Зарплаты, социальные пакеты и налоговая культура ведущего игрока в сегменте обрабатывающей промышленности Казахстана
«Ведомости Казахстана» продолжают анализ деятельности крупнейшего предприятия в сфере обрабатывающей промышленности – компании «Allur» и двух его главных активов, составляющих гордость отечественного машиностроения. Первая часть здесь.
Как проявляется забота о сотрудниках
Возвращаясь к вопросу о размере заработной платы на «СарыаркаАвтоПром», стоит отметить, что в настоящее время в разделах объявлений о найме на работу в Костанае предприятие ищет сварщика на машинах контактной сварки с окладом от 237 тысяч до 297 тысяч тенге в зависимости от квалификации (речь идет о выплатах «на руки», после уплаты всех налогов и отчислений).
При средней заработной плате в стране в 340 тысяч тенге в январе 2023 года это, вроде бы, немного, но здесь необходимо учитывать, что к окладу на костанайском автозаводе прилагается довольно солидный социальный пакет, начиная от бесплатного питания для сотрудников производственных подразделений на рабочем месте и бесплатной доставки их на завод и домой, заканчивая программой медицинского страхования сотрудников, а также системой предоставления корпоративных скидок работникам завода на фитнес, стоматологические и образовательные услуги, а также на приобретение автомобильной техники, выпускаемой «СарыаркаАвтоПромом».
Кроме того, работникам компании предоставляются скидки на аренду жилья в новом микрорайоне Костаная «Юбилейный», а к уже упомянутой доплате за выслугу лет на предприятии введена доплата за наставничество.
Также на предприятии действует отдельная доплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым к тому же предоставляется дополнительный оплачиваемый трудовой отпуск, продолжительностью шесть календарных дней (помимо оплачиваемого стандартного отпуска в 30 дней).
Кроме того, на предприятии приняты различные виды поощрений работникам, добросовестно отработавшим на предприятии длительное время и добившихся высоких трудовых достижений.
Ну, а чтобы у новичков «СарыаркиАвтоПрома» появился реальный шанс добиться этих высоких достижений, им предлагается пройти обучение у квалифицированных специалистов, которые, в свою очередь, обучались у иностранных инженеров в ходе стажировки за границей.
Та же кадровая политика сейчас проводится и на втором костанайском активе Allur — АО «Агромашхолдинг KZ»: к примеру, токари в механическом цеху сборки комбайнов и тракторов получают как минимум 200 тысяч тенге на руки после уплаты всех налогов и обязательных социальных платежей.
А высококвалифицированные представители этой профессии, исходя из объявлений о найме, размещенном компанией в свободном доступе в интернете, могут получать «на руки» до 250 тысяч тенге, помимо этого, они имеют возможность получать неплохие квартальные премиальные за качественную работу, которые по итогам года могут суммарно составить 13-ю зарплату – аналог премиальных в советской плановой экономике.
При этом на сотрудников актива, занимающегося производством сельскохозяйственной техники, распространяется тот же социальный пакет, который есть у сотрудников «СарыаркаАвтоПром».
И им предоставляются те же возможности карьерного и профессионального роста – при таком подходе на предприятиях Allur кадровая текучка сведена к минимуму, сотрудники постоянно наращивают свои компетенции, а компания за счет этого получает возможность регулярно обновлять продуктовую линейку за счет все более сложных и приносящих большую добавленную стоимость моделей.
Что «казахстанский Детройт» дает стране и казне
Теперь областной центр Костанайской области становится местом сосредоточения новых технологий и «магнитом» для иностранных инвестиций (только Kia Corporation вложит в новый завод в Костанае $250 млн), кузницей для высококвалифицированных технических кадров, а также местом дислокации одного из крупнейших налогоплательщиков обрабатывающего сектора экономики.
Да, «СарыаркеАвтоПрому» пока далеко до налоговых отчислений лидеров нефтегазового сектора — «Тенгизшевройла» (4,6 трлн тенге налогов по итогам 2022 года) и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.»(1,4 трлн тенге), но тут надо понимать, что обрабатывающая промышленность страны в целом сильно отстает по общей сумме налоговых отчислений от горнодобывающего сектора (1,5 трлн тенге против 9,5 трлн тенге налогов соответственно по итогам 2022 года), так что даже самый успешный ее представитель пока не может соперничать с нефтяниками.
Важнее другое – активы Allur в последние годы планомерно наращивают свои налоговые отчисления, постоянно продвигаясь вперед в списке крупнейших налогоплательщиков страны, в первую очередь это относится к «СарыаркеАвтоПрому». Которая еще в 2019-м году находилась в третьей сотне данного списка с 1,5 млрд тенге налоговых отчислений.
Но уже год спустя «СарыаркаАвтоПром» стала 175-м по величине уплаченных налогов предприятием в стране, перечислив в казну 3,7 млрд тенге. А по итогам первого полугодия 2021-го «СарыаркаАвтоПром» впервые стала лидером казахстанского автопрома по объемам уплаченных налогов (2,1 млрд тенге).
В 2022 же году, когда доля автопрома в отрасли казахстанского машиностроения составила рекордные 38,6%, а в целом в обрабатывающей промышленности — почти 6 %, Костанай оформил глобальное лидерство в отечественном автопроме.
Напомним, что по итогам 12 месяцев 2022 годапроизводство автопрома впервые в истории современного Казахстана заметно превысило в стоимостном выражении триллионный рубеж, составив 1,2 трлн тенге, при этом в региональном разрезе самый большой объем производства в сфере автомобилестроения пришелся на Костанайскую область – 614,2 млрд тенге.
Для сравнения: в Алматы этот показатель составил 454,4 млрд тенге, так что на долю Allur сейчас приходится порядка 60 % всего оборота в машиностроении и аналогичная доля налоговых выплат в бюджет. Которые в Костанае собираются наращивать за счет введения в строй новых мощностей.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости