«Ведомости Казахстана» посетили Музей городского планирования Урумчи, Синьцзянский художественный театр «Мукам» и знаменитый восточный Гранд-базар
Главными воротами казахстанско-китайского сотрудничества с восточной стороны является Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Сердцем этой территории выступает Урумчи – административный, хозяйственный, образовательный, транспортный и культурный центр бурно развивающейся провинции. Делегация журналистов из Казахстана в ходе насыщенного пресс-тура по Поднебесной получила специальное время для того, чтобы познакомиться с важным мегаполисом поближе.
Город
В Центральной Азии нет города, равного Урумчи по населению. Поэтому вполне естественно, что в мегаполисе есть Музей городского планирования. Примечательно, что весьма крупный объект (а еще Экспо-центр) построили в самый разгар пандемии коронавируса и вызванных ею ограничений.
Центральная часть здания огромного культурного центра выполнена в виде цветка, вокруг которого расположены шесть корпусов, где один отведен под Музей городского планирования. В других корпусах есть Художественный театр, Выставка изобразительного искусства, Музыкальный центр и другие интересные объекты.
В Музее городского планирования своеобразно выставлена экспозиция. Она начинается с древности, частично захватывает средневековье, а потом переходит на наши дни. Отдельный акцент сделан на периоде Шелкового пути с восковыми фигурами, костюмами и бытовыми сценами, как это любят делать в музейном деле Китае.
В каждом китайском серьезном музее есть кинотеатры, в том числе так называемые 5G с качающимися креслами и другими спецэффектами. Это создает эффект присутствия внутри демонстрируемой картины. Например, такое относится и к Музею Компартии в Пекине. Когда смотришь борьбу Мао Цзэдуна с японскими захватчиками, то как будто сам являешься очевидцем демонстрируемых событий.
В фильмотеке Музея городского планирования Урумчи особое внимание уделено последним десятилетиям развития мегаполиса и его масштабным стройкам. Получается смесь как бы Астаны и Алматы, только более грандиозная в силу самого размера центра Синьцзяна и численности его населения.
Главное, что можно вынести из посещения данного музея в Урумчи – это научный подход к вопросам градостроительства и урбанистики. Административный центр СУАР планировался не как старый центр Алматы, но при этом видно, что к транспортным развязкам, торговым, культурным, учебным, инфраструктурным объектам подходят рационально и выверено, не наобум.
На такой подход мегаполис отвечает своим ровным ритмом и какой-то одновременно успокаивающей и тонизирующей организованностью.
Стихийных застроек в Урумчи нет как явления. Административный центр Синьцзяна не просто растущий город. За последние тридцать лет он кратно увеличил свою территорию, сильно поднялся вверх за счет многоэтажной застройки.
При этом не видно узких мест, которые проявляются в мегаполисах через транспортные пробки, переизбыток людей на остановках, с которыми не справляется общественный транспорт или слишком длинные очереди в предприятия общественного питания в час пик при нехватке посадочных мест.
Отсутствие видимых слабых мест в городской жизни указывает на предварительную проработку потенциально проблемных и ограничивающих моментов. Ни от кого из горожан мы не слышали про проблемы с водой или электричеством, хотя сам по себе СУАР – это район богатый на пустыни, где вода по определению является лимитирующим ресурсом, требующим стратегического и очень рационального подхода.
Урумчи, кстати, исторически находится в регионе, где давно занимаются вопросами орошения и водосбережения. Археологи обнаружили водоводы, которые поставляли влагу на десятки километров с помощью весьма креативных технологий.
Эрудиция подсказывает, что электронасосов у тогдашних жителей здешних мест не было, а потому использовали имевшиеся в наличии технические и природные ресурсы, для которых придумывали технологические решения.
Культурная жизнь
Синьцзянский художественный театр «Мукам» очень известен в Урумчи. Мукам – это известное со времен средневековья уйгурское театрализованное произведение (входит в наследие ЮНЕСКО). Оно очень многослойное, по хореографию включительно. Самое близкое что приходит в качестве аналогии – уйгурская оперетта, когда танцуют и поют с очень большим количеством артистов, танцоров и певцов.
Все представление хорошо костюмировано, с большим количеством декораций. Отдельно присутствует оркестр на аутентичных уйгурских музыкальных инструментах. Разумеется, некоторые инструменты похожи на общепринятые (бубны, флейты, аналоги арфы), но вот скрипок вы уже не встретите.
Само большое здание театра состоит из трех компонентов: сцена и зрители, отдельный павильон для репетиций и административное здание. Одна из особенностей этой национальной уйгурской оперетты заключается в ее масштабности. Уйгурские и китайские эксперты по мукаму активно занимаются популяризацией данного вида искусства.
Мукам сам по себе подразделяется на 12 разных категорий (музыкально-поэтических произведений), которые ставятся на тот или иной лад. Каждый мукам идет примерно 1 час 15 минут. Журналисты из Казахстана посмотрели один из таких мукамов.
Вначале играет оркестр, потом идут декорации, танцы, пение и завязка произведения. Дело происходит на охоте, где местные охотники хотят убить одного олененка. А девушка, гуляющая в лесу, спасает олененка от стрел охотников.
Однако охотники не успокаиваются, поскольку считают животное своей добычей. Тут на помощь девушке и олененку приходит парень, который тоже гулял в лесу. Олененок спасен, а между парнем и девушкой закручивается роман.
Потом происходит смена декораций и перед зрителями разворачивается городская базарная улица. На базаре, кстати, десятки артистов. В общем, многим туристам из Казахстана посещение такого представления принесет удовольствие и массу новых впечатлений.
Исторически условия бытования мукамов весьма различны. Они звучали при большом скоплении людей и сопровождали календарные и семейные народные обряды, а также «камерные» музыкальные вечера в узком кругу слушателей.
Богат образный мир мукамов. В них отразились основные эстетические и философские взгляды уйгурского народа.
Вокально-инструментальные разновидности мукама содержат различные поэтические тексты: народные стихи, дастаны и образцы высокой классической восточной поэзии. Они могли меняться в зависимости от уровня развития общества, репертуара исполнителей-профессионалов и от требований слушателя.
Каждый мукам из системы «Двенадцать мукамов» образует, в свою очередь, сложный самостоятельный цикл из ряда вокальных, инструментальных, танцевальных частей, имеющих самостоятельные названия и объединенных общей основой.
Здание театра относительно новое – построено в 2010 году и занимает площадь 17 тысяч квадратных метров. Интересно, что мукамы посещал как Си Цзиньпин, так и предыдущие первые лица государства.
Все это свидетельствует о реальном интересе и уважении Пекина к культурным достижениям уйгурского народа. На сохранение, развитие и продвижение данного вида искусства власть денег и других ресурсов явно не жалеет.
Базарный день
Международный большой базар города Урумчи (Синьцзяна). Еще одно название – Гранд-базар. Базар очень популярен как у внутренних китайских туристов, так и среди зарубежных гостей мегаполиса. Потому что здесь можно купить все, что так или иначе относится к еде: овощи, фрукты, специи, всевозможные деликатесы (включая редкие). Непродовольственных товаров тоже большое разнообразие.
На свете мало мест, где можно встретить таких размеров изюм, финики или орехи. Дыни и арбузы – это уже само собой. За гигантских размеров сухофруктами видна продолжительная и кропотливая работа селекционеров, фермеров и других работников АПК.
В Синьцзяне однозначно продвинутое семеноводство, потому что таких размеров и вкуса плоды и ягоды невозможно вырастить без целенаправленных усилий. По сравнению с ценами Казахстана все стоит относительно недорого.
Есть отдельный павильон, где готовят лепешки. Традиционная уйгурская лепешка печется в тандыре по специальному рецепту. Само посещение павильона – это отдельная церемония и ритуал. Гостю предложат место, где посидеть и принесут чай. Уйгурский аткин-чай соленый и с молоком. Лепешку можно есть вприкуску, но считается правильным крошить ее в чай.
Поскольку базар восточный, на нем обязательно нужно торговаться. Даже если цена товара кажется нормальной, все равно положено ее сбивать или как минимум пытаться это сделать. Стандартный прием сбрасывать предлагаемую цену в половину и даже больше.
Если вам предлагают за сувенир 300 юаней, а вы выставляете 50, то это не воспринимается как хамство. Так на базаре выглядят стартовые позиции сторон, которые в процессе переговоров начинают сближаться к взаимоприемлемой точке.
Если путешественника интересует гастрономический туризм, то посещение Гранд-базара для него просто обязательно. Здесь своего рода эталонные образцы синьцзянской кухни, которая отличается большим разнообразием как по используемым ингредиентам, так и по самим блюдам, а также их рецептам. Часто всего одна приправа в состоянии кардинально изменить вкус привычного блюда.
Базар Урумчи чрезвычайно богат на сувениры. Ведь сувениры – это не только магниты на холодильник, брелоки или открытки. На восточном базаре не хватит фантазии, чтобы перечислить возможные покупки, способные передать колорит и атмосферу места. К тому же сувенир призван нести частичку местной энергетики и специфических особенностей, чтобы фиксировать уникальные характеристики именно этого места во времени и пространстве.
Очень трудно передать впечатления от самого большого восточного базара в мире человеку, который его не видел. Потому что сравнение его с рынком у дома, только в тысячу раз больше, не работает. Ведь здесь масса аспектов этнической торговли, культуры, архитектуры и развлечений.
Поэтому совершенно естественно, что Гранд-базар является одной из самых известных достопримечательностей Урумчи, а значит и всего Синьцзяна.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости