«Ведомости Казахстана» посетили логистические центры и штаб-квартиру в Пекине второй по величине китайской компании электронной коммерции
Интересный пример работы с новыми техническими и технологическими возможностями демонстрирует компания JD Asia – JD.com (на русском языке ее называют «Цзинь Дон» или «ЦзиньДун»). Стартовала она как транспортно-логистическая структура, которая со временем набрала очень крупный масштаб и разветвленную инфраструктуру. Потом к могучей собственной производственной базе добавился блок электронной торговли JD.com.
Комбинация электронной торговли и собственных логистических терминалов, автотранспорта, многочисленных офисов и представительств позволяет экономить на издержках, что дает «ЦзиньДун» конкурентные преимущества. Период пандемии в силу занимаемой компанией экономической ниши не подорвал ее экономические показатели, а наоборот способствовал росту.
Пандемия выявила еще один важный момент работы: изначально мощная производственная и кадровая база позволила выдержать резко возросшую нагрузку. Таким образом болезни и вызовы роста не оказались критическими, ибо JD Asia к описываемому этапу своей деятельности уже была большой и разветвленной.
Фактором роста заказов на услуги компании стали пожилые люди. До пандемии эта категория китайского населения ходила на базары и в магазины, чтобы лично выбрать понравившиеся товары и продукты питания.
Коронавирус и вызванные им ограничения резко поменяли структуры повседневности и поведенческие привычки. Пенсионерам пришлось погрузиться в информационные технологии и освоиться с новой реальностью.
В общем, интернет-сфера – это не только для молодежи.
Полные цепочки поставок в одних руках показали свое преимущество перед сервисами «чистой» электронной коммерции. Дело в том, что когда происходят логистические сбои, то из единого центра легче находить новые варианты и маршруты, чем в тех случаях, когда между продавцом и покупателем работают разные самостоятельные звенья, которые из разных центров взаимодействуют друг с другом.
При стабильной экономической и геополитической ситуации разные игроки вполне успешно совместно работают, а вот в экстренном варианте сразу обозначились преимущества компаний вроде «ЦзиньДун».
Элементарное наличие собственных складских запасов продовольствия, лекарств, одежды, электротоваров позволяет нейтрализовать массу негативных вещей, которые при неполных цепочках поставок превращаются в сложные проблемы.
Почти 99 % спроса на продукцию и услуги JD Asia приходится на клиентов из Китая. В США есть специальные парки для китайских товаров, в которых быстро происходят различные таможенные и транспортные операции.
К сожалению, в Казахстане подобной инфраструктуры пока нет, но возможно, что все еще впереди. Зато товары казахстанского производства на платформе «ЦзиньДун» для жителей Поднебесной заказать совершенно не проблема.
В ассортименте предлагаемой клиентам продукции из Казахстана сухое молоко Saumal (кобылье) и Saubota (верблюжье). Кстати, данные товары идут в качестве лекарственных средств, а потому стоят гораздо дороже, чем у себя на родине. Вообще китайский рынок за реально ценную продукцию готов платить очень хорошую цену. Отсюда и столь естественный интерес казахстанских товаропроизводителей к выходу на «емкий простор» КНР.
Дополнительно можно отметить мед, сыры, разнообразные растительные масла вроде подсолнечного и сафлорового. Кстати, сафлоровое масло для китайских потребителей не является диковинкой, по наличию разнообразных полезных веществ оно превосходит подсолнечное, не уступает ему по вкусу и, как следствие, стоит дороже. Есть своя линейка и у кондитерских изделий из Казахстана.
JD Asia в настоящее время ищет партнеров по бизнесу в Казахстане. Наша страна интересна не только сама по себе, но и как инструмент выхода на рынок Евразийского экономического союза и в Центральную Азию.
Однако большие инвестиционные проекты требуют глубокого изучения самых разнообразных аспектов приложения денег и усилий. Сейчас китайская сторона тщательно исследует казахстанские условия и особенности для ведения серьезной бизнес-деятельности.
Разумеется, РК не единственный рынок, к которому присматриваются специалисты «ЦзиньДун». На аналогичной проработке находятся Финляндия, Норвегия, Индонезия. В общем, конкуренция происходит не только между коммерческими структурами, но и среди государств, которым тоже нужно подтверждать свою привлекательность.
В Латинской Америке, например, открыт совместный павильон, через который JD Asia работает со всем обширным регионом. О степени заинтересованности с той стороны можно судить уже по тому, что сорок послов приняли участие в церемонии открытия.
При этом интерес к работе с данной фирмой постоянно растет в самых разных государствах. Положительная репутация не возникает на пустом месте, а «ЦзиньДун» прикладывает постоянные усилия к ее формированию.
По большому счету JD Asia делает только первые полноценные шаги по выходу за контур Поднебесной. При этом в сфере ее деятельности уже 50 стран. Неожиданно хорошо пошли дела компании в Восточной Европе. Все указывает на то, что предлагаемый фирмой набор возможностей весьма востребован со стороны потребителей.
Журналисты из Казахстана посетили один из многочисленных терминалов «ЦзиньДун».
Половина весьма крупного по площади и высокого помещения полностью роботизирована, где снуют крупные роботы-погрузчики, способные забирать грузы с очень высоких ярусов.
Во второй половине уже люди занимаются сортировкой, обработкой и рассылкой товаров.
Невооруженным взглядом видно, что технологии работы продуманы и отточены, благодаря чему огромный хозяйственный организм функционирует ритмично.
Алексей ЛУЖНЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости