«Ведомости Казахстана» изучили полный цикл производства автомобилей на заводе Jianghuai Automobile Group Corp под Урумчи
Компания Jianghuai Automobile Group Corp., больше известная в Казахстане своей аббревиатурой JAC, в мае следующего года отметит свое 60-летие. В далеком 1964 году этот автопроизводитель начинал свою деятельность с выпуска грузовиков, а теперь по всему миру, включая нашу страну, он славится целой гаммой легковых и коммерческих авто, которые производятся в нескольких городах Поднебесной.
Редакция «Ведомости Казахстана» побывала на производственных мощностях Синьцзянского филиала JAC, продукция которого поставляется в Казахстан для того, чтобы раскрыть секрет успеха этого представителя китайского автопрома во многих уголках планеты.
Почему JAC выбрал Урумчи для новой точки роста
Административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района (Северо-Западный Китай) Урумчи давно облюбовали автопроизводители Поднебесной: здесь находятся сборочные цеха совместного предприятия SAIC Volkswagen, сюда передислоцировал свои мощности один из старейших игроков авторынка Поднебесной GAC Motors, а в сентябре 2016 года в этом городе появился филиал одной из самых быстрорастущих автомобильных компаний КНР последних лет, Jianghuai Automobile Group Corp. или JAC.
Как и все остальные предприятия этой компании, Синьцзянский филиал занимается как сборкой готовых автомашин, так и производством комплектующих и запасных частей к ним. Мощность этого предприятия на данный момент составляет 40 автомобилей в сутки, завод специализируется на производстве легковых авто, джипов и кроссоверов, то есть на продукции, востребованной на соседних с регионом рынках, в Казахстане и в России.
«Этот филиал входит в группу компаний JAC, завод производит как сами автомобили, так и запасные части к ним, — рассказал представитель компании делегации казахстанских СМИ, посетивших предприятие в начале сентября («Китай как тысячелетнее вино: с каждым годом все лучше и лучше»). – У нашей компании есть несколько точек производства по всей стране, с этого года мы начали продвигать новые модели автомобилей, ориентированные на гибридный тип двигателя, но основные три категории нашей продукции – легковые авто, внедорожники и кроссоверы.
Мы работаем в содружестве с мировыми брендами, предоставляющими нам технологии и наработки, поэтому JAC – это интернациональная компания, ведущая бизнес по всему миру, в том числе, в России и в Казахстане. Данный филиал был образован в рамках инициативы «Один пояс – один путь», чтобы развивать автомобильную промышленность в западных регионах, имеющих логистическую связку с рынками соседних стран», — добавил он.
Общая территория промышленной части Синьцзянского филиала составляет 330 тысяч квадратных метров, общие инвестиции в него с начала работы предприятия превысили 390 миллионов юаней (24,7 миллиарда тенге по нынешнему курсу).
При изготовлении автомобиля используются автоматизированные линии, а также беспилотные роботы, ускоряющие работу конвейеров. При этом каждый сотрудник Синьцзянского филиала, как и остальных подразделений JAC, перед тем как приступить к работе на сборочном конвейере, проходит специальную подготовку, касающуюся конкретной модели данной марки, чтобы минимизировать заводской брак и повысить качество продукции.
При изготовлении автомобилей учитываются жесткие экологические требования: например, при покраске используется низкотоксичный материал, так что даже в цеху окраски нет характерного для аналогичных цехов конкурентов запаха.
Эти особенности производства автомобилей марки JAC, которые повторяют основные принципы всего китайского автопрома, в январе – марте текущего года вырвавшегося в мировые лидеры по количеству отправленных за рубеж автомобилей (больше миллиона единиц за три месяца в Казахстан, Россию, США, Мексику, Великобританию, Бельгию и даже на рынок предыдущего лидера автоэкспорта – Японию), подкрепляются разнообразием номенклатуры китайского производителя.
В настоящее время линейка Jianghuai Automobile Group Corp. это шесть моделей автобусов, восемь моделей грузовиков, пять модификаций погрузчиков и восемь видов седанов, кроссоверов, джипов и минивэнов, особо востребованных в самых разных уголках мира. В их числе – и среднеразмерный кроссовер JAC S7, который по итогам июня текущего года занял восьмое место в списке самых продаваемых автомобилей в Казахстане.
Сама же компания Jianghuai Automobile Group Corp. вошла по итогам первого полугодия 2023-го в первую пятерку наиболее популярных автобрендов в нашей стране, с увеличением своих продаж в Казахстане в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В Синьцзянском филиале видят объяснение этому в географическом «приближении» производства к казахстанскому рынку.
Более того, параллельно в России была налажена промышленная кооперация с Jianghuai Automobile Group Corp.: сходящие с конвейеров московского АЗЛК новенькие «Москвичи» являются точной копией JAC JS4 – еще одного компактного кроссовера, собирающегося в Урумчи.
Костанай – вторая родина JAC
Автомобили марки JAC получили логистическую возможность завоевывать казахстанский авторынок еще до открытия завода в Урумчи: костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» начал заниматься крупноузловой сборкой автомобилей данной марки еще в 2015 году, причем «китайцы» составляли в период с 2015-го по 2020-й десятую часть общего объема производства в Костанае – при 55 тысячах произведенных тогда автомобилей разных марок производство JAC за эти пять лет составило около 6200 единиц.
А в 2017 году костанайский завод заключил договор с китайским автопроизводителем о сборке пикапа JAC T6 не только для казахстанского, но и для российского рынка: рамный внедорожник с бензиновым и дизельным двигателями с мощностью до 177 лошадиных сил по своим характеристикам являлся конкурентом для российского УАЗа «Патриота».
Государство в лице организации KazakhExport предложило тогда отечественному автосборочному заводу инструмент государственной поддержки экспорта – экспортное торговое финансирование в рублях. Этот инструмент позволял казахстанскому заводу экспортировать автомобили марки JAC собственной сборки без «кассового разрыва».
Отметим, что это была не первая попытка JAC выйти на зарубежные рынки с помощью костанайского производителя, в том же 2017 году при поддержке KazakhExport была отгружена партия из 55 автомобилей JAC казахстанской сборки на общую сумму 577,5 тысячи долларов.
Но в итоге ударной силой сотрудничества Jianghuai Automobile Group Corp. и «Сарыарки» стал уже упомянутый выше кроссовер JAC S7, впервые вошедший по объемам продаж в Казахстане в первую десятку.
При этом в июле 2023-го JAC сохранил свое место в первой десятке по продажам в РК, показав в этом месяце девятый результат. Отметим, что если сравнивать уровень продаж автомобилей марки JAC июль к июлю (2023-й к 2022-му), то они выросли почти в три раза (701 единица против 252-х), а если сопоставлять продажи авто этой марки по показателям полугодий, то рост превышает двукратное значение (3 022 единицы против 1 483-х авто по итогам января – июля 2022-го года).
Возросшая популярность этой среднеразмерной модели объясняется удачным соотношением качества и цены – новый JAC S7 в автосалонах страны колеблется от 8,5 миллиона до 11,5 миллиона тенге в зависимости от коробки передач и комплектации.
Помимо этого, в Костанае собираются рестайлинговый и технологичный лифтбек JAC J7, кроссоверы S3 и S5, а также предназначавшийся поначалу для России рамный пикап T6, при этом дилерская сеть бренда JAC насчитывает 22 автосалона в 17 городах Казахстана, так что этот китайский бренд в ближайшем будущем явно намерен наращивать объемы продаж в нашей стране как за счет площадки в Синьцзяне, так и за счет производства в Костанае.
Продолжение следует
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости