Импортозамещение и продбезопасность
Как гласит народная мудрость, на Бога надейся, но сам не плошай. В условиях грядущего продовольственного кризиса, вызванного замедлением мировой экономики и пандемией коронавируса, на партнеров надеяться можно и нужно, но на первый план выходит самообеспечение продуктами питания, сельскохозяйственной техникой, кормами, посевным материалом, удобрениями и прочими необходимыми для обеспечения продовольственной безопасности атрибутами.
МСХ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
На днях состоялась традиционная отчетная встреча министра сельского хозяйства Сапархана Омарова с гражданами Казахстана. Как сообщил министр, в 2019 году в аграрный сектор республики привлечено более 0,5 трлн. тенге инвестиций, что сразу на 41 % больше уровня 2018 года. Производительность труда в сельском хозяйстве выросла на 14 % и составила 2,4 млн. тенге на одного работника.
Благодаря мерам государственной поддержки наблюдается положительная динамика в росте поголовья сельскохозяйственных животных: крупно-рогатого и мелко-рогатого скота – на 2,7 %, лошадей – на 11,5 %, свиней – на 2,5 %, птицы – на 1,6 %. В 2020 году планируется финансирование закупа 100 тыс. голов крупного рогатого скота и 300 тыс. -мелкого рогатого скота.
Как отметил глава МСХ, «ситуация с пандемией коронавируса заставила многие страны пересмотреть стратегию развития АПК с акцентом на насыщение внутреннего рынка и импортозамещение. Поэтому в текущем году в Казахстане будут приняты дополнительные меры по созданию условий для развития животноводства. Также, с учетом возросшего спроса на казахстанскую сельскохозяйственную продукцию в период пандемии вируса, в ходе подготовки к посевной были увеличены площади сельскохозяйственных культур на 237,7 тыс. гектар и доведены до 22,5 млн гектар. Это обеспечит прогнозный рост валового сбора зерновых и зернобобовых до 18,5 млн тонн (+9 %), масличных культур до 2,8 млн тонн (+12 %), кормовых 33 млн тонн (+1,5 %), овощебахчевых до 7 млн тонн (+4,5 %)».
Впрочем, политика развития высокотехнологичного сельского хозяйства, способного полностью обеспечить Казахстан продукцией собственного производства, началась не вчера. Как ранее сообщили в Минсельхозе, на 2020 год уже запланирован ввод в эксплуатацию 25 молочно-товарных ферм общей мощностью 105 тыс. тонн молока в год, 11 новых мясокомбинатов и птицефабрик.
Планируется закладка яблочных садов на 2 тыс. гектаров, дан старт строительству двух новых сахарных заводов общей мощностью производства 200 тыс. тонн сахара в год. Ожидается модернизация трех действующих сахарных заводов.
Синхронно расширяются площади орошаемых земель, особенно под кормовые культуры – на 45 тыс. гектар, под овощи – на 15 тыс. га.
Усилия направляются именно в те отрасли, которые пока что покрываются за счет импорта. По словам первого вице-министра сельского хозяйства РК Айдарбека Сапарова, «мы в среднем на 80 % обеспечиваем овощами и фруктами. Единственное, у нас по яблокам есть вопросы: 42 % импортируем. Импортируем из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Польши. На импортозамещение заложено финансирование, это будут приоритетные инвестпроекты, которым будет оказана большая поддержка. Они будут субсидироваться до 25 %. Здесь мы за счет этих проектов в течение 3-4 лет закроем полностью импорт по овощам и фруктам».
Перечисленные планы государства отражены и в новой системе субсидирования сельского хозяйства. Как сообщает служба премьер-министра страны Аскара Мамина, в животноводческой сфере задачами является развитие племенного животноводства и производство продукции животноводства. Для этого порог возмещения затрат на создание и расширение объектов для откорма мелкого рогатого скота будет снижен с 20 000 голов единовременного содержания до 5000 голов, мяса птицы – с 20 до 2 тысяч тонн в год, молокоперерабатывающего производства – с 50000 до 1 тыс. тонн в сутки.
Кроме того, инвестиционное субсидирование будет направляться на создание зернохранилищ, овощехранилищ и тепличных комплексов, которые должны являться многопрофильными промышленными предприятиями, способными обеспечить обработку, хранение, выращивание и перевозку некондиционной продукции, а не обычными складами.
Что касается тепличных хозяйств, они должны включать в себя автономные источники тепловой энергии, термоаккумулятор, систему обогрева и климатического контроля, систему автоматического доувлажнения воздуха, досветки, производства углекислого газа, зашторивания, технологию беспочвенного выращивания на искусственном субстрате, автоматические системы малообъемного выращивания культур.
ОПАСЕНИЯ ОБОСНОВАНЫ
Быстрое и значительное распространение коронавируса заставило множество стран, включая Казахстан, ввести ограничения на экспорт продовольствия. Разрушение цепочек поставок, недостаток сезонных рабочих, закрытие предприятий из-за эпидемии могут привести к масштабному продовольственному кризису.
В некоторых странах уже начались проблемы с продовольствием. Как сообщило 20 мая американское информационное агентство Fox News, «фермеры по всей стране признаются, что нервы у них на пределе — цепочка поставок разрушается, и им приходится избавляться от урожаев, мяса и молока. У фермеров внезапно пропали клиенты, ведь в стране закрыто так много ресторанов, отелей и школ, а ряд крупнейших мясоперерабатывающих заводов свернули работу либо в качестве превентивной меры, либо из-за того, что кто-то из их работников заразился коронавирусной инфекцией или от нее умер… Крупные мясоперерабатывающие предприятия, в том числе Tyson Foods, также предупреждают о нехватке мяса, отмечая, что из-за сложившейся ситуации придется умертвить миллионы животных».
Тяжелая ситуация складывается и в Южной Америке. Всемирная организация здравоохранения полагает, что в Латинской Америке, которая стала новым эпицентром распространения коронавируса, около 14 миллионов граждан могут начать голодать. ООН, в свою очередь, считает, к концу 2020 года число голодающих в Латинской Америке может вырасти до 130 миллионов человек.
Соседний Туркменистан также страдает от недостатка продовольствия. Кризис, спровоцированный падением цен на газ и ураганами, усугубляет и закрытие границ с Ираном, поставлявшим в страну большое количество товаров первой необходимости. Стремясь сбалансировать бюджет, власти Туркменистана вынуждены отдавать предназначенные для посевов пшеницы площади под хлопок, также являющийся экспортным товаром. В городах страны уже возникли очереди в государственные магазины. На рынках торговцы «накручивают» цены в два-три раза выше государственных. В итоге в Балканском, Дашогузском, Лебапском и Марыйском велаятах ввели выдачу продуктов по прописке, фактически создав систему нормированного распределения. Это та цена, которую страна вынуждена платить за недостаточную самообеспеченность продуктами питания.
ВПЕРЕДИ МНОГО ДЕЛ
Ситуация в Казахстане достаточно стабильна. Особенно, по сравнению с другими странами. Недостаток собственного продовольствия способны восполнить союзники по ЕАЭС. Коллегия ЕАЭС до 30 июня временно запретила вывоз из зоны союза 13 видов продовольственных товаров. В том числе это репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки, дробленые и недробленые соевые бобы и семена подсолнечника. Но союзников эти запреты на касаются, они направлены именно на обеспечение достатка в рамках ЕАЭС.
Тем не менее, риски существуют. Как сообщил глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев, цены на продукты могут ждать «определенные корректировки» из-за дополнительной нагрузки на аграриев в условиях пандемии. Значительно повлияла на производственный процесс девальвация рубля. По словам исполнительного директора консалтинговой компании в сфере сельского хозяйства «СовЭкон» Андрея Сизова, «практически все расходы аграриев (кроме затрат на рабочую силу) пока напрямую зависят от импортной составляющей. Речь, например, идет о сельскохозяйственной технике, удобрениях, средствах защиты растений и т.д.» То есть, российская продукция может обойтись Казахстану дороже.
Такая же ситуация и в Казахстане. Как отмечает директор ТОО «ЭФКО Алматы» Абзал Талтенов, «растет зависимость от импортного посевного материала сои, подсолнечника и рапса». А председатель правления Национальной ассоциации овцеводов Алмасбек Садырбаев считает, что «по мясу птицы обеспеченность Казахстана – только 47 процентов. Поэтому в рамках антикризисной программы будет проведена модернизация 7 птицефабрик по стране… Но все оборудование – от поилки до инкубаторов – импортное. У нас его не производят».
То есть, наращивая импортозамещение в производстве продуктов питания, страны сталкиваются с ростом импортозависимости в закупках кормов, посевного материала, промышленного оборудования и сельхозтехники. Продовольственная безопасность – понятие всеобъемлющее.
К сожалению, далеко не весь бизнес понимает государственные задачи. Мясной союз Казахстана снова завел «старую песню о главном», требуя разрешить экспорт живого скота. На сей раз в Китай. Как заявил глава организации Максут Бактибаев, «самое главное – это зарабатывать максимум прибыли с одной головы». Прибыли самих адептов «Мясного союза», надо понимать. Обеспеченность же народа Казахстана продуктами и продовольственная безопасность страны для подобных предпринимателей, наверное, вопрос десятый.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Фермерские ведомости