Работники закрытого предприятия уже получили заманчивые предложения о трудоустройстве на новых местах
Промежуточным финалом деятельности АО «Бипэк Авто – Азия Авто» стало увольнение порядка 4000 работников по всей стране. Эпицентром волны безработицы стал город Усть-Каменогорск, где владелец закрыл автосборочный завод. Региональные власти (причем не только из ВКО) и компании автопрома хотят сохранить хотя бы часть квалифицированной рабочей силы, для чего предлагают оставшимся без рабочих мест сотрудникам вакансии в Костанае и Алматы.
«ЭФФЕКТИВНЫЕ» ХОЗЯЕВА
Государственникам всегда тяжело идти на меры, способные привести к закрытию крупных промышленных предприятий. Группа компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» знала об этом и фактически шантажировала правительство в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), постоянно срывая договоренности и вымогая преференции.
В какой-то момент чиновники осознали, что ужасный конец все-таки предпочтительнее ужаса без конца. Компании Анатолия Балушкина были сняты с государственных преференций, плюс суд обязал АО «Азия Авто» вернуть 174 млрд тенге в республиканский бюджет и 5 млрд тенге в местный.
Особо акцентируем внимание на том, что МИИР не требовал закрытия предприятия. Поначалу министерство вообще было настроено предельно миролюбиво, год за годом соглашаясь на перенос сроков ввода в эксплуатацию мощностей по автомобильной сварке и покраске. Потом «Азия Авто» сняли с преференций, сразу оговорив, что как только указанные в договоре производственные мощности войдут в строй, все законные государственные дотации будут возвращены.
В ответ на отнятие от щедрой груди правительства г-н Балушкин разразился черной PR-кампанией в адрес правительства и МИИР, раздувая миф о враждебном «заказе» с целью рейдерского захвата автосборочного предприятия он еще и пытался организовать массовый сбор откликов общественности под сомнительными тезисами.
После такого враждебного и неконструктивного поведения терпение у министерства лопнуло окончательно и у «Азия Авто» через суд потребовали вернуть все то, что фирма получила незаслуженно.
В суде аргументация МИИР победила, и компания получила фактически неподъемный для ее хозяйственных возможностей вердикт.
Государство так долго использовало в отношении отечественного автопрома пряник, что кое-кто перестал рассматривать даже гипотетическую вероятность применения кнута.
Между тем, показательная порка давно назрела. Холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто» являлся пионером местной автомобильной отрасли, но за прошедшие годы появились и другие предприятия в отрасли. Поэтому назрела необходимость не только поощрять примерные компании, но и наказывать паразитирующие на незаслуженных государственных дотациях.
Плохим фоном для АО «Азия Авто» стала то, что другие игроки казахстанского автопрома свои обязательства перед правительством выполнили и появилась база для предметного сравнения.
Анатолий Балушкин любил говорить о том, что в его вертикально интегрированной структуре имеются хорошие возможности для сокращения издержек, а значит есть солидный запас в плане конкурентоспособности на рынке. Однако после перекрытия финансовых каналов государственной поддержки никаких эффективных управленческих и производственных решений не последовало. Все, на что хватило «менеджерского гения», это окончательно разозлить МИИР и к замороженной стройке второго завода добавить закрытие первого.
ПОИСК ЛУЧШЕЙ ДОЛИ
Акимат Восточно-Казахстанской области и управление координации занятости и социальных программ для пострадавших от закрытия автосборочного предприятия провели ярмарку вакансий. К моменту проведения ярмарки около 600 человек из 1905 уволенных в Усть-Каменогорске уже нашли себе новые рабочие места. Как передает участник мероприятия, больше всего людей подходило к табличкам «Astana Motors», ТОО «Казцинк» и АО «УМЗ» (Ульбинский металлургический завод).
Как и обещали организаторы, разговор получился предметный: обсуждались размер заработной платы, условия труда и отдыха, социальные пакеты. Из Костаная прибыли не только представители компаний «СарыаркаАвтоПром» (автомобилестроение) и «АгромашХолдинг KZ» (сельхозмашиностроение), но и заместитель акима Костанайской области Ерлан Койшибаев. В последние годы этот регион Казахстана приятно удивляет темпами индустриализации, а значит имеется объективная потребность в квалифицированных промышленных кадрах.
В текущем году в Костанае планируется запустить локализационный центр, где будет организовано производство компонентов для сельскохозяйственной и автомобильной техники. Новый производственный объект создаст 450 рабочих мест.
В ближайшие два года чугунно-литейный завод в индустриальной зоне областного центра и второй завод по производству редукторов для «КамАЗов» обеспечат еще около 400 новых рабочих мест.
«СарыаркаАвтоПром» и «АгромашХолдинг KZ» готовы предоставить оставшимся без работы устькаменогорским автомобилестроителям 200 рабочих мест. Средний оклад получился в 176 тысяч тенге в месяц. На первые четыре-шесть месяцев принимающая сторона за свой счет обеспечит новых работников местами в общежитии, пока они не подберут жилье по своему вкусу. Кроме того, новые работники будут обеспечены трехразовым питанием.
Следует учитывать и то, что Костанай – это пока еще город недорогой, зато городская среда и инфраструктуры для комфортной жизни там быстро прогрессируют. К тому же на крупных предприятиях всегда есть возможность зарекомендовать себя с хорошей стороны и подняться на более высокую позицию. В конечном итоге, при заключении трудового контракта рискуют оба – и работодатель, и наемный сотрудник.
«Astana Motors» на предприятиях компании «Hyundai Trans Kazakhstan» и «Hyundai Auto» готова трудоустроить 70 бывших работников «Азия Авто». Здесь средняя заработная плата в районе 200 тысяч тенге и бесплатное проживание в Алматы будет только неделю, а потом человек должен сам найти себе крышу над головой.
Южную столицу Казахстана дешевым городом не назовешь, но эконом-варианты в мегаполисе имеются довольно разнообразные – от найма жилья в складчину до проживания на окраинах. К тому же социальный пакет от «Astana Motors» включает в себя развозку, бесплатные обеды, бесплатное обучение, дополнительное медицинское обслуживание, что в эпоху коронавируса совсем не лишнее.
Еще имеются бонусы в виде бесплатных занятий в фитнес-центрах, секциях футбола и волейбола, скидки на сервисное обслуживание и запчасти для автомобилей.
Предложения для вчерашних сотрудников «Азия Авто» достаточно привлекательные, но главное в том, что они как минимум есть. К тому же речь идет о людях, которые на момент проведения ярмарки вакансий не нашли себе приемлемого рабочего места. Автосборочный завод в Усть-Каменогорске был закрыт не вдруг. Из-за «передового» менеджмента тучи над предприятием стали сгущаться достаточно давно, да и уведомления об увольнении члены коллектива получили заранее, в соответствии с законодательством страны.
Те, кто за имеющийся отрезок времени смогли трудоустроиться в самом областном центре – хорошо, а остальным есть над чем подумать. Если у человека семья, то можно временно пожить в общежитии или на съемной квартире в складчину. 175 – 200 тысяч тенге в месяц, это и без соцпакета выглядит привлекательнее статуса и положения безработного. К тому же работа по сходному профилю позволит не потерять квалификацию, а где-то и повысить. В конечном итоге, человек сам кузнец своего счастья и хозяин своей судьбы.
ПРОМЫШЛЕННИКИ
Закрытие автосборочного предприятия в Усть-Каменогорске, безусловно, событие неприятное и болезненное хоть в индустриальном, хоть в экономическом, хоть в социальном измерении. С другой стороны, раз мы живем в рыночных условиях, неконкурентоспособные игроки должны покидать поле, освобождая хозяйственное пространство для более успешных партнеров по отрасли.
Российский ресурс «За рулем» сообщает, что по имеющейся в его распоряжении информации производство автомобилей «Лада» в Казахстане может быть перенесено на мощности «СарыаркаАвтоПром» в Костанае. Учитывая общую ситуацию, такой сценарий был бы наиболее благоприятным во всех отношениях. При подобном раскладе перебирающимся в город на Тоболе устькаменогорцам даже не пришлось бы переходить на линии JAC или Chevrolet, а весь накопленный ими производственный опыт нашел бы применение с минимальными технологическими поправками.
Кейс с АО «Азия Авто» можно рассматривать в качестве примера того, как в определенный момент дела могут пойти неправильно. Возможно, правительству в лице МИИР следовало бы гораздо раньше перейти к жестким мерам, что позволило бы исправить и выправить ситуацию, а не заводить ее отсрочками и откладываниями туда, куда все пришло в конечном итоге. Конечно, нам легко судить с позиции послезнания, однако из закрытия автосборочного предприятия в Усть-Каменогорске необходимо извлечь хотя бы базовые уроки.
Государство не хотело терять работающий завод автопрома, чтобы не лишиться как достигнутого уровня локализации сложного производства, так и создаваемых им линий жизни. А в итоге предприятие закрыто и властям различных уровней нужно заниматься социальными вопросами достаточно крупной партии безработных, которые еще вчера числились в категории занятых.
Мы не призываем правительство в случае срыва договоренностей с предприятиями в любой отрасли немедленно вводить санкции. В каждом конкретном случае стоит разбираться компетентно и скрупулезно, изучая весь массив условий и обстоятельств. Просто выбирая варианты действий, стоит помнить: если фирма раз за разом срывает обязательства, а в отношении нее продолжают использовать пряник, в надежде что менеджмент одумается и исправится, а люди останутся при работе, то чуда не происходит.
В итоге государство теряет и деньги, и время, а работники все равно оказываются на улице и органы государственного управления ломают голову над их дальнейшей судьбой.
Хорошо бы сразу знать гармонию и чувство меры, но, похоже, подобные вещи приходят только с опытом, где порой случаются неприятные ошибки. Здесь тоже не получается чуда, зато знания однозначно накапливаются.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости