Сегодняшнюю ситуацию в Казахстане можно сравнить с зависшим маятником, который может качнутся в любую сторону. Вот, к примеру, один из негативных сценариев:
«Коронавирус вызвал ухудшение социально-экономической ситуации. Ключевые показатели спикировали вниз, введя экономику в рецессию. Инфляция, девальвация, безработица, падение доходов негативно отразились на большей части населения. Катастрофическое падение цен на нефть связало государству руки для социальной разрядки. Системные ошибки в «прошивке» политического режима не позволили провести коренные реформы. План по спасению экономики не привел к должным результатам. Разорившиеся предприниматели, новые безработные и самозанятые влились в протестное движение. Ситуацию разогнала усталость от действующего режима. Спусковым крючком для выступлений стал …».
Далее сюжет можно продолжить любым малозначительным событием. Казалось бы, казахстанская власть оказалась в «коронавирусной» ловушке. Однако не все так просто как может показаться на первый взгляд. В нашей стране, как и во всем мире, под воздействием COVID-19 меняется повестка между государством и обществом. При всех рисках протестности, карантинная пауза позволяет власти выиграть время, подготовиться к негативным сценариям. И если она сумеет воспользоваться «коронавирусным» окном возможностей, то получит возможность укрепиться. И вот почему.
ЗАПРОС НА ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ
Коронавирус запустил сложную «химию» в общественном сознании – флэшбеки из прошлого и постапокалиптические сюжеты из будущего стали существенно влиять на мировосприятие казахстанцев. В возрастной категории «40+» обострились включения из памяти 90-х годов, с их беспросветностью и неопределенностью бытия. А в сознании миллениалов дедушкины страшилки о былом лихолетье приобрели реалистичные очертания. На выходе – негативные образы прошлого и будущего торпедируют запрос на перемены. Восприятие действительности через «коронавирусную» оптику повысило в цене индексы безопасности. Стал оформляться общественный запрос на порядок, открывая перед властью возможность перезаключить договор «порядок/стабильность в обмен на свободы».
ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ВЛАСТИ
В борьбе с распространением коронавируса власть стремится показать себя эффективной, компетентной и ответственной стороной. Подчеркивается, что на защиту здоровья нации и конкретного человека сделана ставка «All in», ради чего власть сознательно пошла на экономические потери и риски роста протестности, а также жертвует интересами олигархата. Таким образом, система стремится предстать перед населением в гуманистическом измерении и перестать быть только лишь демонизируемой.
СИЛЬНАЯ РУКА
Чрезвычайное положение и жесткая карантинная политика позволили власти мобилизовать силовой аппарат, провести его слаживание в условиях близких к реальным. Власть показала, что не картонная, как это могло показаться ранее. Таким образом, создан запас прочности для удерживания посткоронавирусной протестности. При этом власть получила легальный и уместный повод по секьюритизации госполитики, чего в последнее время не хватало реакционной партии, продвигающей охранительную повестку.
МАНДАТ ДОВЕРИЯ
Сильно пострадавшая от коронавируса Европа дает казахстанской власти повод для того, чтобы усилить свою значимость в глазах населения, оправдать базовые характеристики действующей модели (философии) управления, экспериментально доказать эффективность своей политики. И если ситуация будет удержана до скатывания к критическим показателям, то у власти появится больше поводов для защиты от демократии и снятия политического вопроса с повестки дня.
Р.S. Так или иначе, в дискуссии о судьбе политической системы и возможности ее изменения либо в сторону усилении автократии, либо в сторону демократизации, важно, что ситуация с коронавирусом показала, что местное общество по своей сути остается отзывчивым к автократии.
Бауыржан ТОЛЕГЕНОВ
Автор:
Исторические ведомости