Избавление от двухсменной и трехсменной системы обучения на фоне роста рождаемости в Казахстане волей-неволей приведет к необходимости ударного строительства новых школ по всей стране
Особенность демографических и образовательных изменений в том, что они приносят свои плоды с лагом по времени. Однако даже сегодня ясно, что демографический рост последних лет требует строительства новых школ. Они необходимы и в штатном режиме для ликвидации двухсменного формата обучения и замены аварийных школьных корпусов, а демографический сдвиг заставляет срочно готовиться к большой волне новых учащихся.
КОЛИЧЕСТВО ВАЖНО
Закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные остается законом. У системы образования Казахстана много серьезных проблем и узких мест, однако почти все из них можно назвать второстепенными по отношению к качеству сети школ.
Ситуация со школами по республике не позволяет вывести средних показателей как таковых. Дело в том, что наряду с малокомплектными сельскими школами и положением дел в северных областях Казахстана, где наблюдается депопуляция населения из-за миграционных процессов, есть регионы, которые просто задыхаются от нехватки школьных площадей.
В свете приближающейся новой волны демографического давления на школьную сеть дефицит обещает быть просто вопиющим. Разумеется, если не предпринять превентивных мер по наращиванию количества учебных объектов.
К проблеме необходимо подходить дифференцированно и индивидуально, вникая в каждый конкретный случай. Дело в том, что даже в пределах областей, где население не растет, наблюдается серьезная асимметрия в распределении учащихся. Поэтому на региональном уровне дефицит новых школ может быть не выраженным, а в отдельных городах и районах он очень даже серьезный. Ну а когда мы говорим о Юге и Юго-Востоке, особенно в полосе от Туркестана до Алматы, то здесь новые школьные объекты требуются повсеместно.
Ни в одной из стран ОЭСР нет двухсменных школ, тогда как в Казахстане даже трехсменные режимы обучения не являются уникальными случаями (до пандемии таких было более 120).
Ни в одном из государств-лидеров индекса PISA тоже нет двухсменных школ. На дворе тридцатый год независимости Республики Казахстан, а потому пенять на наследие советского прошлого как минимум поздно. За школьные парты уже сели дети, чьи родители появились на свет в эпоху независимости. Кстати, если в классе 35-40 человек, то это тоже резко снижает качество получаемых знаний, даже когда вся школа занимается в одну смену. Адекватность и рациональность должны соблюдаться во всех звеньях школьной структуры.
Жизнь сама вносит коррективы в нормативы. В советский период стандарт организации системы общеобразовательных школ предусматривал 120 мест на 1000 жителей. На одного ученика полагалось 1,55 квадратного метра площади класса, а в самом классе с 1-го по 7-ой 35 учеников, в 9-10-ых – 40 учеников. Теперь уже очевидно, что в классах, где обучается свыше 30 человек, учителю крайне трудно дать качественные знания и элементарно не хватает физического внимания на всех.
Четвертым пунктом из 17-ти целей устойчивого развития ООН (ЦУР) указано качественное образование. Его невозможно получить в масштабе всей страны, если уже на фазе школьной инфраструктуры ощущается серьезная нехватка ресурсов.
КАЧЕСТВО ВАЖНО
Качество школ сегодня определяет качество жизни завтра. К современной постоянно усложняющейся реальности невозможно подготовить в школе, чьи параметры считались более-менее нормальными в XX веке, но сильно отстают – морально и физически – от требований текущего момента.
В свое время общественность республики сильно всколыхнуло нападение на школьницу в Жамбылской области. В той школе имелся туалет, но в силу технических причин он не работал, из-за чего дети были вынуждены ходить за пределы здания в туалет типа «сортир». Поэтому в школе туалет должен числиться не номинально, а реально.
Занятия в спортзале нельзя отменять из-за того, что учащиеся своей обувью сбивают краску. Актовый зал должен быть не только местом для проведения торжественных и отчетных мероприятий, но и рабочей территорией для всевозможных внеклассных кружков.
Кабинеты химии и физики обязаны иметь не только таблицу Менделеева и портреты ученых на стенах, но и весь положенный комплект оборудования и реактивов. Кабинеты истории и географии необходимо обеспечивать наборами разнообразных карт и глобусов, чтобы ориентация школьников во времени и пространстве получала реальные точки привязки.
Можно дискутировать о том, менять ли учебную доску и мел на пластик и маркеры, но важность школьного стадиона оспорить невозможно. В идеале он должен иметь крупные размеры и широкий набор спортивных снарядов. Мы еще финансово не доросли до школьных бассейнов, но совсем скоро и такие вещи войдут в разряд обязательных.
Дистанционное обучение, в которое Казахстан погрузил коронавирус, рельефно продемонстрировало: прямой контакт учителя и ученика крайне трудно компенсировать чем-то равноценным. К тому же школа – это место, где дети не только получают знания, но и проходят социализацию, учатся коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. Живое общение опять же кардинально отличается от контактов по интернету.
ВРЕМЯ ВАЖНО
Срочно – это синоним слова поздно, если не действовать быстро. Народная мудрость гласит, что чужие дети растут быстро, а с продолжающим ускоряться темпом современной жизни это уже и к своим детям относится в полной мере.
В Нур-Султане, Алматы и Шымкенте стало обыденностью, когда типовые школы, рассчитанные на 1200 учащихся, реально принимают по 1800 – 2500 учеников. Здесь важно учитывать, что в крупных городах у родителей есть реальный выбор учебного заведения и если та или иная школа чем-либо привлекательна, то многие стараются преодолеть фактор микроучастка.
В последнее время в органах государственного управления возобладало финансовое мышление. Мол, выделим деньги и все вопросы будут решены. Современная история с теми же вакцинами от коронавируса показывает, что деньги выступают далеко не единственным фактором успеха. Появление школы не происходит вдруг. Стройматериалы для общеобразовательных школ нужно где-то приобрести, определиться с участком для размещения, а потом подключить ко всем необходимым инфраструктурным сетям.
Сначала необходимо провести детальный анализ того, где нужно построить школы прямо сейчас, а где они потребуются в ближнесрочной перспективе. Потом разработать технические задания, выделить финансирование и искать подрядчиков. Параллельно с этим заниматься вопросами ремонта аварийных школ. Их хоть и стало за последние годы меньше в четыре раза, но как явление они еще не исчезли.
Давайте вспомним как на страну обрушился «черный лебедь» в виде COVID-19. Все произошло так стремительно, что школьники в экстренном порядке оказались на дистанционном обучении. Многие фирмы жаловались на то, что онлайн-продукты, которые они прежде внедряли годами, пришлось осваивать за считанные недели. Но если в частном бизнесе для отдельных игроков такие сроки – как оказалось – возможны, то система образования является структурой очень большой, разветвленной и сложной. МОН и так сделал практически невозможное для сохранения учебного процесса, но без объективных сбоев и шероховатостей не обошлось.
В отличие от пандемии, к большой волне новых школьников можно подготовиться заранее, ибо статистика по населению и закон об обязательном всеобщем среднем образовании дают органам государственного управления четкие цифры. Трудно предугадать разве что масштабы миграционных потоков, но и это тоже можно прогнозировать в базовых параметрах. После этого нужно сопоставить реальную сеть школ с той, которая потребуется в ближайшее время и строить!
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости