерении. Продолжает расширяться число брендов и моделей, которые локализуются в Казахстане. Очередным шагом на этом пути стала производственная линия KIA на автозаводе в Костанае.
ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Дефицит хороших новостей – одна из очевидных проблем информационного поля Казахстана. Поэтому, когда формируется позитивное событие приличного масштаба, то премьер-министр Аскар Мамин не считает зазорным отправиться в регион и лично участвовать в мероприятии.
Так произошло и в Костанае, где глава правительства совместно с президентом ООО «KIA Motors Россия и СНГ» Ким Джин Ха посетил церемонию запуска производственной линии на заводе ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Проект предполагает 20 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации до 50 % за счет мелкоузлового производства, включая операции по сварке и окраске кузовов. Чтобы оценить масштабы, нужно знать, что в прошлый «пандемийный» год в Казахстане продано около 90 тысяч новых автомобилей (рынок вырос на 25 %), а на экспорт отправлено более 7 тысяч легковых авто отечественной сборки (в 2019-ом таких было 2,85 тыс.) на сумму $130,74 млн.
Из итоговых показателей 2020-го от Бюро национальной статистики видно, что при общем сокращении экспорта с $58 млрд (округленно) в 2019-ом до $47 млрд – прежде всего из-за снижения спроса и падения цен на сырье – поставки казахстанского автопрома выросли кратно.
В футболе, например, доминируют два подхода. Первый – это акцент на слабые места, чтобы подтянуть отставание от соперников. Второй выражается в упоре на сильные стороны, дабы развить свое преимущество. Если перевести спортивные аналогии на Костанайский автозавод, то он идет по второй модели, благодаря чему нынешней весной к восьми мировым брендам, с которыми он работает, добавился девятый в виде KIA.
НОВАЯ ЛИНЕЙКА
Увеличенные штаты производственных кадров на «СарыаркаАвтоПром» осваивают модельный ряд KIA Rio, KIA Picanto, KIA Cerato, KIA K5, KIA Seltos, KIA Sportage, KIA Sorento и KIA Soul. С 2022 года к ним планируется добавить KIA Stinger, KIA Carnival и KIA K900.
Не все эти модели для Казахстана новые. В свое время «KIA Motors» сотрудничала с компанией «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. К сожалению, плодотворное сотрудничество оказалось подорванным некачественным менеджментом казахстанского партнера, из-за чего автозавод в Восточном Казахстане теперь закрыт, а люди потеряли работу. Однако южнокорейская сторона в Казахстане и его автомобильном потенциале не разочаровалась и произвела перегруппировку ресурсов на Костанай.
Совместное производство сделает KIA одним из самых доступных автомобилей на рынке страны. Это стало возможным, в том числе, благодаря специальной кредитной программе Евразийского банка. Новые владельцы машин получат уникальную для Казахстана гарантию завода-производителя – 5 лет или 150000 км пробега. Ранее официально реализованные в республике автомобили будут обеспечиваться гарантийной поддержкой.
АХ, RIO, RIO…
Из шестерки моделей KIA, которые уже встали на костанайский конвейер – Cerato, K5, Picanto, Rio, Sorento и Sportage – фаворитом является KIA Rio. Разумеется, это не потому, что конструкторы, инженеры и дизайнеры выложились здесь больше, чем на других фигурантах. Просто Rio располагается в низком ценовом сегменте, а он в странах Евразийского экономического союза самый востребованный по независящим от «СарыаркаАвтоПром» или «KIA Motors» обстоятельствам.
Нижний ценовой сегмент не освобождает от жесткой конкурентной борьбы на том же рынке ЕАЭС вообще и в Казахстане в частности. Как гласит немецкая автопромовская поговорка, любой автомобиль со временем превращается в «Опель». Смысл ее в том, что старый «Мерседес» и новый «Опель» в какой-то момент оказываются в одной ценовой нише, а там уже на первый план выходят личные предпочтения и пристрастия конкретного автолюбителя.
Когда автомобильные обозреватели, тест-драйверы или просто блогеры-автолюбители рассказывают о сильных и слабых сторонах KIA Rio, то обычно начинают с фразы «в этой модели баланс цены и качества соблюден в полной мере». Нужно отдавать себе отчет в том, что из-за хипстеров, эстетов и прочих живущих в соцсетях перфекционистов общий вектор на «невыносимо красиво и безупречно» постоянно усиливается. Вне зависимости от того, какими доходами обладает основная масса покупателей авто.
Поэтому Rio – это для людей практичных и деловых, которые не витают в облаках, а трезво оценивают свои потребности и возможности.
На казахстанском авторынке существуют свои собственные пороговые значения. Например, есть рубеж легкового автомобиля до 6 млн тенге и более (следующая ниша обычно 6 – 10 млн.). Rio из-за конкретной комплектации (объем двигателя, коробка передач и прочие моменты) находится в пограничной зоне, но все-таки больше в нижней части ступени 6 – 10 млн. В любом случае владельцы отмечают его экономичность и надежность.
РЕСПЕКТАБЕЛЬНЫЙ CERATO
Видовой ряд Cerato с пометкой «Сделано в KZ» весь находится в ценовой нише 6 –10 млн тенге (от середины и к верхней границе). Здесь двигатель объемом 1,6 л, как и у большинства Rio, но мощность на несколько лошадиных сил выше – 128 вместо 123.
В зависимости от комплектации коробка передач может быть автомат или механика. Тут важно отметить, что с открытием производства KIA в Костанае (и возобновлением для «KIA Motors») у модели Cerato – как и у всей выпускаемой линейки – поменялся дистрибьютор. Новый продавец обещает понижение цены для конечного покупателя (причем довольно существенное) по сравнению с предыдущим игроком на отечественном рынке.
Седан KIA Cerato на сайтах отзывов рекомендуют брать примерно 93 % уже эксплуатирующих их автовладельцев. Рейтинг складывается из показателей безопасности, комфорта, ходовых качеств, надежности и внешнего вида. В итоге модель заслужила статус «хороший городской авто среднего класса».
В Алматы Cerato стоит как половина однокомнатной квартиры в новостройках, при этом ее хозяева чувствуют себя на дороге наравне с людьми, у которых на четырех колесах перемещаются по 2-3 алматинские «однушки».
ПИКАНТНЫЙ PICANTO
В семействе хэтчбеков Picanto занимает очень интересную нишу. Фактически это специализированная машина для городской езды. Никто не запретит отправиться на Picanto за город, но по своему двигателю (1,2 л, 84 л.с., автомат во всех трех вариантах комплектации от Костанайского автозавода), кузову и прочим характеристикам машина идеально впишется в любой плотный поток казахстанских или российских мегаполисов, а также найдет себе парковочное пространство на минимальном участке.
Фактически Picanto – это массовый городской житель в третьем поколении (сама модель тоже третьего поколения). Отсюда его компактность, однозначная дешевизна даже в своей ценовой нише (плюс – минус стандартные 6 млн тенге), впечатляющая экономичность.
Об этом хэтчбеке автовладельцы уверяют, что он не пьет топливо, а только его нюхает и все равно приходит куда надо. При этом Picanto отнюдь не аскетичен, здесь больше подходит определение оптимален (при поправке на то, что водится в мегаполисе).
В машине, кстати, с минимальными издержками размешаются четыре взрослых человека.
K5
От полета Юрия Гагарина в космос и до высадки американцев на Луне мировой автопром переживал в дизайне мощное влияние космической отрасли. Особенно в той ценовой нише, где продается KIA K5 – ее комплектации пролегают от 2 л. двигателя в 150 л.с. Comfort через Luxe, Prestige, Style, Gt Line к Gt Line+ с 2,5 л и 194 л.с. (везде автомат) – и выше. Но будущее не может наступить раз и навсегда, поэтому про K5 говорят «внешний вид как у машины будущего».
Модель отличают высокий для седана клиренс (зазор между дорогой и днищем), хороший разгон, комфортный салон, качественная управляемость, достойная шумоизоляция и уже упоминавшийся выше классный внешний вид. Даже те автовладельцы, которым не очень нравятся декоративные выхлопные трубы по бокам, отмечают: «поломок нет».
SPORTAGE И SORENTO
Две модели кроссоверов Sportage и Sorento явно из одной семьи, что подтверждается брендом KIA, но все-таки имеют существенные различия внутри своего типа автомобиля, базовая особенность которого в высокой посадке водителя и пассажиров. Такие машины любят не просто платежеспособные потребители, а еще и любители хорошего обзора на дороге, особенно при плотном движении.
У Sportage от костанайских автопроизводителей десять видов комплектаций с двигателями от 2 до 2,4 л, с полным приводом и без. У Sorento комплектаций поменьше, двигатель помощнее – 2,5 – 3 л (179 лошадиных сил – 249 л. с.) и цена подороже.
Здесь клиенты как в случае с K5 и где-то богаче, а потому разработчики, технологи и рабочие вынуждены прилагать много усилий, чтобы угодить разнообразным капризам.
Если клиент за это платит – значит он прав.
В КАРАГАНДЕ
Напомним, что именно в этом регионе открыт и действует завод по утилизации старых автомобилей. Построен он с тем расчетом, что именно в Карагандинской области основной спрос на металлургическое вторсырье со стороны соответствующих предприятий.
И вот по линии автопрома пришла очередная хорошая новость из тамошних мест. Аким Карагандинской области Женис Касымбек написал в своем аккаунте на «Фейсбуке», что в новой индустриальной зоне «Сарань» начинается строительство завода по производству автомобильных шин. Инвестиционные контракты с ПАО «Татнефть» (Республика Татарстан, Российская Федерация) уже подписаны. С казахстанской стороны партнером выступает ГК «Аллюр», в которую входит ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Проект предусматривает 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 500 тысяч грузовых шин в год. Будет создано более тысячи новых рабочих мест, а набор первых 200 человек для обучения уже идет.
Фактически это лишний раз подтверждает постулат о мультипликативном эффекте автопрома, если им заниматься системно и последовательно.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости