После наложенных санкций и ограничений, которые затронули автопредприятия РФ, спрос на казахстанские автомобили у соседей вырос в девять раз
Калейдоскоп геополитических и геоэкономических событий создал для автомобильной промышленности Казахстана просто гигантскую нишу на российском рынке. Теперь встает вопрос как нарастить производство, чтобы в максимальном объеме закрыть открывшийся дополнительный платежеспособный спрос. Пока горе-эксперты страдали из-за того, что отечественный автопром может проиграть импорту на внутреннем рынке, на него посыпался шквал предложений по экспортным поставкам.
В ДЕВЯТЬ РАЗ
В дилерском центре Костаная, а это главный центр автомобильного производства республики, продажи автомобилей россиянам за короткий срок выросли в девять (!) раз.
Причиной резкого подъема спроса стал целый конгломерат проблем, санкций, контрсанкций и всевозможных разборок между Россией и коллективным Западом.
Калужский завод транснациональной корпорации «Stellantis» анонсировал остановку производства. Предприятие выпускает «пежо», «ситроен», «опель» и «джип». На заводе пока работает 1800 человек.
«КАМАЗ» из-за санкций временно лишился поставок комплектующих от своих немецких партнеров. На этой почве предприятие намерено вернуться к возобновлению производства кабин предыдущего поколения для грузовиков, поскольку здесь справится собственными технологическими возможностями.
Самые тревожные новости для российского автопрома поступают от «АвтоВАЗа».
Предприятие на время частично остановлено, а это бесспорный флагман производства легковых автомобилей в России. «АвтоВАЗ» входит в перечень системообразующих организаций Российской Федерации, однако сам является детищем глобализации. Доля альянса «Renault–Nissan» в капитале «АвтоВАЗ» еще в 2014 году превысила 50 %. Поскольку и Франция, и Япония участвуют в санкциях против России, их автомобильные концерны вынуждены следовать генеральной политической линии.
Будни работы под санкциями показали, что у «АвтоВАЗ» 100 % локализации имеет только модель «Нива». Этот легендарный автомобиль производится с 1977 года и по настоящее время (со всеми положенными сменами поколений). Запчастей к «Ниве» море, они дешевые и позволяют чинить машину прямо в гараже. При СССР «Нива» была популярной в Европе, где недостатка в предложении легковых автомобилей не помнили с окончания второй мировой войны.
Что касается такой востребованной модели как «Lada Vesta», то у нее количество комплектующих из Франции и других расположенных в Евросоюзе заводов просто зашкаливающее. Около 90 % поставщиков из Европы фактически остановили поставки деталей в Россию. О серьезности сложившейся ситуации можно судить уже по тому, что Минпромторг РФ предложил снизить требования к безопасности автомобилей.
Все вместе резко повысило спрос на добротные автомобили для широкого круга потребителей из Казахстана. Дело в том, что РК с одной стороны является участником ЕАЭС, а с другой не находится под санкционным давлением коллективного Запада. Это обеспечивает доступ к комплектующим из различных государств, которые сейчас не могут осуществлять прямые поставки в Россию, и держит казахстанские заводы-автопроизводители внутри таможенных границ Евразийского экономического союза.
ТОЛЬКО БЕЗ ЭЙФОРИИ
Латинская пословица «Nihil dat fortuna mancipio» в дословном переводе означает, что судьба ничего не дает навечно. В переводе на язык автомобильного бизнеса это следует трактовать как необходимость быстрой реакции на изменения глобального рынка.
В настоящее время европейский и японский автопром на российском рынке стремительно замещают китайские автопроизводители. Американские компании и прежде были представлены не сильно, а южнокорейские автоконцерны усиленно пытаются найти такую модель поведения, чтобы не уйти с достаточно емкого рынка России.
В информационных потоках уже прозвучала мысль о том, что российские автопредприятия в ближайшее время наладят покупку запчастей для различных моделей через Объединенные Арабские Эмираты. ОАЭ давно превратились в глобальный торговый хаб, где все торгуют всем. Санкции против Москвы Эмираты не поддерживают, а потому приобрести различные автомобильные товары там не составит особого труда.
Правда, сейчас у россиян остро стоит вопрос времени, поскольку выстраивание новых логистических цепочек не происходит одномоментно.
В свое время – в сложный для мирового автопрома 2020-ый год – однозначным прорывом стал запуск новой совместной казахстано-узбекистанской автосборочной линии на заводе в Костанае. Теперь это выступает важным подспорьем и где-то даже драйвером наращивания экспортных поставок автомобилей казахстанской сборки.
Необходимо отдать должное узбекской стороне. Освоенный в Казахстане модельный ряд имеет состоятельную историю на рынке Узбекистана. Пусть после конца Советского Союза две республики пошли разными маршрутами, но в траекториях развития, структурах повседневности и практических нуждах жителей и бизнеса двух соседних государств многие моменты являются идентичными. Да и адаптировать на местной почве успешный проект всегда легче, чем провальный.
Сегодня Ташкент с одной стороны не подключен к санкциям против России, а с другой не находится под ними сам. Все это делает крайне востребованным и перспективным «узбекское крыло» казахстанского автопрома. В РК оно представлено достаточно впечатляющим модельным рядом, который уже нашел своего платежеспособного и благодарного покупателя.
В моделях узбекского семейства «Chevrolet», освоенных Костанайским автомобильным заводом, «Cobalt» стал первым пассажирским легковым автомобилем, которому было доверено прокладывать дорогу к казахстанским и российским клиентам.
Машина вышла отнюдь не на пустые рынки. Здесь нужно понимать, что «Cobalt» помимо автомобилей в своей ценовой нише, конкурирует с подержанными авто более высоких классов.
Судя по отзывам автовладельцев, почти все они приятно удивлены тем, как «Cobalt» переживает зиму хоть в Центральном и Северном Казахстане, хоть в Сибири или на Урале. «Печка жарит как в Ташкенте» – один из массовых образов, прописавшихся в Сети. Многие хвалят мотор, а это при всей важности прочих элементов – сердце любой машины.
«Malibu» – это авто для более состоятельных покупателей, но и на нее даже в современное непростое время повышенный спрос. Формат «цена – качество» не теряет свою актуальность в любой нише.
Среди конкурентов по сегменту «Malibu» сборки от «СарыаркаАвтоПром» выделяют топливно-эффективные силовые агрегаты, улучшенные плавность хода и управляемость.
Стандартной трансмиссией линейки является 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, однако для предпочитающих «механику» предусмотрены и такие варианты.
Даже пройдя долгим центральноазиатским технологическим маршрутом «Malibu» костанайской сборки сохранил легко узнаваемые классические черты американского автопрома.
Хорошие перспективы сегодня и у других моделей казахстано-узбекской промышленной кооперации, включая транспорт для МСБ «Chevrolet Damas» и мини-грузовик «Labo» (ездит на бензине АИ-80).
ПОДНЕБЕСНАЯ С НАМИ
Зарубежные автопроизводители удивляют своими резкими движениями на российском рынке. Ряд компаний продвигался и осваивался в экономических нишах РФ десятилетиями, а теперь так быстро сворачивает свое присутствие.
Даже если принять во внимание, что бизнес все это делает под мощным давлением своих политических элит, все равно непонятно зачем так старательно стрелять себе в ногу. На дворе 2022 год, где есть Китай с просто могучим автопромом, который и сам активно замещает западные концерны на российском рынке, и опосредованно помогает это делать казахстанским машиностроителям.
Компания JAC Motors, с которой активно сотрудничает «СарыаркаАвтоПром», ведет свою родословную от автозавода «Цзянхуай», основанного в городе Хэфэй провинции Аньхой в 1964 году. К моменту запуска производственной линейки JAC на автомобильном заводе Костаная в 2015 году, JAC Motors уже прочно входила в топ-10 автозаводов Китая и список 100 ведущих индустриальных предприятий мира.
Автомобили JAC в фокусе интереса казахстанских производителей появились не просто так. «СарыаркаАвтоПром» искала бюджетный вариант современного автомобиля в полном смысле слова, который (да еще в широком видовом и модельном разнообразии) нашла в провинции Аньхой. К тому же китайский партнер согласился пойти на инвестиции в 7,5 млрд тенге, что для экономических реалий производственного сектора Казахстана совсем не мало.
Сегодня спрос на модельный ряд JAC казахстанской сборки вырос многократно из-за потребностей российского рынка. Кроссовер JAC S3 стартует в ценовой нише ниже 6 млн тенге. Для элегантной респектабельной машины с системами распределения тормозных усилий, электронного контроля устойчивости, помощи при трогании на подъеме, сумма реально удивительная. Двигатель скромный – 1,6 л. Однако он способен выжимать 180 км в час, что в реалиях Казахстана даже избыточно.
А вот 7 литров расхода топлива на 100 км – это в самый раз. JAC S3 выступает современным городским автомобилем и спрос на него растет не только с числом горожан в силу урбанизации, но и за строго выдержанный формат «цена – качество».
JAC S5 – тоже кроссовер – стоит на миллион с небольшим дороже «Тройки», зато у него уже двухлитровый двигатель. Надежность, комфорт, насыщенность опциями довольно органично вписаны в габариты автомобиля. Интегрированная приборная панель создает ощущение повышенного удобства и объемного пространства. Современная мультимедийная система с дисплеем на центральной консоли вносит стильный вид в передовой интерьер.
Примечательно, что дешевизну в этой модели не относят к базовым преимуществам, делая акцент на других вещах. А вот хорошие управляемость и шумоизоляцию выделяют практически все владельцы, делящиеся своими отзывами на специализированных сайтах.
Аналогичные вещи можно сказать про флагманский кроссовер JAC S7 (машина во многом уникальная), лифтбек (задняя дверь поднимается вместе со стеклом) JAC j7, пикап JAC T6 с двухлитровым двигателем (мощность варьируется от 136 до 177 л.с.) бензиновой и дизельной версий.
Китайский модельный ряд и так вполне уверенно прокладывал себе дорогу на рынок ЕАЭС, а когда у него появились добровольные помощники в лице политиков дальнего зарубежья, то грех не воспользоваться открывшейся возможностью.
ЧУДЕСА ИЗВОРОТЛИВОСТИ
Заслуживают высокой оценки предприниматели от автомобильного бизнеса Южной Кореи. Они как сами пытаются проводить максимально гибкую политику, дабы не потерять важный рынок ЕАЭС, так и активно подключают свое правительство, чтобы топ-чиновники не забывали об интересах создателей гигантских линий жизни.
Увеличенные штаты производственных кадров на «СарыаркаАвтоПром» осваивают модельный ряд от компании «KIA Motors» в лице KIA Rio, KIA Picanto, KIA Cerato, KIA K5, KIA Seltos, KIA Sportage, KIA Sorento и KIA Soul. В текущем году к ним планируется добавить KIA Stinger, KIA Carnival и KIA K900.
Из вставших на казахстанский конвейер южнокорейских моделей фаворитом является KIA Rio. Разумеется, это не потому, что конструкторы, инженеры и дизайнеры выложились здесь больше, чем на других фигурантах. Просто Rio располагается в низком ценовом сегменте, а он в странах Евразийского экономического союза самый востребованный по независящим от «СарыаркаАвтоПром» или «KIA Motors» обстоятельствам.
Поэтому Rio – это для людей практичных и деловых, которые не витают в облаках, а трезво оценивают свои потребности и возможности.
Седан KIA Cerato на сайтах отзывов рекомендуют брать примерно 93 % уже эксплуатирующих их автовладельцев. Рейтинг складывается из показателей безопасности, комфорта, ходовых качеств, надежности и внешнего вида. В итоге модель заслужила статус «хороший городской авто среднего класса».
В семействе хэтчбеков Picanto занимает очень интересную нишу. Фактически это специализированная машина для городской езды. Никто не запретит отправиться на Picanto за город, но по своему двигателю (1,2 л, 84 л.с., автомат во всех трех вариантах комплектации от Костанайского автозавода), кузову и прочим характеристикам машина идеально впишется в любой плотный поток казахстанских или российских мегаполисов, а также найдет себе парковочное пространство на минимальном участке.
Две модели кроссоверов Sportage и Sorento явно из одной семьи, что подтверждается брендом KIA, но все-таки имеют существенные различия внутри своего типа автомобиля, базовая особенность которого в высокой посадке водителя и пассажиров. Такие машины любят не просто платежеспособные потребители, а еще и любители хорошего обзора на дороге, особенно при плотном движении.
Очень хотелось бы, что казахстанские автопроизводители брали пример с коллег из Южной Кореи, которые при весьма некомфортных для них условиях всеми силами пытаются удержать с таким трудом занятые рубежи.
У казахстанских заводов сегодня невероятный фарт, однако упавший в руки лимон необходимо выжать до последней капли. Насколько сегодня автопром Республики Казахстан сможет насытить спрос российского рынка, настолько потом он сможет легче перевести дух и войти в рабочий режим. Сегодняшний момент требует максимальной мобилизации производственных ресурсов и возможностей ради стратегических задач.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости