В Костанае приступили к выпуску тракторов и комбайнов итало-германского брэнда с казахстанской локализацией
Виды на урожай 2022 года окрашены в очень тревожные тона. Война России и Украины – топовых поставщиков зерна и другой сельскохозяйственной продукции на мировой рынок, плюс проблемы покупки удобрений, которые затрагивают еще и Беларусь, заставляют бить в набат международных продовольственных функционеров самого высокого уровня. В такой ситуации резко повышаются котировки Казахстана, а собрать пшеницу (рожь, ячмень, кукурузу, сою, овес) без комбайнов невозможно.
Для отечественных сельхозтоваропроизводителей тем временем расширяется линейка доступной сельхозтехники за счет локализации комбайнов DEUTZ-FAHR на мощностях завода АО «АгромашХолдинг KZ» в Костанае.
РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ
Потребность в комбайнах где-то повторяет спрос на легковые автомобили. То есть в силу конкретных обстоятельств и потребностей каждому человеку нужен свой собственный автомобиль – седан, внедорожник, универсал – да еще с характерными особенностями и свойствами. С комбайнами, которые относятся к категории основной сельскохозяйственной техники, ситуация аналогичная.
Учитывая масштабы посевного клина Казахстана и разнообразие выращиваемых здесь сельскохозяйственных культур, неизбежно возникают индивидуальные запросы у конкретных фермеров и зерновых компаний. Одним нужны экономичные машины, способные обрабатывать большие площади посевов невысокой урожайности. Другим требуются высокопроизводительные комбайны, способные максимально полно собрать все зерно и еще разобраться с соломой.
DEUTZ-FAHR C6205 TS (мощность двигателя 211 л.с.) и DEUTZ-FAHR C7206 TS Extra Power (366 л.с.) подходят для широкого круга задач. Но если расставить акценты, то комбайны прекрасно работают в сложных погодных условиях, что для резкоконтинентального климата республики явление системное. Еще они легко справляются с зеленой сорной травой. От коллег по производственной нише отличаются более высокими показателями пропускной способности по хлебной массе и увеличенным объемом бункера.
На рубеже 90-ых – начала «нулевых» годов на полях страны приходилось видеть много комбайнов советского производства, каждый из которых был собран из 2-3-х машин своей модели методом каннибализации. Это когда одни машины разбираются на запчасти для других. В тяжелое время большой парк однотипных комбайнов спасает переживающее кризис сельское хозяйство, поскольку позволяет иметь круг способных к работе машин.
Сегодня у Республики Казахстан ситуация иная. Есть выстроенные под рыночные условия хозяйствования производственные цепочки, государственное субсидирование и льготное финансирование для АПК. В общем, поменялись приоритеты. Теперь на первом месте сама сельскохозяйственная продукция, за которую мировой рынок способен платить повышенную цену. Нужны непосредственные объемы, а значит и акценты в производственной и экономической деятельности по сравнению с «ревущими девяностыми» сильно трансформировались.
Чтобы выращенный урожай различных продовольственных культур в максимально возможном количестве был собран с полей, а потом поставлен в хранилища и нужны комбайны DEUTZ-FAHR.
КЕЛЬНСКИЕ МЫ
За красивыми и высокопроизводительными комбайнами DEUTZ-FAHR стоит глубокая и мощная немецкая инженерная и научная школа. Предприятие ведет отсчет своей истории с 1864 года, когда Николаус Аугуст Отто основал в Кельне моторостроительный завод. Вскоре после этого им был изобретен первый в истории человечества четырехтактный двигатель внутреннего сгорания.
Создание первой молотилки пришлось на 1890-ый год, а первого трактора DEUTZ с бензиновым двигателем на 1894-ый. Трактор, кстати, был произведен на дочернем заводе компанией «DEUTZ Филадельфия» в США. Фактически кельнские промышленники с XIX века имеют традицию трансферта технологий, что существенно помогло в нахождении взаимопонимания с казахстанскими производителями сельскохозяйственной техники.
В 1965 году увидели свет первые немецкие зерноуборочные комбайны с гидростатическим приводом. Успехи в комбайновом деле позволили предприятию в дальнейшем двигаться на двух крыльях – тракторном и комбайновом – в борьбе за свою нишу на мировом рынке сельскохозяйственного машиностроения.
Сам бренд DEUTZ-FAHR сложился в 1968 году, когда была приобретена часть акций FAHR A.G. С 1995 года DEUTZ-FAHR принадлежит итальянскому концерну SAME DEUTZ-FAHR, который в 2015-ом сменил название на SDF.
Уже больше года, как в Костанае начал работу «Локализационный центр» АО «АгромашХолдинг KZ». Он запущен в строй с целью повышения локализации производимой в РК сельскохозяйственной техники. Одним из следствий работы Центра выступает снижение стоимости выпускаемых тракторов и комбайнов.
DEUTZ-FAHR в числе других производителей сельхозтехники мирового уровня согласился на совместную работу в рамках «Локализационного центра». Его материнская структура «SDF Group» участвовала в поставках передового оборудования. В частности, Центр располагает итальянской линией порошковой окраски металлических изделий полной мощностью 1200 комплектов комбайнов в год.
Комбайны XXI века – это сложные технические комплексы с широким спектром выполняемых сельскохозяйственных задач. Поэтому они по определению требуют квалифицированного персонала, способного их эксплуатировать и обслуживать. В случае с машинами DEUTZ-FAHR «Локализационный центр» выполняет функции масштабирования рабочей силы, способной эффективно взаимодействовать с комбайнами данного бренда. На этом принципе (помимо других, вроде удешевления конечной продукции) и строится промышленная кооперация казахстанских и итало-германских машиностроителей.
КОМБАЙНЫ ВЫСОКОГО СТИЛЯ
Машины DEUTZ-FAHR, чья сборка уже освоена в Костанае, отнюдь не случайные гости на казахстанском рынке. Немецкие инженеры хорошо поработали над ремонтопригодностью своих комбайнов. К примеру, в двигателях Deutz уменьшенное количество ремней и легкий доступ к ним, что сокращает затраты на техническое обслуживание комбайнов. А время – это критически важный лимитирующий ресурс в условиях уборочной страды. Еще один плюс двигателя заключается в передаче движения с двух сторон, что позволяет разделить механические функции от гидравлических. Данная опция осуществляет прямую передачу без потерь мощности.
При разработке двигателя инженеры старались максимально совместить такие параметры, как низкое потребление топлива (одни из лучших мировых показателей в своем классе), способность долго выдерживать пики нагрузки без падения производительности, плюс прочность и надежность.
Что касается всевозможных технических решений для высокопродуктивной работы комбайнов DEUTZ-FAHR, то их просто изобилие. Помимо стеблеподъемника (крайне важный инструмент при работе на сложных полях), есть еще специальная система срезки, гарантирующая качественное срезание хоть зеленого, хоть полегшего продукта. Автоконтроль обеспечивает адаптацию положения режущего аппарата под неровности грунта при различных условиях сбора урожая.
Оборудование DEUTZ-FAHR C6205 TS и DEUTZ-FAHR C7206 TS Extra Power сформировано на философии универсальности. Поэтому для уборки подсолнечника или рапса к основному зерновому аппарату легко прикрепляются дополнительные конструкции и позволяют работать высокоэффективно.
Вместительные бункеры – одна из «фишек» комбайнов данного производителя. Это позволяет работать без остановок. Специальный гибкий зерновой элеватор снижает риск дробления зерна, а световые датчики сообщают о наполнении бункера водителям, которые осуществляют прием собранного зерна.
Кабины с эргономичными командами и высококачественной внутренней отделкой разработаны именно для тех, кто ежедневно использует зерноуборочный комбайн в период сбора урожая. Электронные команды функций системы обмолота находятся под рукой на приборной панели с правой стороны водителя, в то время как система контроля трансмиссии и активации основных функций (режущий аппарат, мотовило, системы выгрузки зернового бункера и аварийной остановки) встроены в инновационный рычаг Commander Stick. Выполнение операций становится крайне простым и интуитивным.
Сами кабины просторные, с высоким уровнем обзорности режущего аппарата. Комфортабельная среда, оснащенная кондиционером и салонными фильтрами, обеспечивает отсутствие пыли в салоне. Есть еще на первый взгляд мелкие детали, которые на самом деле важные. Так, для длительных смен молотьбы предусмотрен компактный переносной холодильник, расположенный под сиденьем, делающий еще более приятными рабочие часы.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Усложнение сельскохозяйственного производства своим следствием ведет к усложнению не только аграрных технологий, но и техники. Производство на богаре и в условиях орошаемого земледелия требует специфического инструментария при работе с широким спектром продовольственных культур.
По сути, комбайны вроде бы предназначены для одного и того же, однако в условиях повышения важности их операторов и человеческого фактора как такового в машинах становится все больше индивидуальных особенностей и возможностей. Одни комбайны больше подходят для засушливых районов, другие для влагоизбыточных, третьи лучше работают на холмах, четвертые способны прекрасно функционировать в ночное время, пятые могут без проблем преодолевать большие расстояния.
Комбайны DEUTZ-FAHR хороши тем, что способны выполнять чрезвычайно широкий спектр сельскохозяйственных задач при максимальных показателях продуктивности и хорошей износоустойчивости.
Комфорт механизатора, о котором мы уже говорили выше, на самом деле является экономическим показателем. Потому что не уставший оператор качественнее выполняет необходимую работу и вообще дольше сохраняет работоспособность. Такое важно не только с точки зрения эффективного использования рабочего времени в уборочную страду, но и потому, что на современный комбайн невозможно посадить первого встречного – такие машины требуют специального обучения и высокого технического уровня работника.
Сама по себе профессия комбайнера уже достаточно устоявшаяся, но постоянно проходит своеобразные курсы повышения квалификации из-за новых поколений машин. Чтобы население Казахстана и зависимые от поставок зерна из него государства спокойнее смотрели в завтрашний день, механизаторам требуется высококлассная техника, где комбайны остаются стержневым моментом.
Самый опытный комбайнер бессилен без высокопродуктивной машины качественно убрать поле. Аналогично самый передовой комбайн не может быть умело применен неквалифицированным специалистом. Только когда в кабине DEUTZ-FAHR оператор в уровень с его сложной техникой, тогда за продовольственную безопасность Республики Казахстан можно подуспокоиться.
Алексей ВЬЮГИН, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости