«Ведомости Казахстана» посетили Выставку дерадикализации и борьбы с терроризмом в городе Урумчи, Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР
Правильное название объекта: Выставка, посвященная дерадикализации и борьбе с терроризмом. Полностью посвящена событиям в СУАР начиная с 1990 года, когда пошли первые теракты со стороны уйгурских сепаратистов. В 2016-ом теракты на территории Синьцзяна сошли на ноль. Соответственно, теперь это уже прошлое, но его нужно знать и помнить о нем, ведь любая проблема появляется вместе со способами ее решения и профилактики.
Выставка построена хронологически по годам, в которые происходили те или иные теракты. Буквально все теракты описаны, так или иначе классифицированы и структурированы. Каждому террористическому акту посвящен свой стенд, большое количество фотографий, а если есть видео, то еще и оно прилагается. Средства или орудия преступления тоже находят свое место в этой нише.
Взрыв в кафе или автобусе, нападения с использованием ножей или молотков в общественных местах – все зафиксировано. Жертвы указаны без какой-либо цензуры.
Если есть фото и видеоматериалы с окровавленными трупами жертв террористических актов, то и их есть возможность посмотреть. Как можно понять из стилистики организаторов, с помощью документальных свидетельств авторы добиваются наглядности понимания посетителями проявлений сепаратизма и терроризма в их весьма жестоких формах.
В западных информационных каналах в режиме навала распространяется информация, будто китайские власти устраивают массовые репрессии против невиновных мусульман. Возможно, Музей борьбы с терроризмом – это в том числе ответ на прозападные нарративы, чтобы люди могли прикоснуться к реальной картине происходивших событий.
Знакомство с артефактами показывает, что головорезы ИГИЛ (запрещена в Казахстане – авт.) в Сирии и Ираке не стали новаторами в плане жестоких убийств на видео, изуверских пыток, похищений людей и других злодеяний.
В Синьцзяне все это происходило гораздо раньше. С кровавым творчеством «отбитых» на всю голову «документалистов» терроризма можно ознакомиться почти без купюр (сотрудники выставки только «забрюливают» сам нож или другие орудия убийств в момент совершения акта садизма или умерщвления жертвы террористов.
Терроризм с помощью подручных средств тоже широко практиковался преступниками в СУАР. К примеру, они старались подобрать грузовой автомобиль покрупнее, а потом направляли его в сотрудников местной полиции, которые делали утреннюю гимнастику на свежем воздухе. Поэтому террористы во Франции не стали первопроходцами – технология уже была опробована на реальных жертвах.
Просматривая такие стенды лишний раз понимаешь, почему автомобиль называют средством повышенной опасности.
В западных СМИ не писалось о том, что среди жертв уйгурских террористов числится много этнических уйгур, которые выступали против используемых радикалами методов борьбы с Китаем. В Синьцзяне различные национальные меньшинства хорошо и органично встроены в систему местной власти, жизнь у них налажена, а потому к деструктивным элементам они относились враждебно и отказывали в поддержке. В ответ проводились акции расправ и устрашения.
Многие представители мусульманского духовенства осуждали террористов в своих проповедях и призывали к мирной жизни и развитию. Поэтому среди сепаратистов было специальное направление по убийствам священнослужителей. Есть видео с камер наружного наблюдения, где группа преступников подкараулила авторитетного имама и забила его молотками при выходе из машины.
Изъятое у террористов оружие тоже выложено на всеобщее обозрение. Отдельная большая экспозиция посвящена холодному оружию. Здесь можно увидеть и самодельные топорики вроде томагавков, и просто гигантские кинжалы, которыми можно запросто резать крупный рогатый скот или лошадей.
Самостоятельные стенды у изъятого огнестрельного оружия. Бросается в глаза большое количество и разнообразие моделей пистолетов.
После того, как посетители выставки пройдут летопись борьбы с сепаратизмом, они попадают в залы, где демонстрируется то, что государство дает жителям Синьцзяна. Это очень важный момент, который нельзя недооценивать. Ведь террористы по сути ничего позитивного никому в СУАР предложить не могут. В истории вообще крайне мало примеров, когда хотя бы один из обломков большой страны начинал жить более счастливой и богатой жизнью.
Уйгурам, казахам, дунганам, китайцам и всем другим жителям Синьцзяна (56 этнических групп) власти предлагают шикарный экономический подъем, политическую стабильность, безопасность, возможность строить карьеру хоть на государственной службе, хоть в бизнесе. Избыточная инфраструктура – неотъемлемая часть настоящего социализма – наблюдается в СУАР повсеместно.
Очень большое и заботливое внимание уделяется развитию культуры малых народов Китая. Целые пласты литературы, музыки, театрального искусства заботливо встраиваются в структуры повседневности. Примечательно, что сами китайцы часто являются глубокими экспертами в культуре казахов, дунган, уйгур, киргизов и других народов.
После 2016 года терактов в Синьцзяне уже не происходило. В 2012 году верховную власть в КНР возглавил Си Цзиньпин и его команда, и именно они нашли рецепт, который позволил переломить хребет гидре синьцзянского сепаратизма.
Период процветания и тишины отсчитывает все новые хронологические рубежи, никто из врагов спокойной жизни себя не проявляет. Такое впечатление, что информационное озверение врагов Китая в западных СМИ – это не более чем реакция на бессилие: Китай развивается семимильными шагами, в Синьцзяне наведен порядок, регион идет к процветанию, народы, живущие в СУАР мирно сосуществуют, делают карьеры в бизнесе и на госслужбе, культурная жизнь бьет через край.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости