«Ведомости Казахстана» приобщились к культурному наследию провинции Шэньси
Эпиграф: «Философ сказал: Кто не признает судьбы, тот не может сделаться благородным мужем. Кто не признает церемоний, тому неоткуда приобрести прочные устои. Кто не знает силы слова, тому неоткуда будет узнать людей».
Конфуций «Беседы и суждения», глава «Яо сказал», стих 3
Провинция вообще, а китайская тем более – это не только административный центр, даже если речь идет о Сиане, городе с богатейшей историей и разноплановой экономикой. В ходе пресс-тура для журналистов ведущих СМИ Евразии, организованного газетой «Жэньминь жибао», китайская сторона создала возможность плотнее познакомиться с провинцией Шэньси. Интересного, полезного и неожиданного оказалось достаточно много, хотя бюджет времени объективно был ограничен.
Дворец Хуацингун, построенный в период династии Тан (618 – 907), сам по себе производит очень сильное впечатление. А когда в его антураже под открытым небом смотришь драму «Вечная печаль», то яркие образы надолго остаются в памяти.
Наверное, для мастеров китайского искусства выступать в таком месте – это что-то вроде игры на любимой скрипке Паганини работы Джузеппе Гварнери у прославленных виртуозов.
Дворцовый комплекс издревле служил местом омовений членов правящей семьи и знатных вельмож. Здесь до сих пор бьет горячий источник Хуацинчи, связанный со знаменитой красавицей Ян Гуйфэй, которую обожал император Сюаньцзун.
Прямо в этих купальнях произошел Сианьский инцидент 12 декабря 1936 года, когда генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн арестовали главнокомандующего Гоминьдана Чан Кайши. Генералы требовали прекратить гражданскую войну и вступить в Единый Фронт с коммунистами для борьбы с японской агрессией. Чан Кайши в конце концов пришлось подчиниться, Единый Фронт состоялся, а гражданская война встала на многолетнюю паузу.
Посещение театрального представления во дворце Хуацингун – это обязательная часть культурной программы при знакомстве с провинцией Шэньси. Фактически стоит вровень с «Терракотовой армией» императора Цинь Шихуанди.
Само действие «Вечной печали» разворачивается не только в аутентичных декорациях под открытым небом, но и с музыкой, фонтанами и всевозможными современными спецэффектами. Удивительное сочетание глубокой древности и передовых технологий на службе искусства. Китайская культурная традиция имеет свойство не прерываться тысячелетиями.
Музей военной истории династии Тан расположен в городе Вэйнань. Помимо собственно уникальных экспонатов и грамотно выстроенных экспозиций, у музея есть большая площадка с прекрасным видом на реку Хуанхэ.
Военная мощь позволила империи Тан достичь беспрецедентного географического размаха. В тот период никто не говорил о китайской склонности к закрытости и самоизоляции. Наоборот, Поднебесная была широко открыта новым культурам, пространствам, технологиям, идеям в самом широком смысле слова. Тогда предприимчивому и талантливому человеку из Самарканда можно было сделать головокружительную карьеру в столице.
Вооруженные силы империи Тан – это целый мир. Они состояли из территориальных войск (фубин) со своими офицерами, унтер-офицерами и рядовым составом, добровольцев, постоянных войск, экспедиционных войск и контингентов союзников.
В Музее военной истории множество элементов вооружения и снаряжения солдат тех захватывающих времен, фигурки гвардейцев, военачальников, гражданских чиновников при армии. Попутно можно узнать, как менялось боевое убранство коней, развивались типы военных повозок различного назначения.
Принято считать, что поразительная историческая преемственность и вообще распространенность знаний об исторических сюжетах и событиях в китайском обществе основывается на иероглифической письменности, благодаря знанию которой образованный человек может прийти в музей и читать в первоисточнике документы многовековой давности.
«Ведомости Казахстана» могут добавить о важности в деле поддержания исторического знания музейного дела, которое в КНР находится на высочайшем уровне.
Повсеместно можно наблюдать продуманные и четко построенные экспозиции богатых собраний с четким пояснительным материалом и высококвалифицированными гидами.
Иностранцам, разумеется, необходима какая-то минимальная подготовка в плане знания китайской периодизации истории и базовых эпох, а дальше музеи и их сотрудники помогут разобраться в характерных чертах и деталях.
Музей бронзы Китая в городе Баоцзи представляет собой великолепный музей археологического типа. Основные фонды представлены экспонатами эпохи бронзы, а само собрание превышает 120 тысяч предметов. Среди них есть и Хэ цунь (ритуальный сосуд) датируемый эпохой Западной Чжоу (1046 – 771 гг. до н.э.). Этот артефакт примечателен старейшим упоминанием «Срединного царства» («Центрального государства») Чжунгуо, то есть Китая.
Храм Чжоу-гуна знаменит растущим рядом с ним древним деревом, которому несколько сотен лет. По богословской традиции Бог присутствует в первую очередь в тихих умиротворяющих местах, а не в шумных городах. Поэтому для созерцания и ощущения божественного место просто идеальное. Здесь человек не в толпе, а наедине с Богом.
Храм даосский, поэтому парк, водоемы, мостики можно назвать классическими для данного религиозного учения, которое чрезвычайно высоко ценит природу. Даосизм сформировался в Китае примерно 2500 лет назад как сплав уже существовавших верований и практик под единым началом. Он не противопоставлял себя тому, что было до него, а объединял и обобщал разные традиции, относясь к ним с максимальным уважением.
Спектакль особого вида китайской оперы называется лаодзянь. Он внесен в список государственного нематериального культурного наследия. В основном исполнением данного вида оперы занимаются возрастные артисты. Дедушки и бабушки выходят на сцену, берут подручные средства (камни, доски, металлические тазики) на свой музыкальный вкус.
Такой большой ансамбль, одетый в китайскую традиционную одежду, появляется на сцене и начинает довольно сумбурно кричать на разные лады. Выражение эмоций сопровождается битьем в разнообразные предметы или ими об пол. Вся эта какофония криков и звуков считается особым видом китайской оперы. И зрители ходят на такие представления.
Журналисты познакомились с этим феноменом во Дворце культуры трудящихся городского округа Вэйнань, но увидеть лаодзянь можно и в камерном исполнении, например, в ходе чайной церемонии.
В самом Сиане участники пресс-тура посетили комплекс Олимпийских объектов. Стоит напомнить, что в 2022-ом году здесь проходили Молодежные Олимпийские игры.
Спортивные сооружения построены сравнительно недавно и впечатляют своей архитектурой, качеством, продуманной планировкой и зонированием.
Пожалуй, самым интересным можно назвать футбольный стадион. Хотя фанаты других видов спорта запросто могут с этим поспорить. Но что стадион для мастеров кожаного мяча построен по всем канонам и современным требованиям к объектам Большого футбола – это видно невооруженным глазом.
Продолжение следует
Алексей ЛУЖНЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости