Куда поступать учиться казахстанцам, об образовании в российских университетах и открытии новых «альма-матер» в Казахстане
День знаний отмечается 1 сентября и символизирует начало нового учебного года. Государственный праздник был учрежден в СССР в 1984 году. Отмечается он не только в странах СНГ, но и в Израиле, Чехии, Китае и других государствах.
В советское время республика Казахстан занимала первое место среди союзных республик по количеству студентов на 10 тыс. жителей, мы были третьи в мире. Что должно произойти чтобы вновь вернуться к таким ошеломляющим цифрам?! Как вернуть престиж и доступность высшего образования в стране?
Вопросы образования в современном Казахстане являются одними из самых острых в стране. Всех волнует качество и доступность обучения. А ведь наши сограждане сталкиваются сейчас с элементарной нехваткой школ.
К 2025 году дефицит ученических мест в Казахстане может достигнуть миллиона, об этом заявлял министр образования Асхат Аймагамбетов. В связи с чем президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед министерством задачу построить более 1000 школ. За минувший год удалось построить около 300 школ, это значит, что такими темпами с нехваткой школ государство справится в течение 4-5 лет.
Численность учащихся ежегодно растет. В школы Казахстана в 2021–2022 учебном году пошли 3,6 млн детей, что на 200 тысяч больше, чем в предыдущем. Численность студентов в высших учебных заведениях Казахстана на начало 2021–2022 учебного года составила 575,5 тыс. человек. Соответственно с ростом количества студентов и школьников растет число озадаченных образованием граждан.
Родители школьников стараются по мере своих финансовых возможностей максимально обеспечить своих детей знаниями к моменту сдачи ЕНТ и вступительных экзаменов в ВУЗы, вкладываясь в репетиторов и дополнительные занятия. Однако далеко не все семьи могут позволить себе оплатить не то, что дорогостоящие курсы иностранных языков для обучения за границей, но и само заграничное образование. Даже если выпускник поступает на грант, и его учеба будет бесплатной, проживание за рубежом, перелеты – тоже затратная статья.
Казахстанская образовательная база, как и российская, основана на общей советской школе. Именно при СССР удалось создать качественно работающую на всех уровнях систему образования – от условий обучения школьников до школы педагогики.
Россия по сей день является одним из ключевых партнеров Республики Казахстан в сфере образования. Развитие общего человеческого капитала и создание образовательных возможностей для молодежи – общий приоритет двух государств. Если в Казахстане образование претерпело реформы, которые вызвали немало критики у педагогов, родителей и школьников, то в России стараются все же придерживаться советских стандартов в обучении.
Наверное, именно поэтому родители и абитуриенты все чаще выбирают Россию для получения высшего образования. Советское качество – не единственная причина такого выбора.
В настоящий момент русским языком свободно владеет более 85 % населения Казахстана. Именно владение русским языком позволяет поступать в российские вузы, обеспечивая широкие карьерные перспективы для студентов.
Ежегодно более 70 тысяч граждан РК учатся в России, казахстанцы – рекордсмены по СНГ, они составляют 25 % от числа иностранных студентов в России. К наиболее востребованным казахстанскими абитуриентами российским вузам относятся Высшая школа экономики, МИФИ, РУДН, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технический институт.
Лучшие студенты получают бесплатное высшее образование в России. В 2021/2022 учебном году в рамках квоты Правительства РФ для студентов из Казахстана было выделено 833 места.
Чрезвычайно важна и поддержка талантливых абитуриентов. Ключевые российские вузы, например, Уральский федеральный университет проводит в крупных городах республики многопрофильную олимпиаду «Изумруд». Олимпиада входит в перечень Министерства науки и высшего образования и позволяет усилить позиции абитуриента в конкурсе. В МФТИ же для казахстанцев предоставляют возможность участия в олимпиаде Phystech.International, а также обучение в Заочной физико-технической школе МФТИ. Участие в конкурсах и олимпиадах значительно повышает шансы молодежи при поступлении.
Поступающих волнует возможный выход России из Болонского процесса. Но никакие перемены в системах образования не изменят договоренностей России и Казахстана о взаимном признании документов об образовании. Дипломы об образовании признаются в странах в штатном порядке и в установленные сроки.
Для получения образования в российских ВУЗах не обязательно выезжать в Россию. В Казахстане действуют филиалы ведущих российских вузов – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского авиационного института в Байконуре, Челябинского государственного университета в Костанае и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в Алматы и другие.
А совсем скоро в Казахстане по просьбе Касым-Жомарта Кемелевича Токаева будут открыты филиалы ведущих российских технических вузов – МИФИ и РГУ нефти и газа им. Губкина. Соглашение об этом было достигнуто по итогам переговоров президентов России и Казахстана зимой 2022 года.
Недавно, после нескольких лет паузы, в Казахстане вновь решили включить российские вузы в список международной образовательной стипендии «Болашак». В этом году к программе присоединились, в том числе, ИТМО, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и другие.
Акбопе Абылкасымова, общественный деятель, ответила на вопросы редакции. В своей деятельности Акбопе многократно поднимала вопросы образования в Казахстане.
— Акбопе, как вы считаете, решит ли вопрос о нехватке инженерных кадров в стране открытие филиалов двух ведущих российских технических вузов?
— Эту проблему в ближайшее время мы не решим. Открытие филиалов российских известных вузов в Казахстане – это, конечно, большая удача, все-таки российская наука всегда была в числе передовых в мире, особенно в подготовке инженерно-технического персонала. Открытие российских вузов однозначно большой шаг вперед, и хорошее подспорье, но первые результаты мы увидим только через пять лет, после получения нашими ребятами дипломов.
— На ваш взгляд достаточно ли усилий прилагает государство для решения проблемы дефицита школ и дошкольных учреждений?
— Абсолютно недостаточно, темпы строительства школ в городах Алматы и Нур-Султан значительно ниже темпов прироста населения в этих городах. Недавно только министр Аймагамбетов озвучил цифру прогнозируемого дефицита ученических мест к 2025 году в 1 млн. мест, на сегодня с его же слов нехватка составляет более 260,000 тысяч мест, вводится в эксплуатацию в этом году порядка 225 школ. Тоже самое по детским садам.
В стране большая проблема с фундаментальными исследованиями в области демографии. Необходимо масштабное исследование темпов роста населения, прогноз потребности в кадрах, школах, детсадах, чтобы подойти к вопросам образования детей с опережением. Проблема же не только в нехватке физических мест, но и в нехватке преподавателей, и в низком уровне квалификации педагогов. Если нам нужны инженеры, то начинать необходимо со школьной скамьи, чтобы уровень знаний выпускников позволял им овладеть в будущем техническими специальностями.
— В советское время получить высшее образование считалось очень престижным. Два высших – считалось чем-то запредельным. Насколько сегодня актуально получение высшего образования для молодежи?!
Высшее образование в нашей стране обесценилось из-за коррупционности системы образования, когда граждане страны обсуждают как обыденный вопрос покупку дипломов о высшем образовании или дачу взяток за экзамены, о какой престижности может идти речь?
В Советское время цель образования была в развитии личности с широким уровнем кругозора, профессионалов, патриотов. В наше время цель вузов состоит в получении дохода. Именно поэтому система образования должна быть полностью государственной, и находиться под особым контролем.
Высшее образование престижно и сейчас во всем мире, люди с дипломами известных вузов востребованы в любой стране мира, именно поэтому обучение в первой сотне вузов мира стоит баснословных денег. Только высшее образование может дать возможность получить профессию, которой невозможно обучиться самостоятельно – например врача или инженера.
Обучение в университете для молодежи это не только получение специальных знаний, но и развитие коммуникативных навыков, кругозора, умение искать информацию и т.п. Я однозначно за очное высшее образование для молодежи.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости