Выбор в качестве нового хозяина активов АМТ компании Qazaqstan Steel Group, акционером которой является председатель совета директоров Allur Group Андрей Лаврентьев, был более чем логичен по целому ряду обстоятельств.
Первое из них – чисто финансовое: 286 миллионов долларов только за покупку имущественного комплекса ArcelorMittal может вложить далеко не каждый отечественный инвестор, но это только часть затрат.
Также новый инвестор берет на себя обязательства перед материнской компанией ArcelorMittal по погашению краткосрочного займа в размере 250 миллионов долларов и долгосрочного займа в размере 450 миллионов долларов в течение четырех лет, но и это еще не все: в модернизацию приобретаемых активов новый собственник в течение ближайших трех лет должен вложить как минимум 3 млрд долларов, о чем в начале ноября заявил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
«Причем как минимум 1,3 миллиарда долларов он должен вложить сразу, потому что нынешняя ситуация на предприятиях требует незамедлительного решения вопросов промышленной безопасности, безопасности труда, модернизации всего оборудования и расширения производства для того, чтобы за счет доходов они работали, доходы генерировали, за счет них закрывались все долги и расходные мероприятия», — уточнил тогда Смаилов.
То есть общая сумма требуемых в ближайшие три года расходов составляет порядка 4 млрд долларов, так что цена самой сделки – это лишь верхушка финансового айсберга, и, скорее всего, именно эта финансовая составляющая требований властей отсеяла многих претендентов на бывший АМТ.
Второе обстоятельство в пользу нынешнего инвестора – это умение Allur Group наладить эффективное производство на проблемных активах, ведь главная жемчужина в короне этой компании, автозавод «СарыаркаАвтоПром», была создана буквально на руинах обанкротившегося в начале 2000-х Костанайского моторного завода.
Автопроизводство в Костанае росло как на дрожжах – с 1800 автомобилей, выпущенных в 2013 году, до рекордных 70 тысяч в 2022-м (данные за весь 2023-й год пока не опубликованы, но костанайский автозавод вновь поставит рекорд, поскольку производство на нем в первые 11 месяцев прошлого года перевалило за 82 тысячи авто).
Активы АМТ, по всей видимости, находятся в несколько лучшем (по крайнем мере, в рабочем) состоянии, чем мощности Костанайского моторного завода в момент прихода на них Allur Group. Так что тут сроки раскрутки проблемных предприятий, учитывая опыт их реабилитации у нового собственника, могут даже сократиться по сравнению с костанайскими мощностями.
Третье обстоятельство в пользу компании под руководством Андрея Лаврентьева – это возможность взаимодополнения «Кармета» и «СарыаркиАвтоПрома», на которой сфокусировал внимание министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.
«Все понимают, что машины делают из металла, и здесь у нового собственника есть возможность начать производство автомобильной стали на Кармете и интегрировать это с текущими бизнесами. В этом есть нормальная бизнес-логика, потому что это позволяет достаточно большие логистические расходы сократить, углубить локализацию автопроизводства. Мы смотрели, кому это по плечу, и для кого это действительно является основным бизнесом, и каким-то образом позволяет создать эффект синергии с текущим бизнесом», — сказал он, комментируя выбор в качестве нового собственника АМТ структуры, связанной с Allur Group.
Добавим к этому, что, если компании Лаврентьева удастся создать полную производственную цепочку, от выплавки стали, пригодной для автокомпонентов, до использования ее на сборочном конвейере, это еще и удешевит автомобили, изготовленные в Костанае – и позволит казахстанцам чаще обновлять свой автопарк.
Кроме того, это избавит костанайский автозавод от зависимости от поставок комплектующих из-за рубежа, которые подвержены различным рискам: достаточно вспомнить сбои поставок в 2020-м, во времена пандемии, и в 2022-м, после начала боевых действий в Украине.
Переориентация крупнейшего металлургического комбината страны на внутренние нужды пойдет на пользу и самому «Кармету», поскольку он получит гарантированный и постоянно растущий участок сбыта своей продукции. А учитывая его потенциальные мощности, сталь, пригодную для изготовления автокомпонентов, он может сбывать не только в Костанай, ведь по соседству есть обладающие своими автосборочными мощностями Узбекистан и Россия.
Наконец, четвертое обстоятельство в пользу выбора Qazaqstan Steel Group – это блестящая бизнес-репутация Allur Group под руководством Лаврентьева: «СарыаркаАвтоПром» в настоящее время является достаточно крупным работодателем. Если к началу 2018 года численность персонала «СарыаркиАвтоПром» составляла 744 человека, на начало 2021 года на этом заводе было трудоустроено уже 1,6 тысячи человек, а в настоящее время лидер казахстанского автопрома дал постоянную работу 2,5 тысячи костанайцев.
А учитывая мультипликативный эффект деятельности автозавода (размещение постоянных заказов на изготовление комплектующих среди костанайских предприятий и предприятий из соседних регионов страны), «СарыаркаАвтоПром» дает постоянную занятость порядка 10 тысячам работников, что вполне сопоставимо с численностью коллектива бывшего АМТ.
Средняя зарплата на костанайском автозаводе сопоставима со средней зарплатой по стране, при этом она подкрепляется солидным соцпакетом, включающим программу медстрахования, образовательными услугами и возможностью льготного кредитования.
Напомним, что одним из условий сделки по приобретению активов бывшего АМТ, проходившей под патронатом государства, являлось сохранение всех трудовых соглашений с сотрудниками, в том числе по их численности и оплате труда.
Иными словами, новый инвестор не должен сокращать штат и обязан как минимум сохранить уровень заработка сотрудников на новых своих активах.
Но история, которую Allur Group писала до сих пор в Костанае, позволяет рассчитывать на то, что новый инвестор со временем превзойдет эти минимальные социальные требования в сторону улучшения. Правда, для этого ему придется активно осваивать новые для себя рыночные ниши, учитывая наличие в составе бывшего АМТ довольно объемного угольного сегмента.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости