В настоящее время автомобильный завод компании Allur — «СарыаркаАвтоПром», является ведущим предприятием казахстанского автопрома и единолично лидирует на рынке продаж страны в сегменте легковых авто.
Между тем, этот автомобильный завод в паре с другим костанайским активом Allur, АО «Агромашхолдинг KZ», специализирующемся на производстве сельскохозяйственной техники, становится настоящим флагманом обрабатывающей промышленности страны, ежегодно наращивая количество рабочих мест, число высококвалифицированных специалистов в отрасли и объем выплаченных в казну налогов.
«Ведомости Казахстана» попытались оценить этот вклад «казахстанского Детройта» в экономику страны в отдельном материале.
Как Allur стал крупнейшим работодателем в Костанае
Автомобильный завод Allur был основан в 2010 году и в настоящее время по праву считается флагманом казахстанского автомобилестроения как по количественным, так и по качественным показателям.
В настоящее время производственные мощности в Костанае являются единственной площадкой в Казахстане, где производят все виды автотранспортных средств, при этом портфель завода включает в себя всемирно известные бренды — JAC, Chevrolet, Kia, LADA, Jetour и другие.
Автомобильное производство на этой площадке постоянно растет – в 2020-м здесь было выпущено 40 тысяч автомобилей, год спустя – 60 тысяч, а по итогам 2022 года производство составило 70 с лишним тысяч единиц, произведенных в кооперации 7 цехов на территории завода. Статистика всего 2023 года еще ожидается.
В первом полугодии 2023-го с конвейеров «СарыаркаАвтоПром», основного производственного актива Allur, сошло 44,2 тысячи единиц легковых автомобилей, по итогам августа объем выпуска «легковушек» в Костанае вырос до 57,8 тысячи авто, то есть ежемесячно здесь производится порядка 7-8 тысяч только легковых машин.
При сохранении такого ежемесячного объема Костанай по итогам 2023-го явно установит новый собственный рекорд объемов производства легковой автомобильной техники, всего же «СарыаркаАвтоПром» с начала своей деятельности выпустила почти 300 тысяч легковых авто – юбилейный, 250-тысячный автомобиль был выпущен в феврале 2023 года, так что уже в декабре со стапелей завода была пробита 300-тысячная отметка.
Очевидно, что такое постоянное наращивание темпов производства требует все новых и новых рабочих рук, и рост трудоустройства на ведущем автопредприятии Казахстана тоже устойчивый: к началу 2018 года численность персонала «СарыаркиАвтоПром» составляла 744 человека, на начало 2021 года на этом заводе было трудоустроено уже 1,6 тысячи человек, а в настоящее время лидер казахстанского автопрома дал постоянную работу 2,5 тысячи костанайцев.
Но и это не предел: в ноябре в Костанае стартовало строительство нового завода Kia Corporation на паях с Allur и на территории «СарыаркиАвтоПром» — по планам казахстанских и южнокорейских собственников, это производство начнет работу уже в 2025 году и создаст еще 1500 высокооплачиваемых постоянных рабочих мест.
А если учесть, что новый совместный завод Kia Corporation и Allur будет максимально заточен на казахстанское содержание, то есть заказы на различные комплектующие будут среди костанайских предприятий и предприятий из соседних регионов страны, то общее мультипликативное количество новых рабочих мест после его запуска оценивается в 10 тысяч.
При этом уже действующие цеха «СарыаркиАвтоПрома» также наращивают объемы размещения заказов на предприятиях-«земляках», так что к 2026 году количество казахстанцев, прямо или косвенно, но постоянно задействованных в производстве авто в Костанае приблизится к показателю в 15 тысяч человек.
Для города, в котором проживает 265 тысяч человек, такого работодателя можно смело считать градообразующим.
Но «СарыаркаАвтоПром» — не единственный актив Allur в Костанае, рядом с производством автомобилей размещается АО «Агромашхолдинг KZ», правопреемник основанного в Костанае еще в 1982 году дизельного завода.
Это предприятие, находившееся под угрозой банкротства, было реабилитировано и перезапущено в 2003 году, дав изначально работу 285 костанайцам, а уже в 2004 году штат Костанайского дизельного завода, который тогда по-прежнему специализировался на выпуске двигателей для сельхозтехники, вырос до 350 человек со средней заработной платой в 28 тысяч тенге (учитывая, что курс доллара в тот момент приближался к 22 тенге, рабочие КДЗ получали порядка 1000 долларов в месяц, что для областного центра неплохой показатель).
В 2005-м на КДЗ освоили сборку комбайнов «Енисей-950» и тракторов «ВТ-150», написав новую страницу в истории этого завода.
Уже через год тут производится несколько моделей гусеничных тракторов, а в уборочной страде 2006 года в Казахстане приняло участие более 50-ти отечественных «Енисеев», произведенных в Костанае.
К настоящему времени продуктовая линейка «Агромашхолдинга» включает в себя зерноуборочные и кормоуборочные комбайны «DEUTZ-FAHR» и «ESSIL», тракторы «LOVOL» от 35 л. с. до 220 л. с., тракторы «DEUTZ-FAHR» от 100 до 336 л.с., а также тракторы «Кировец» от 300 л. с. до 420 л. с., сеялки «Алтын Дән» и прочие сельскохозяйственные агрегаты.
Мощности этого производства (порядка 5 тысяч комбайнов и тракторов в год), потребовали расширения штата – и к концу 2022 года здесь работало более 800 человек.
Отметим также, что АО «Агромашхолдинг KZ» обладает собственной филиальной сетью в других регионах – представительства этого актива Allur дислоцированы в Кокшетау, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Алматы, в районном центре Северо-Казахстанской области Новоишимское, а также в административных центрах Акмолинской области Есиле и Акколе.
Суммарно в этих филиалах трудоустроено еще порядка 200 человек, так что «Агромашхолдинг» является работодателем для 1000 казахстанцев, а Allur, если сложить штаты АО «Агромашхолдинг KZ» и «СарыаркиАвтоПрома» (без учета филиальной сети автосалонов последней), трудоустроило к настоящему моменту 3,5 тысячи человек только на сборочных и сервисных своих мощностях.
Почему в Allur нет проблемы с кадровой текучкой
Один из главных вопросов работника к работодателю, безусловно, это размер заработной платы – в предыдущей главе мы упомянули, что на «АгромашХолдинге» в 2004 году размер средней заработной платы превышал 1000 долларов в эквиваленте по курсу того времени.
К 2015 году курсовое соотношение немного поменялось: на «СаыраркеАвтоПроме» в то время средняя заработная плата составляла 150 тысяч 754 тенге при курсе 183 тенге за доллар.
Но тут стоит отметить, что, во-первых, средняя заработная плата в стране, по данным официальной статистики, тогда равнялась всего 126 тысячам тенге в месяц.
А, во-вторых, люди, пришедшие работать на предприятия костанайского автопроизводителя, знали, что их зарплата будет ежегодно повышаться за выслугу лет и за счет повышения разряда или категории.
В частности, у работников, отработавших в компании более двух лет, оклад увеличивается на 5 %, более трех – на 8 %.
Причем повышение квалификации обеспечивает на производствах Allur сам работодатель – с самого начала деятельности автозавода были найдены форматы сотрудничества с образовательными учреждениями, позволяющие готовить специалистов, чей профессиональный уровень соответствует не только сегодняшним, но и завтрашним запросам рынка труда.
Образовательная работа велась по всем направлениям: курсы продуктивной занятости, практика учащихся колледжей и вузов, профориентационная работа в школах.
Вершиной этой системы стал корпоративный университет Allur, занимающийся повышением квалификации всех работников — от рабочих на производстве до топ-менеджеров по следующим направлениям: корпоративная психология, менеджмент и профессионально-техническая подготовка. Ежегодно обучение и повышение квалификации в его стенах проходит более тысячи человек.
Если говорить об обучении представителей рабочих профессий, то в корпоративном университете Allur, то там предусмотрены курсы для электриков, стропальщиков, сварщиков, слесарей механосборочных работ, операторов грузоподъемных механизмов – то есть для всех сотрудников, принимающих участие в изготовлении автомобилей на конвейере.
Отметим, что работники «СарыаркиАвтоПрома» не варятся в собственном соку – в 2015 году, к примеру, слушатели этих внутренних курсов обязательно посещали автозавод в Тольятти, чтобы ознакомиться с процессом сборки автомобилей «Лада», которые в то время начали выпускаться и в Костанае.
Шолпан Бекмухамбетова, которая пришла на «СарыаркаАвтоПром» в 2014 году в качестве слесаря механосборочных работ, а в 2019-м уже возглавила Бюро технического контроля цеха окраски, также побывала на АвтоВАЗе в процессе учебы – и имеет все основания для сравнения российского и казахстанского предприятий.
«В Тольятти, конечно, поразили масштабы, но по технологии у нас намного выше требования к качеству. Я ведь отвечаю за этот сектор, точно знаю», — сказала Бекмухамбетова в интервью газете «Костанайские новости».
Саму карьеру Шолпан, сделанную за пять лет, кратко изложил в этом же материале начальник HR-управления ТОО «СарыаркаАвтоПром» Алибек Кусаинов: «Она пришла к нам на рабочую специальность. Прошла обучение, которое предоставляет завод. Затем, по нашему направлению в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития закончила магистратуру и получила повышение».
Таким образом, запуск высокотехнологичного производства сформировал на заводе спрос на кадры, обладающие высокими компетенциями. А люди получили возможность постоянного профессионального и карьерного роста, благо социальные лифты в компании открыты для всех и работают бесперебойно.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости