В настоящее время 89 % тракторов и 88 % комбайнов, приобретаемых казахстанскими фермерами – произведены в нашей республике
В принятом кабинетом министров национальном проекте по развитию агропромышленного комплекса республики среди мер, повышающих производительность труда в АПК, предусмотрено полное обновление парка сельскохозяйственной техники в течение ближайших десяти лет. «Ведомости Казахстана» попытались разобраться, насколько отечественные производители готовы удовлетворить весь существующий спрос казахстанского села на различную сельскохозяйственную технику.
О планах правительства по обновлению парка сельхозпроизводителей в рамках Национального проекта по развитию АПК на 2021 – 2025 годы еще в феврале сообщил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
Напомним, что основными целями данного нацпроекта является увеличение производительности труда в сельском хозяйстве республики в 2,5 раза и двухкратное наращивание объемов экспорта казахстанской продукции за 5 лет – в том числе за счет обновления парка сельскохозяйственной техники.
Объемы приобретения продукции сельхозмашиностроения на внутреннем рынке страны, согласно данному документу, должны увеличиться в этот период в 1,5 раза за счет дополнительного субсидирования со стороны государства.
В частности, по информации главы правительства, в 2021 году казахстанским фермерам было предоставлено в лизинг 7 276 единиц техники на сумму 141,7 млн тенге, в 2022 году – еще 6 806 единиц техники на сумму 172,9 млн тенге.
«Уровень обновления парка сельхозтехники в 2022 году составил 4,3 %. При этом запланировано достижение ежегодного обновления до 6 – 7 %, что позволит за десять ближайших лет полностью обновить основной парк сельскохозяйственной техники», — отметил Алихан Смаилов, отвечая на соответствующий запрос парламентариев.
И здесь самый главный вопрос, готовы ли отечественные предприятия сельхозмашиностроения закрыть потребности внутреннего рынка после его активизации за счет помощи государства фермерам.
Контуры рынка: полторы тысячи наименований на сотни миллиардов тенге
Емкость и потребности внутреннего рынка в сельскохозяйственных машинах, средствах механизации и автоматизации в растениеводстве и животноводстве достаточно большие для того, чтобы собственное производство было достаточно рентабельным.
По данным Министерства сельского хозяйства страны, номенклатурная потребность отраслей современного агропромышленного комплекса Казахстана в продукции машиностроения превышает 1,5 тыс. наименований.
Парк самоходных агрегатов, задействованных в посевных и в уборочных кампаниях, по данным МСХ, составляет свыше 160 тыс. тракторов и около 40 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, почти 5 тыс. посевных комплексов, 78 тыс. сеялок, свыше 13 тыс. жаток и 300 тыс. единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники.
Причем этот парк будет постоянно наращиваться, поскольку в стране в последние годы увеличиваются площади посева сельхозкультур: в 2021 году они выросли на 343 тыс. га до 22,9 млн га, в 2022 году этот показатель увеличился еще на 125 тыс. га до 23,1 млн га, в текущем году общая посевная площадь в стране составила 23,4 млн гектаров.
При этом средний износ сельхозтехники в республике составляет около 80 %: если говорить конкретнее, то, по состоянию на конец прошлого года, возраст эксплуатации 79 % тракторов, 54 % комбайнов, 86 % сеялок и 63 % жаток в Казахстане составлял свыше 15 лет.
А этот срок, по словам специалистов, является для сельскохозяйственной техники критическим, по его достижении ей требуется замена.
В настоящее время изготовлением как самоходной сельскохозяйственной техники, так и иного специфического оборудования в Казахстане заняты более 30 предприятий. Объем производства которых постоянно растет — по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития страны, в 2021-м отечественные заводы произвели 8 844 единицы сельхозтехники на сумму 162 млрд тенге, годовой рост производства в натуральном выражении составил 41 % и 75 % – в стоимостном.
А в прошлом году объем собственного производства сельхозтехники в республике в стоимостном выражении достиг показателя свыше 173 млрд тенге, при этом казахстанские машиностроители в 2022-м году поставили сельчанам с конвейера порядка 11 тыс. единиц различной сельскохозяйственной техники.
В 2023 году объем производства тракторов в Казахстане в январе – апреле составил 1 384 единиц, что на 16 % выше прошлого года, в стране за этот же период было собрано 238 комбайнов, то есть больше 25 % от всего прошлогоднего объема (821 комбайн).
Вся эта техника большей частью сбывается внутри страны – по словам главы МИИР РК Марата Карабаева, к настоящему времени из 89 % тракторов и 88 % комбайнов, приобретаемых казахстанскими фермерами – произведены в Казахстане, на импортную самоходную технику сейчас приходится всего 11 % и 12 % этих видов техники соответственно.
Для сравнения: в 2019 году импорт по обоим наименованиям составлял около 26 % от общего объема продаж за год (3 394 единицы). Но тогда же, по данным отечественных производителей, сложилась парадоксальная ситуация: с учетом разницы в стоимости между отечественной и иностранной техникой, государство выплатило импортерам порядка 60 % от всего объема субсидий, выделенных на сектор сельхозмашиностроения, или 25,8 млрд тенге из государственного бюджета (всего на субсидии для обновления парка выделялось в 2019-м году 43 млрд тенге).
Почему бюджетные деньги утекают за бугор
Дело в том, что на тот момент для обновления парка сельхозтехники в Казахстане действовала программа инвестиционного субсидирования, которая предусматривала возмещение 25 % от стоимости приобретенной техники, причем как казахстанского производства, так и импортного, вне зависимости от ее стоимости.
А поскольку цены на новые комбайны собственного производства в Казахстане начинались тогда от 45 – 49 млн тенге против 95 – 140 млн тенге за единицу импортных машин марки «John Deere», то и разница в 25-процентной компенсация по этим видам продукции в стоимостном выражении выходила весьма существенной.
Примерно та же картина была и по тракторам – собранный в Костанае «Кировец» обходился покупателю в 45 – 52 млн тенге, а американский аналог «John Deere» стоил у дилеров в диапазоне от 85-ти до 115 млн тенге.
Отечественные производители не раз выступали против равного субсидирования казахстанской и импортной сельхозтехники, подчеркивая, что при таком разрыве в ценах государство может просубсидировать покупку трех отечественных комбайнов на ту сумму, которую оно тратит на субсидирование покупки одной импортной машины.
И к настоящему времени им удалось добиться некоторых подвижек в этом вопросе: в частности, в стране введено дифференцирование субсидий для сельхозтехники отечественной сборки (30 % от стоимости) и импортной: закупаемая за рубежом техника, не имеющая аналогов в Казахстане, субсидируется государством на 25 %, а вот стоимость импортной техники, сборка аналогов которой локализована в Казахстане, возмещается фермерам страны со стороны государства на 15 %.
При этом с 2023 года вводится 80 % субсидирование специализированной семеноводческой сельхозтехники и оборудования, а также выплаты субсидий в размере 50 % от стоимости при приобретении техники для свекловодства.
Одновременно еще в 2018-м году для производителей сельхозтехники, заключивших с государством специальные инвестиционные контракты, введены льготы по уплате НДС на импорт комплектующих к сельхозтехнике и НДС с оборотов по реализации готовой продукции.
Причем начиная с 1 января 2019 года для получения казахстанским заводом таких льгот обязательным условием стало наличие соглашений о промышленной сборке своей продукции.
И именно благодаря этим мерам, по мнению главы МИИР Марата Карабаева, за последние 4 года ведущие мировые производители – российские «Ростсельмаш» и «Петербургский тракторный завод», белорусские «Гомсельмаш» и МТЗ, китайские Lovol Heavy Industry и YTO Group Corporation, немецкий CLAAS Gmh и итальянская SDF Group – локализовали свое производство на территории Казахстана в партнерстве с местными производителями.
Самое же главное, что локализация подразумевает решение самой главной проблемы в обслуживании и эксплуатации сельхозтехники – производство запасных частей. И здесь лидером рынка выступает костанайский «Агромашхолдинг KZ», на долю которого приходится порядка 50 % от всех продаж в сегменте сельскохозяйственной техники.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости