Вальяжные заявления главы отнюдь не самого передового банка в стране, отсылают больше к нафталиновому прошлому, чем вписываются в контекст нового Казахстана
Сегодня вышел интересный рейтинг БВУ Казахстана, который показал, какой из банков чаще всего судился с клиентами. При его изучении, нашлось много интересного, в особенности про «Банк ЦентрКредит». Интересно, не философство ли г-на Хусаинова (председатель правления банка) привело к тому, что его финансовый институт пробил дно данного рейтинга? Давайте поразмышляем.
Свою аранжировку песни Старухи Шапокляк «Кто людям помогает, тот тратит время зря» выдал Галим Хусаинов, председатель правления «Банк ЦентрКредит». Субсидируемая ипотека, поддержка промышленности, прощение долгов уязвимым слоям населения – все это у него «популизм». При этом менторским тоном вещает о вреде государственной поддержки людей и экономики представитель банка, у которого отнюдь не самая лучшая репутация. Даже наоборот.
ФИНАНСИСТЫ И ПРОМЫШЛЕННИКИ
Когда между собой спорят банкиры, то рядовой обыватель не всегда способен уловить смысл их акцентов на провизии, эффективную ставку или операции репо. А вот если сошлись промышленник и финансист, то аргументация становится понятней.
Банкиры обычно пугают ростом инфляции, тогда как представители реального сектора экономики рассказывают про расширение производства, новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы и разветвление линий жизни. Здесь картина становится понятней и в подавляющем большинстве случаев простой человек встает на сторону промышленника.
Арсенал финансистов в споре со своими оппонентами в свое время обогатил Нурсултан Назарбаев, который любую общественную пользу и социальную заботу со стороны государства, где надо и не надо назвал «популизмом». «Елбасы» от дел уже отошел, но привнесенная им мода у банкиров не прошла. Вот и Галим Хусаинов завел старую шарманку о вреде «популизма», огульно вгоняя в это понятие разумные и стоящие решения со стороны правительства.
Банкиры порой могут предлагать клиентам весьма прогрессивные и хитроумные продукты. Есть довольно внушительный перечень внешнеэкономических видов деятельности, который элементарно невозможен при отсутствии определенного вида банковских услуг. То есть если их нет, то и сделок не будет. Вторым фильтром в ВЭД выступает стоимость таких продуктов.
При этом всегда стоит отдавать себе отчет, что строительство, а тем более промышленность – это совершенно иной уровень экономической деятельности и организации бизнес-процессов. Отделение банка можно поставить в любом райцентре, чего о промышленном предприятии с несколькими десятками занятых сказать уже нельзя.
Утверждения г-на Хусаинова «подкупают» своей безапелляционностью. Программа «7-20-25», субсидируемая ипотека от «Отбасы банка», «раздача» (так он пишет) пенсионных денег не нравятся банкиру тем, что выигрывают от этого только строительные компании, импортеры стройматериалов, богатые соотечественники и представители среднего класса, которые имеют хорошие пенсионные накопления.
Понятно желание упростить схему, чтобы сделать ее более доходчивой для адресата, но все-таки не стоит передергивать. В строительных компаниях республики занято значительное число работающих, а если мы говорим о крановщиках, монтажниках, водителях автомобилей-бетономешалок, то это хорошо оплачиваемые профессии. Последние карантинные ограничения показали, что строитель не может работать дистанционно именно в силу занятости в реальном секторе экономики.
Оживление строительной сферы обогатило отнюдь не только импортеров стройматериалов. Казахстан производит цемент, гипсокартон, кирпичи, арматуру различного диаметра, используемые в строительстве металлоконструкции и изделия из пластмасс. Все это тоже активно заработало благодаря льготной ипотеке и перетоку финансов из ЕНПФ в строительный сектор. Новые дома требуют электриков, сантехников, дворников, охранников, консьержей, да элементарно вводят в экономический оборот коммерческую недвижимость на первых этажах зданий.
СТОП БАНКИРАМ-АФЕРИСТАМ
Прежде чем мы продолжим тему обвинений Галима Хусаинова в адрес правительства и реального сектора экономики, будет уместно поднести к деятельности банкиров зеркало, с целью напомнить о результатах их собственной работы с населением.
«Банк ЦентрКредит» «подарил» нам алматинского (акбулакского) стрелка Игоря Дужнова. Этот предприниматель стал жертвой мошеннической схемы по реализации залогового имущества. Суть ее в том, что полученная банком в обеспечение кредита недвижимость (или что-либо другое ценное) продается аффилированным с банком лицам по крайне заниженной цене. В итоге заемщик теряет дом или квартиру, выставленные в залог, но при этом сам долг полностью погасить не получается.
Тогда банкиры с целью погашения полной задолженности предъявляют претензии на другое имущество должника и также реализуют его по сверхзаниженной стоимости. Поверить в отсутствие сговора аффилированных лиц невозможно, поскольку человеку с улицы никто не предложит купить заложенный банку дом за пятую или шестую часть его стоимости. По всему ясно, что действует мошенническая группа.
Когда дело доходит до выселения должника из его последнего и как следствие единственного жилья, то нечистоплотными участниками таких схем (вменяемый человек не купит по дешевке дом, из которого нужно выселять на улицу его вчерашних хозяев) привлекаются частные судебные исполнители (ЧСИ). А вот ЧСИ, в свою очередь, зовут на помощь участковых полицейских. Для полиции такая работа не является профильной, поэтому их «заинтересовывают» деньгами, чтобы у ЧСИ имелась «подпора» в виде людей в погонах.
Сколько граждан такими действиями были доведены до самоубийства – мы не знаем. А вот г-н Дужнов вместо суицида открыл огонь по выселявшей его команде. В результате от пулевых ранений скончались двое полицейских, судоисполнитель, новый хозяин дома и свидетель-понятой.
Пять трупов за одно выселение – это даже для Казахстана очень много. На ситуацию обратил внимание президент Касым-Жомарт Токаев и после его конкретных указаний были внесены важные изменения в законодательство. Теперь заемщик наделен правом самостоятельно продать залоговое имущество за вполне приличный срок. Если у него этого сделать по тем или иным причинам не получилось, то имущество должно быть реализовано за сумму, не менее 70 % от произведенной банком оценки.
Банкиры при этом без последней рубашки не останутся, поскольку банк второго уровня при оценке имущества заемщика (если это тоже не мошенническая схема, только уже против банка) делает это по минимальной планке.
Разумеется, история с Игорем Дужновым не единственная, просто самая кровавая. В октябре прошлого года судоисполнитель с командой пытался снести пристройку у добросовестного покупателя, который понятия не имел о старом судебном деле и том, что у его недвижимости есть какие-то обременения (все положенные документы на дом были «чистыми» и нотариус законно заверил сделку). ЧСИ в тот раз, кстати, сильно получил от хозяина дома Максота Искакова в печень, но суд владельца оправдал, так как нагрянувшие на его собственность вели себя незаконно и получилась самооборона.
Теперь произвол ЧСИ еще больше ограничен законодательно. Перестали открыто и нагло действовать всевозможные ОПГ «банк – скупщик – ЧСИ». Полицейские, бросая свою основную работу, уже не идут в служебной форме помощниками к частным судоисполнителям, которых, в свою очередь, нанимают за вознаграждение скупщики.
Сами ЧСИшники теперь опасаются рьяно выкидывать должников с их малолетними детьми на основании обжалуемых и сомнительных решений судов. Выявилось немало предвзятых судебных решений, которые после широкой огласки стали пересматривать с позиции закона.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД
Любой вменяемый председатель правления с индексом доверия как у АО «Банк ЦентрКредит» за 2021 год поостерегся бы учить соотечественников различать «добро» и «зло», но г-н Хусаинов не из таких. Он транслирует достаточно спорные утверждения как сертифицированные истины.
Казахстан сейчас захлестнула волна строительства «финансовых пирамид», где в сети мошенников попадаются даже взрослые, опытные и образованные люди. Недаром говорят, что мошенник, похожий на мошенника, обречен на провал – он должен вызывать доверие.
Эти люди часто бывают очень убедительными, тогда как не каждый гражданин позвонит в Агентство по финансовому мониторингу и наведет справки, есть ли у управляющей активами организации «Рога и копыта» лицензия на рекламируемую ею деятельность.
Багила Досмаилова, вложившая в финансовую пирамиду более 20 млн тенге, от отчаяния устроила самоподжег и с тяжелыми ожогами была доставлена в больницу. Помогать таким людям – это совсем не «популизм», а прямая обязанность органов государственного управления и правоохранительных органов, потому что у кого власть – с того и спрос.
От постов и заявлений Галима Хусаинова сквозит какой-то предубежденностью, будто любые производства в Казахстане обречены на неконкурентоспособность, и такое положение вещей никогда не поменяется. Слово «никогда» и в старые времена требовало весьма острожного с собой обращения, а уж с таким течением жизни и скоростью общественно-политических и социально-экономических процессов как в текущем году, подобное нужно делать особенно тщательно.
Себестоимость производимой в разных странах промышленной продукции невозможно сравнивать напрямую. Потому что в них разные налоги, цена рабочей силы, расходы на электричество, воду, отличающееся транспортное плечо, свой набор энергетических затрат. Плюс в разных государствах своя собственная промышленная политика, исходящая из индивидуальных потребностей, целей и располагаемых ресурсов.
Галим Хусаинов как-то очень легко, вальяжно и непринужденно обвиняет правительство в популизме за произведенную им заморозку тарифов естественных монополий (мол, именно это приводит к росту аварийности) и тут же сам артикулирует популистскую классику. Он предлагает ввозить автомобили беспошлинно, что позволит обеспечить ими всех желающих.
Наш фигурант сокрушается, что нет критического анализа происходящего и учета мнения всех сторон. Однако по факту он придерживается формулы «мое мнение и неправильное». У сторонников развития строительной индустрии, льготной ипотеки, отечественного машиностроения, списания долгов социально уязвимым слоям населения, чье положение часто отчаянное (в том числе «стараниями» банкиров), борцов с повышенными аппетитами монополистов тоже есть свои аргументы, из-за чего правительство к ним прислушивается.
Весьма показательно, что выступлений в стиле а-ля Хусаинов не позволяют себе руководители респектабельных банков. Очень трудно представить себе такой пост в исполнении руководителей Kaspi bank или «Халыка». У их БВУ хотя бы индекс доверия выше. А может потому и выше, что руководители делом занимаются, а не информационную пургу несут.
А мы в свою очередь продолжим изучать и анализировать деятельность БЦК.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости