Почему БВУ с плохим риск-менеджментом и находящимся в «желтой зоне» доверия клиентов не стоит взваливать на себя непосильную ношу российского филиала «Альфы», рискуя к тому же попасть под «вторичные санкции» Запада.
Деньги любят тишину в широком смысле слова. Сюда входит и соблюдение банковской тайны, и отсутствие скандалов, подрывающих репутацию конкретных банков и финансовой системы в целом, и фактор доверия к учреждениям, где люди хранят свои деньги, берут кредиты и закладывают имущество. Хорошее поведение обычно остается незамеченным, тогда как скандалы всегда на виду. Сегодня одним из генераторов проблем, наряду с парой конкурентов в банковской сфере Казахстана, выступает «Банк ЦентрКредит» («БЦК»).
ЧТО В РЕЙТИНГЕ ТЕБЕ МОЕМ?
Стала доступной интересная информация по линии Банка судебных актов Верховного суда за 2021 год, аналитику по которой привел телеграмм-канал «ВВП Казахстана». Там речь идет о количестве споров, связанных с заключением, изменением, расторжением договора (сделки) и исполнением договорных обязательств по банковскому договору. В статистику входят обращения в суд с целью взыскания имущества.
Согласно обнародованным данным, всего в Казахстане за прошедший год было 892 подобных дела. Чисто количественно со своими клиентами по теме взыскания имущества чаще всего судится АО «Народный сберегательный банк Казахстана» (Народный банк) – 199 раз. Однако к столь деликатной сфере нельзя подходить с чисто арифметической точки зрения.
Чтобы понять реальную картину происходящего требуется ввести поправки на капитал банков второго уровня и еще соотношение количества судов на объем кредитного портфеля. При числе проведенных судов на активы или ссудный портфель «лидером» антирейтинга исследуемых банков является «Банк ЦентрКредит».
Так, на каждые 20 млрд. тенге активов «БЦК» приходится 1 суд с обращением взыскания на имущество. К примеру, в среднем по анализируемым банкам 1 суд фигурирует лишь на каждые 72 млрд. тенге активов банков. Что касается соотношения к ссудному портфелю, то на каждые 12,1 млрд. тенге «Банк ЦентрКредит» приходится 1 суд с заемщиками.
Это очень сильно превышает средние показатели по банковской сфере, где 1 суд получается на каждые 45 млрд. Сомнительный лидер перекрывает средние показатели почти в четыре раза, а ведь и усредненные цифры такие высокие в том числе благодаря его «стараниям».
Есть еще и свежий рейтинг доверия банков по итогам первого квартала текущего года. В «зеленой зоне», то есть с индексом доверия больше 3 (1 – не доверяю, а 5 – полностью доверяю) на всю республику всего три банка: «Kaspi», «Халык» и «Отбасы». Банки в «красной зоне» даже рассматривать неприлично. О каком месте в рейтинге может идти речь, если у каждого меньше 2? Однако и здесь есть абсолютный аутсайдер «Нурбанк» (приставка, наверное, приносит несчастья).
«БЦК» находится в «желтой зоне», которую можно охарактеризовать как не безнадежную. Хотя и здесь тоже масса нюансов. Например, «Jusan Bank» замыкает группу «желтых» с показателем 2,02, что запросто можно отнести к фактору арифметической погрешности. У находящегося следом за ним, но уже в «красной зоне» «Хоум Кредит» 1,92. При этом «Jusan Bank» по сравнению с 2021-ым годом в цифрах рейтинга просел, а «Хоум Кредит» приподнялся.
Не все вещи можно легко объяснить. Так, «Банк ЦентрКредит» в индексе доверия несколько улучшил свои показатели по сравнению с прошлым годом, хотя дело акбулакского стрелка Игоря Дужнова имело просто гигантский резонанс.
Напомним, что данное событие было связано с проданным по «мутной» схеме домом за долги перед «БЦК». В итоге при выселении семьи из единственного жилья мужчина открыл стрельбу, погибли пятеро человек, в том числе двое полицейских, судебный исполнитель, новый хозяин дома и его представитель.
Разумеется, любой рейтинг предполагает определенные упрощения и схематизацию, дабы те же банки можно было сравнивать между собой. Но при этом строить выводы по какому-нибудь одному индексу невозможно. Нужно сопоставлять различные рейтинги между собой, вносить уточняющие коррективы и отслеживать динамику.
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
Если банк является абсолютным лидером по взысканию имущества должников (по соотношению активов и судебных процессов) через суд, то у него явные проблемы с риск-менеджментом.
Примечательно, что аудиторские компании Moody’s и S&P в этом году оценили уровень риска АО «Банк ЦентрКредит» как высокий. В том числе из-за этого у работников «БЦК» возникает необходимость обращаться в судебные инстанции гораздо чаще, чем у их коллег по бизнесу.
В «заслугу» «Банк ЦентрКредит» можно поставить то, что он своими действиями, приведшими к массовой трагедии, выступил своеобразным катализатором в деле разработки закона о банкротстве физических лиц. Как будет работать механизм банкротства физлиц пока неизвестно, но надеемся, что новые нормы максимально исключат случаи с человеческими жертвами.
Принимая во внимание доходы и уровень жизни населения, можно сказать, что обзавестись собственной недвижимостью на сегодняшний день крайне сложно. И это еще в Казахстан толком не пришли рикошеты от войны России и Украины, а негативные последствия от нее в республике неизбежно будут.
Какими бы ни были процентные ставки самих банков или же условия государственных программ, кредит и ипотека – единственная массовая возможность покупки жилья простым населением. Целью БВУ не должно быть увеличение числа кредиторов. Банки должны понимать, что рядовому гражданину как сложно получить кредит, так и сложно его оплачивать. Риск-менеджмент по кредитам физических лиц изначально должен проводить качественную оценку, чтобы дело не доходило до крайних ситуаций.
Любой банк хочет получать прибыль. В идеале банкирам нужны деньги, а не имущество их заемщиков, которое потом все равно нужно превращать в деньги, только по длительной процедуре, да еще и через судебные инстанции. Антирейтинг показывает, что у ряда БВУ сбиты какие-то базовые профессиональные и ценностные установки.
У «Kaspi bank» соотношение судебных дел на объем активов в 10 (десять!) раз лучше, чем у «Банк ЦентрКредит». Физически невозможно произвести такую селекцию персонала, чтобы работники одного банка были на порядок глупее, жаднее или агрессивнее, чем в другом. Значит, речь идет о фундаментальных рабочих установках, протоколах, процедурах и инструкциях, которые нацеливают деятельность всего учреждения на определенные результаты. В конечном итоге, любую корову можно доить с целью получения молока, а можно наносить ей раны для добывания крови.
Как пишут комментаторы в социальных сетях, по «БЦК» имеются факты, когда при покупке залогового имущества с торгов банк выставлял подставных вторых участников аукциона (своих собственных сотрудников). Без вторых участников по закону аукцион состояться не может. Зато, когда подставные лица аффилированы с банком-покупателем, создаются просто идеальные условия для приобретения имущества по суперминимальной цене.
Упоминавшиеся выше рейтинговые агентства работают не по всем банкам Казахстана каждое. У Moody’s свой список БВУ, а у S&P – свой. Поскольку это разные организации, то у них отличаются методики оценки, и, как следствие, вытекающие из них выводы. Из-за этого по «Forte Bank» от Moody’s уровень риска «средний», а по оценке S&P – «высокий». А вот по «Банк ЦентрКредит» у обоих рейтинговых агентств консенсус – риск высокий.
СТРАННАЯ ПОКУПКА
У менеджмента «БЦК» ярко выражен хватательный рефлекс. Однако вызывает сомнение способность этого банка эффективно переваривать откушенные куски рынка. Под санкциями коллективного Запада в Казахстане сворачивают свою деятельность российские банки. «Банк ЦентрКредит» на этой волне решил прикупить «Альфа Банк Казахстан» и якобы уже приобрел 100 % простых акций. По крайней мере, официальная информация об этом событии уже появилась, а потом была «подтерта» — видимо, на всякий случай, потому что вопрос со «вторичными санкциями» Запада к бывшим российским активам на территории других стран пока никто не отменял.
В индексе доверия за первый квартал текущего года «Альфа Банк» выступает соседом «БЦК» по «желтой зоне», находясь на ступеньку ниже. Возможно, данное обстоятельство тоже расположило наших фигурантов к покупке.
Здесь принципиальным становится вопрос, а на каких принципах «Банк ЦентрКредит» будет работать со своими новыми клиентами? Очень не хотелось бы, чтобы воспроизводилась схема с судебными исками и «мутными» формулами продажи залогового имущества. К тому же закон о банкротстве физических лиц в Казахстане до сих пор не принят, а значит у любящих судиться банкиров пока остается окно возможностей.
В идеале хотелось бы видеть ситуацию, когда здоровый банк, не имеющий проблем с клиентами и репутацией, принимает на себя уходящий с рынка в силу обстоятельств другой банк и тем самым расширяет пространство адекватности в финансовой сфере.
Однако события разворачиваются так, как разворачиваются, и очень далеко от идеала.
Когда один банк с проблемами приобретает другой, то по идее главными импульсами будут те, которые исходят от ключевой в данном случае структуры. «БЦК» не показал хороших образцов работы с клиентами, будь то риск-менеджмент, способность достигать взаимоприемлемого компромисса или цивилизованно решать споры в суде. Поэтому есть потенциальная опасность, при которой очевидные проблемы одного банка будут масштабированы на объем приобретенного финансового учреждения.
В смену философии работы от «Банк ЦентрКредит» верится гораздо меньше, чем в то, что государству придется помогать этому БВУ. В Казахстане сложилась нездоровая традиция помогать частным банкам за счет правительства, хотя проблемы они создают собственными силами. Чем больше у банка доля рынка, тем выше соблазн требовать от государства субвенций. А «БЦК» после приобретения казахстанской дочки АО «Альфа-Банк» однозначно увеличил свое присутствие на рынке.
Очень трудно представить ситуацию, когда банк с устоявшимися традициями и принципами работы вдруг их резко меняет в лучшую сторону без видимых на то стимулов. Сама покупка «Банк ЦентрКредит» дочки российского банка очень укладывается в высокорисковую стратегию, на которую указывают сразу два международных рейтинговых агентства.
Так человек страдающий излишний весом тянется за очередным пирожным, хотя по идее должен бы идти в спортзал.
Если быть до конца откровенными, то «Альфа Банк Казахстан» на рынке республики ничего прорывного (в хорошем смысле слова) тоже не показал. В итоге один БВУ с проблемами покупает собрата, чьи показатели тоже не блестящие. В математике есть такой эффект, когда минус на минус дает плюс. Однако финансовая сфера – это все-таки не алгебра. Здесь нельзя от девяти отнять десять и помножить проблемы одного банка на недостатки другого таким образом, чтобы получился кумулятивный положительный эффект.
Алексей ВЬЮГИН, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости