Президент Токаев проявляет государственную заботу о подрастающем поколении Казахстана не только на словах, но и на деле. Сентябрьское послание в этом смысле получилось очень знаковым. Глава государства сосредоточился на материальном и инфраструктурном обеспечении детей до 18 лет. На наш взгляд, данный прогрессивный подход стоит дополнить организационно в виде добровольной детской организации, чтобы правильное начинание усилило свой комплексный и кумулятивный эффект.
РЕСУРСЫ – ДЕТЯМ
«Каждая семья должна получить реальную отдачу от использования национальных богатств страны. Поэтому считаю исключительно важным в рамках объявленного мною Года детей дать старт принципиально новой программе «Нацфонд – детям», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в ходе своего рубежного послания народу Казахстана.
Год детей – это текущий 2022-ой. С 1 января 2024 года стартует отчисление 50 % ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет, без права досрочного снятия. По достижении совершеннолетия накопленные суммы будут направлены на приобретение жилья и получение образования. Как выразился президент, «эти средства дадут подрастающему поколению настоящую путевку во взрослую жизнь».
Ученые давно выяснили, что инвестиции в образование и здоровье детей дают для общества самый высокий мультипликативный эффект из всех возможных. Поэтому советский лозунг «все лучшее – детям» имел не только глубокий моральный и нравственный, но и сугубо прагматический смысл. К тому же деньги на специальных счетах в своей стране – это всегда лучше, чем в разных бумагах по всему миру без скольких-нибудь надежных гарантий.
Проблема «дотокаевского» периода в новейшей истории Казахстана в том, что очень правильные и где-то проникновенные слова прежнего руководства о важности благополучного детства, о фундаментальной роли учителя, о необходимости строительства современных школ и их качественного оснащения не выливались в конкретные дела.
А вот президент Токаев перешел от слов к делу очень оперативно и самым непосредственным образом. Сельские учителя республики, которым кратно повысили заработную плату, наконец-то «задышали» и вышли из зоны чего-то среднего между социальными аутсайдерами и неудачниками. Последний набор в вузы Республики Казахстан показал, что интерес молодежи к педагогическим специальностям существенно вырос.
Через размеры заработной платы, социальные льготы и статусные моменты общество всегда очень четко показывает, какие именно профессии и области деятельности оно считает реально важными и приоритетными. Поэтому, как только материальное положение учителей подтянулось, люди с педагогическими задатками перестали игнорировать карьеру преподавателя в глубинке. Наоборот, появились мотивация и благоприятный общественный фон.
В послании глава государства поручил направлять все конфискованные у коррупционеров деньги на строительство школ. Правительству поручено юридически проработать этот вопрос. Здесь важно проследить, чтобы при строительстве школ средства тоже не расхищались, а то какой-то замкнутый порочный круг получится. С другой стороны, когда вопрос на приоритетном контроле у президента, то порядка и эффективности всегда получается больше.
«Качество среднего образования – еще одно важное условие успешной нации. Должны быть созданы благоприятные условия для обучения и всестороннего развития каждого учащегося. Для этого был запущен национальный проект «Комфортная школа». Мы создадим условия для обучения 800 тысяч детей в современной школе до 2025 года. Таким образом, полностью решаем проблему аварийной и трехсменной школы. Это значительно сократит разницу между сельскими и городскими школами. В целом, строительство школы должно стать одной из главных задач для правительства и акиматов», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ
В силу возраста, места рождения и исторической эпохи Касым-Жомарт Токаев успел побывать октябренком, пионером, комсомольцем и членом Коммунистической партии. Личный пример главы государства показывает, что все это пошло ему на пользу. Отсюда и проявленная политическая воля в плане улучшения условий для детей, поскольку из благополучного детства потом вырастает процветающая страна.
В ХХ веке де-факто были только две одновременно успешные и массовые детские организации. Первые – это скауты, которые и появились на исторической арене тоже первыми. Идеологом и создателем скаутского движения стал английский генерал Роберт Баден-Пауэлл (в скаутских кругах его называют БП).
В богатой на события военной карьере БП присутствует оборона крепости Мафекинг, когда английский гарнизон в ходе англо-бурской войны 1899-1902 гг. выдержал 217 дней осады со стороны африканских потомков голландцев из Трансвааля. В ходе боевых действий хорошо показали себя английские мальчики 12-14 лет, которые использовались тогда еще полковником Баден-Пауэллом для разведки и посыльной службы.
В 1907 году Роберт Баден-Пауэлл организует первый скаутский лагерь, а годом позже выходит из печати его книга «Scouting for Boys» («Скаутинг для мальчиков» или «Разведка для мальчиков»). Уже в 1909 году скаутское движение было организовано в Российской империи.
Скауты тогда и сейчас – это все-таки организация милитаристского типа. Военная составляющая здесь не выступает самоцелью, просто БП являлся кадровым военным и рассматривал навыки разведчиков как обязательную составляющую при социализации юноши, которые потом пригодятся ему во время службы в армии. Напомним, что скаутское движение зародилось в период массовых европейских армий.
В Советском Союзе при большевиках не стали изобретать велосипед и создали пионерскую организацию в качестве творческого развития и адаптации под местные нужды скаутского движения. По сравнению со скаутами у пионеров было значительно меньше милитаристских блоков в образовании и обучении, плюс движение являлось смешанным, где мальчики и девочки не подвергались никакой сегрегации.
Со временем пионерская организация была гармонично встроена в общую социально-политическую систему СССР. Она принимала в свои ряды выходцев из октябрят – первоначальное звено в советской возрастной и идеологической социализации – и шефствовала над ними, а сами пионеры поставляли кадры комсомолу и находились под его патронатом. При этом пионеры имели собственные элементы одежды и символы вроде горна, свои нагрудные значки, собственный гимн и периодические печатные издания.
Скаутские традиции воспитания в духе патриотизма, ответственности и помощи ближним в детской организации советского типа пришлись очень кстати. И скауты, и пионеры опирались на структуру (во многом идентичную), идеологию, знание истории своей страны (особенно новейшей) в заданной государством трактовке, то есть действовало политическое просвещение. Если мы посмотрим, как в годы Великой Отечественной войны пионеры собирали бутылки (для производства коктейлей Молотова), металлолом, да просто сколько из них вышло Героев Советского Союза, то можно смело утверждать, что система работала качественно.
Ключевой элемент детских организаций – это социализация. В правильных странах она не пускается на самотек, а организуется и направляется, обеспечивается разнообразной поддержкой. У нормального государства и его политического руководства всегда есть образ будущего. Под этот образ и готовятся человеческие ресурсы – главное богатство любой страны и общества. Детская организация помогает осуществлять данный процесс более эффективно.
ДЕТСКАЯ ГВАРДИЯ
В Год детей предлагаем Казахстану вспомнить и творчески осмыслить мировой опыт успешных детских организаций. Как пионеры стали эволюционным развитием скаутского движения, заметно его усложнив и расширив, так и на местной почве можно сделать что-либо оригинальное с помощью накопленного предшественниками потенциала.
Детские организации обладают повышенной гибкостью в силу самого возраста его участников, который позволяет активно впитывать новое и интересное, заряжен на развитие. Поэтому те же милитаристские элементы можно принимать или отбрасывать в зависимости от государственной повестки и образа будущего, качества и характера внешней среды для Республики Казахстан. Рациональности, культурный и историко-политический контекст всегда помогут настроить прикладную деятельность детской подростковой организации на нужный формат.
Например, отойдя от жизни в скаутских палаточных городках или пионерлагерях, предлагаем все же начать со сборов ограниченного количества детей (20-25 человек) в отелях на природе (Боровое, Зеренда, Алаколь, Алматинская область и т.д.) на срок 4-5 дней. С прохождением ознакомительного курса – географии, истории, политологии (с упором на новейший Казахстан), экономики. Все это подавать в легкой игровой форме. Дети должны быть не из богатых и зажиточных семей, а из семей среднего и ниже среднего достатка.
В последующем с детьми можно выезжать на промышленные объекты нашей республики, где знакомиться с производственным процессом, работой звеньев и подразделений предприятий, заниматься приобщением к этике и культуре труда. Также выезжать в сельскую местность в малые, затем средние и только потом крупные фермерские хозяйства – растениеводческие и животноводческие. Где узнавать о деятельности агрономов, механизаторов, фуражиров, зоотехников, ветеринаров и т.д.
Все это необходимо сочетать с посещениями разнообразных культурных, музыкальных и развлекательных мероприятий, чтобы взросление подростков протекало гармонично. Сюда же включать конкурсы самодеятельности, поэтические вечера, викторины, интеллектуальные игры. В структуре занятий обязательны спортивные мероприятия, купания в водоемах со всеми положенными мерами безопасности и объяснениями для чего они нужны и почему именно такие.
Богатая природа Казахстана создает просто безграничные возможности для изучения ландшафтов, экологических систем, изучений флоры и фауны в различных местностях. Отдельным прикладным развлечением может быть маршрутный туризм по горам, в степи, вдоль водных артерий. Правильно организованная уборка мусора в заповедниках и национальных парках способна решать массу вопросов социализации и гражданственности даже в очень сжатые сроки.
Полагаем, что очень важно готовить молодых людей, которые могут стать как рабочими, инженерами, тружениками фермерских хозяйств, так и со временем директорами заводов и главами фермерских хозяйств. А также экономистов, историков, политологов. Объединять их будет некая общность взглядов и идей, искренние симпатии к руководству страны и проводимым им реформам.
С точки зрения эстетики можно в будущем, когда детская организация оформится, обзаведется своим уставом и названием, прибегнуть к отличительной одежде юных сограждан. Например, пиджаки и брюки у мальчиков и брючные костюмы или пиджак и средней длины юбка у девочек. Желательно в одном стиле – например, чернильного цвета с обычными галстуками, но бирюзового цвета на фоне белой сорочки и блузки. Эта цветовая гамма хорошо отвечает цветам нынешнего года, если он станет годом основания данной организации. Ведь это год «Водяного тигра», который перекликается с символикой снежного барса – одного из символов Казахстана, а также одного из тотемных животных главы государства.
Лев ТКАЧЕНКО, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости