Месседж о якобы противопоставлении крупных и средних фермерских хозяйств с одной стороны и малых профессиональных фермеров с другой — ориентирован либо на граждан с худшей советской идеологической прошивкой, либо на совсем необразованные слои населения.
Дело в том, что в любой стране мира и Казахстан не является исключением, крупный бизнес не может без среднего, а средний без малого, как и в обратной последовательности – малый без среднего, а средний без крупного. В идеале это выглядит так: крупному бизнесу было бы весьма проблематично без среднего и малого, но он бы выжил, а вот малый и средний практически не способны выжить без крупного.
Так как крупный бизнес размещает заказы в среднем, который за счет этого и живет, средний – в свою очередь, часто заказывает услуги у малого бизнеса, за счет чего и существуют мелкие бизнесмены. Сами по себе мелкие бизнесмены среди лишь своего вида выжить не в состоянии. Нет тех масштабов денежного потока, который гарантировал бы им средний бизнес, работающий в кооперации с крупным. Именно в такой последовательности эта цепочка и функционирует в рыночной экономике, везде, где она есть, то есть в большинстве стран мира.
В то же время, программа развития мясного животноводства, принятая в бытность Умирзака Шукеева министром сельского хозяйства именно с этих позиций как раз и представляет собой доказательство наличия и эффективной работы подобной цепочки взаимодействия.
Если до этого в Казахстане говорилось о подобном взаимодействии достаточно абстрактно, то здесь впору привести конкретный наглядный пример такой кооперации.
Заметим, что уже на стадии закупа и завоза импортного скота в Казахстан, помощь малым фермерам оказывают средние и крупные казахстанские компании – операторы программы. Само собой разумеется, у них имеются технические мощности, финансы, чтобы нанять транспорт для перевозки скота, бухгалтера, юристы, специалисты по логистике, коих нет или сильно не хватает малому бизнесу.
Более того, средние и крупные компании, задействованные в проекте мясного животноводства, оказывают прямую поддержку малым фермерам, у которых могут отсутствовать средства для найма квалифицированных зоотехников и ветеринаров, предоставляя им услуги этих специалистов бесплатно.
Вдобавок, крупные животноводческие компании, диверсифицировав свой бизнес – занимаются и растениеводством (в частности, выращиванием кормов для своих стад).
Часть этих кормов идет и на прокорм скота у малых фермеров, состоящих в кооперации с крупными. Конечно, все это делается по причине экономической выгоды от сотрудничества крупного и малого бизнеса в нашем животноводстве. Ведь малый бизнес хорошо поднаторел в выращивании молодняка до определенного возраста перед сдачей его на откорм-площадку. Также малый фермер может гарантировать высокий процент успешного отела коров по той простой причине, что силами семейной фермы он способен охватить контролем относительно небольшое поголовье коров – 50-100 голов. Чего нельзя сказать о крупных предпринимателях, содержащих от нескольких тысяч голов до десятков тысяч единовременного откорма или в репродукторе.
В итоге, малый фермер обязан в случае кооперации с крупным продать именно ему выращенный молодняк, что делает их сотрудничество взаимовыгодным и эффективным.
Когда речь идет о крупных или средних фермерах-животноводах, у нас содержание этого названия зачастую размыто, потому что кто-то из них относится к крупным большим компаниям, имеющим в своем распоряжении репродуктор, откормочную площадку и мясоперерабатывающий завод. Кто-то же обладает одной лишь откормочной площадкой или репродуктором и т.д.
Что же касается, малых фермеров в сфере животноводства, то они у нас в основном представлены хозяйствами до 150-200 голов.
Если же говорить о личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), то они к формату малого бизнеса отношения не имеют. Это лишь форма ведения домашнего хозяйства для своих нужд. Как предприниматели держатели личных подсобных хозяйств как правило не зарегистрированы, ответственности за качество своей продукции не несут, как и за ее безопасность, не имеют торговых марок и не ведут породного преобразования в случае с содержанием живности.
И как показала практика: отмена проваленной программы поддержки ЛПХ, выдаваемые субсидии и кредиты на их раскрутку как сельхозкооперативов доказывает, что сколько не вкладывай в личные подсобные хозяйства, они никогда не станут полноценным бизнесом, оставшись лишь «хобби-бизнесом» для выживания.
Автор:
Экономические ведомости