Партийно-политические комбинации за минувший месяц
В феврале нет праздничных дней, поэтому общественно-политическая жизнь вышла на траекторию будничной работы. А вот эта самая работа показала, кто продолжает функционировать в активном режиме, а кто ушел в поствыборный анабиоз. Как и следовало ожидать, наиболее заметны лидеры последней агитационной кампании – «Нур Отан» и «Адал». Получается, что инерция политической активности быстро не угасает. Разумеется, если активность была настоящая, а не имитационная.
ОБНОВЛЕННЫЕ
Переформатирование в рядах партии власти через ввод новых лиц (в том числе молодых) во фракцию «Нур Отан» в Мажилисе придал новые импульсы парламентской работе. Депутаты пришли после многоуровневого сита отбора, а потому со своими программами, идеями и практическими предложениями. Конечно же, все это входит в русло общей политической линии партии-гегемона, однако новые волны изменяют и само главное направление общепартийного вектора.
Неофиты депутатских мандатов энергично осваивают доступный им инструментарий от запросов во всевозможные официальные инстанции до парламентских «допросов» министров и других руководителей различных ведомств. Все-таки одно дело просмотр интернет-сайтов государственных учреждений и совсем другое возможность задать вопросы первым лицам напрямую, почему они ведут дела именно в таком виде и чем руководствуются.
По инсайдерской информации из министерских структур, новый стиль общения с мажилисменами произвел определенные корректировки в поведение топ-чиновников. Раньше они приходили поведать о достигнутых успехах за отчетный период, тогда как часть депутатов прежнего созыва оттачивала на министрах и их заместителях свое красноречие. Теперь разговор переведен в конструктивно-деловую плоскость. Министры сбавили пафос (правда, стали больше апеллировать к объективным трудностям и форс-мажорам), а депутаты эпатаж.
Произошедшие изменения в нижней палате парламента четко прослеживаются по реакции на забастовку крановщиков в Нур-Султане. Фактически мажилисмены встали на сторону бастующих. Действуют при этом институционально, привлекая к разрешению конфликта специальных государственных инспекторов. Выясняют условия трудовых договоров и качество их соблюдения.
Айдос Сарым (как раз из депутатов-обновленцев) публично заявил, что забастовка – это законный метод борьбы, призванный привлечь внимание к проблеме и заставить работодателя сесть за стол переговоров. В этом его поддержали коллеги-парламентарии.
В прежние времена депутатский корпус старался бы до последней возможности не замечать трудового конфликта, а в случае апелляции к нему переводил бы стрелки на правительство, городской акимат, прокуратуру. Словом, наше дело – законы принимать, а «бытовухой» пусть занимаются те, кому положено.
Теперь уже видно, что Мажилис готов становиться местом, где обсуждается острая общественно-политическая и социально-экономическая повестка. В принципе, такое и является функциональной задачей представительного органа государственной власти.
КАДРЫ, КАДРЫ, КАДРЫ…
Человеческий фактор остается самым сложным элементом в любой системе. Парламент лишний раз подтверждает данный постулат. Хотелось бы остановиться на знаковых персоналиях в партийно-политическом поле республики.
Депутат Мажилиса Юлия Кучинская – тоже новое лицо «Нур Отана» в Мажилисе. Раньше она была директором Центра политического анализа и стратегических исследований при партии власти, а сейчас член комитета по международным делам, обороне и безопасности.
Когда в профильном комитете работают реальные профессионалы, тогда и вероятность продуктивной отдачи резко повышается. К сожалению, в Казахстане слишком много примеров, где непрофессионализм успел дать разрушительные плоды.
Парламентское переформатирование на новый лад было бы невозможным без избавления от токсичных кадров прежнего созыва. Напрашивается каламбур о том, что хорошим приобретением стало расставание с Владимиром Божко. Сейчас не время глупых высказываний из уст народных избранников. Павел Казанцев, например, прежде возглавлявший филиал «Нур Отан» по Нур-Султану, никакой «божковщины» в своих выступлениях и комментариях не позволяет, тем более на ответственной позиции заместителя председателя Мажилиса Парламента.
Или многодетная мама и блогер Алия Садырбаева. Она писала в постах о необходимости регулярно выплачивать гражданам долю от добычи и экспорта полезных ископаемых, ведь по Конституции все это принадлежит народу. В «Нур Отан» популярного блогера заметили и пригласили к сотрудничеству. Сейчас она возглавила Республиканскую общественную приемную партии власти.
Новое с трудом пробивает себе дорогу в сознании окружающих. На г-жу Садырбаеву вылили серьезные объемы информационной грязи, ибо она якобы «продалась» власти. Ситуация достаточно типовая с точки зрения реакции нашего не слишком политически культурного общества. Разве было бы лучше, если энергичная и неравнодушная женщина постит разнообразную критику в сети, вместо того чтобы заниматься реальными проблемами живых людей с высокой вероятностью их решения?
Фактически Алия Садырбаева в прямом подчинении у Бауыржана Байбека, который в качестве первого заместителя Елбасы руководит всей оперативной работой «Нур Отан». Согласитесь, с такими ресурсами помочь гражданам, страдающим от произвола местных властей либо правоохранительных органов – более чем реально.
Ну а в свете реакции «идейных» комментаторов в соцсетях на перемены в жизни г-жи Садырбаевой автоматически всплывает ассоциация с высказыванием Уинстона Черчилля про «кто в молодости не был демократом – у того нет сердца, а кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». Нельзя останавливаться в своем развитии и вечно носить тогу критика от народа, тем более, когда партия власти предлагает полезное и конструктивное взаимодействие.
К тому же, не следует забывать одну важную и простую истину: те, кто действительно вас ценит, любит и уважает, всегда от чистого сердца порадуется вашим успехам и карьерным взлетам. Ну а те, кто тайно или явно завидует или ненавидит, тот всегда найдет тысячу причин для обесценивания, упреков и недовольства.
Государственный курс на обязательное присутствие женщин в представительных органах власти – очень правильное и своевременное решение. В каком-то смысле даже запоздалое. Без женского участия и взгляда (наряду с мужским) даже номенклатуру государственного материального резерва на случай чрезвычайных обстоятельств невозможно сформировать гармонично. Мужчина чисто в силу своих физиологических особенностей может не вспомнить о предметах первой необходимости, которые всегда держит в поле внимания женщина.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Перемены в людях, составляющих нижнюю палату парламента, не могли не вызвать изменений и по другим линиям политической жизни. Вообще особенность сложных систем в том и состоит, что качественные сдвиги в одном компоненте влекут за собой трансформации большей или меньшей степени и в остальных частях.
Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин предложил создать Межпартийный совет при нижней палате парламента. Очень примечательно, что на круглом столе, где была озвучена идея, помимо «Нур Отан» участвовали в работе представители «Адал», НПК, «Ак жол», «Ауыл» и ОСДП.
Таким образом, к совместной работе приглашаются не только парламентские партии, а вообще все зарегистрированные игроки партийного поля страны.
Межпартийный совет должен стать не только площадкой для дискуссий между парламентскими и непарламентскими партиями, но и своеобразным проводником практической работы между всеми партиями и законотворческой деятельностью.
Технически такая деятельность будет осуществляться через рабочие комиссии при Мажилисе. Таких комиссий вполне достаточно, чтобы дельные предложения даже от оппозиционной ОСДП преломить в практическую плоскость и реализовать в законе. При кажущемся технократическом подходе, на самом деле это большой политический шаг вперед, открывающий непарламентским партиям коридор конструктивной работы и влияния на нормотворческую работу в масштабе страны.
Политолог Уразгали Сельтеев, поставленный на руководство Института евразийской интеграции (ИЕИ), занялся ревизией деятельности людей, которые получают там зарплату.
В Казахстане нет практики выплаты безусловного базового дохода (ББД), зато имеются пародии на подобную идею в миниатюре. Проявляется такое в том, что люди ходят на работу, но при отсутствии должного контроля со стороны руководства ничего не производят. То есть отбывают номер, числятся на рабочем месте, получают зарплату и считают подобное положение вещей естественным и правильным.
Г-н Сельтеев стал разбираться в реальной продуктивности сотрудников с научными степенями и обнаружил «наличие отсутствия» каких-либо практических плодов от порой весьма длительного нахождения в штатной должности. Естественные попытки поменять получателей квазиББД на лиц, способных заниматься исследовательской и другой прикладной деятельностью, натолкнулись на бурное сопротивление.
Однако общий вектор в свете председательства Казахстана в ЕАЭС на 2021-ый год таков, что от ИЕИ требуются конкретные практические рекомендации и соображения, а потому слабые кадры будут заменены на специалистов, которые готовы и умеют думать и работать за деньги.
ПРОЦЕСС ИДЕТ
Партия «Адал», не допущенная «охранительными» силами в Мажилис, как и обещала, свою политическую активность не свернула. Благо, в настоящее время появились дополнительные каналы для интенсивной работы непарламентских политических партий.
Так, секретарь партии «Адал» Эльдар Жумагазиев в качестве члена обновленного Национального совета общественного доверия (НСОД) имеет площадку для прямой коммуникации с президентом Касым-Жомартом Токаевым. А когда заработает Межпартийный совет при Мажилисе – появится еще один рабочий инструмент для трансляции идей и предложений от партий в органы государственной власти высшего уровня.
Тем временем «Адал» не оставил на полпути гигантский массив социологической информации, полученный в ходе последней электоральной кампании. 4000 обращений, собранных в ходе личных встреч с избирателями, плюс социологический опрос более 2 млн семей были комплексно обработаны.
По результатам систематизации данных и полномасштабной аналитической работы по ним составлены письма, с описанием проблем, волнующих жителей в конкретных городах и районах. В феврале 182 официальных письма от партии «Адал» с обращениями к акимам разосланы по 34 городам и 148 районам.
В отправленных документах очень высокая степень детализации того, чего ждут люди от местных органов государственного управления, чтобы не возникало путаницы и разночтений.
В настоящее время местные бюджеты городов и районов утверждаются решениями маслихатов. «Адал» при формировании бюджетов предлагает учитывать пожелания всех жителей административно-территориальной единицы.
Поскольку таких запросов много, то партийные специалисты в составленных письмах произвели ранжирование проблем (питьевая вода, медицина, газоснабжение, безработица, общественный транспорт, криминал и прочее) в зависимости от степени потребностей и интересов реальных людей.
Как заметил г-н Жумагазиев, время обещаний закончилось 10 января, и сразу наступила пора практических решений.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости