Как прочитать сильное послание и остаться в истории со знаком «плюс»
Президентское послание Касым-Жомарта Токаева, которое он должен дать завтра – 2 сентября 2019 года, ожидается казахстанским обществом с неиссякаемым интересом сразу по нескольким причинам.
Во-первых, просим прощения за вынужденный каламбур, это первое послание второго президента.
Во-вторых, с ним действительно связывают большие надежды: будет ли оно заметно отличаться от предыдущих ежегодных посланий прежнего главы государства. Будут ли в нем по-другому затронуты и сформулированы стоящие перед страной экономические вызовы, социальные проблемы и идеологические ориентиры.
Насколько полно и правдиво новый президент коснется вопроса реальной, а не мнимой борьбы с коррупцией. Заявит ли о необходимости ответственности должностных лиц за неэффективное управление и многомиллиардные убытки в государственных холдингах.
Что скажет о плюрализме и свободе слова, как обрисует общенациональную идею, которая как воздух нужна стране хотя бы для того, чтобы в ней формировались хоть какие-то производительные силы.
В-третьих, многих, безусловно, интересует то обстоятельство, насколько концептуально и стилистически послание Касым-Жомарта Токаева будет отличаться от недавнего выступления Елбасы Нурсултана Назарбаева на заседании политсовета партии Нур-Отан, которое обросло всевозможными мемами про «двух коров».
Полагаем, что если Касым-Жомарт Кемелевич в послании народу Казахстана обратит внимание на ряд узловых моментов, которые давно требуют распутывания, тогда его бенефис в качестве второго законно избранного главы государства можно будет считать состоявшимся.
Первое. Диалог власти и общества. Мы говорили и продолжаем придерживаться мнения, что одной из ошибок предыдущего руководства было то, что из достаточно вменяемых и системных людей зачастую искусственно «лепили» радикальных оппозиционеров, обостряя ситуацию везде, где только было можно и нельзя. А, между тем, обычный диалог за столом переговоров, привлечение различных общественных и политических деятелей в государственные комиссии и советы, дарование им возможности быть избранными в нижнюю палату парламента по партийным спискам или одномандатным округам, реанимирование института сильных частных СМИ в пику безграмотным и истеричным блогерам, все это давно могло бы разрядить и оздоровить ситуацию в стране. И, надеемся, что работа Национального совета общественного доверия, где Касым-Жомарт Токаев должен председательствовать собственной персоной, поможет восстановить утраченные балансы между властью и гражданским обществом.
Второе. Президентский кадровый резерв – новый набор молодых и эффективных управленцев, незапятнанных принадлежностью к устоявшимся старым кланам и группам, погрязших в коррупционных схемах, интригах и личном обогащении. В целом, эта затея Ак Орды если ее довести до ума, в обозримом будущем позволит проредить часть старых закоснелых и приносящих вред бюджету и экономике страны группировок, обрушить вслед за их вожаками пирамиды кормящихся с государственного стола неэффективных управленцев, подбирающихся по принципу родственной связи или коррупционной заинтересованности.
Третье. Реальная, а не мнимая борьба с коррупцией. Идея о том, что первый руководитель должен отвечать за своих заместителей правильна только отчасти. Первый руководитель, действительно, должен нести ответственность, но только за «своих» заместителей. Думаем, не секрет, что любой госорган и министерство в современном Казахстане является ареной столкновения сразу нескольких кланов и групп. Не всегда и везде министр или аким имеет в замах исключительно «своих» людей, часть заместителей и подчиненных может слушаться первое лицо формально, а на деле хранить верность и демонстрировать лояльность совершенно другому патрону. Поэтому было бы правильно соблюдать status quo и наказывать за проделки подчиненных именно того руководителя или «агашку», кто привел проштрафившегося на госслужбу и всячески ему покровительствовал.
Четвертое. Ликвидация целого ряда структур квазигоссектора, причиняющих колоссальный экономический ущерб государству лишь одним своим существованием. А также обнародование и широкое обсуждение итогов масштабной аудиторской проверки в нескольких казахстанских госхолдингах, где казне причинялся ущерб на сотни миллиардов тенге за счет «неправильных решений», хищений, выписывания баснословных и незаслуженных премий высшему менеджменту, продажи и перепродажи должностей внутри государственных холдингов.
Пятое. Ужесточение уголовного законодательства сразу по нескольким направлениям. Например, за сексуальное насилие в отношении женщин, что стало притчей во языцех особенно в последнее время. До сих пор в Казахстане одна из самых щадящих мер уголовного наказания за этот вид преступления, а наличие опции «примирения» сторон открывает ящик Пандоры, когда на жертву насилия достаточно надавить, чтобы она забрала заявление.
Аналогично и с ужесточением санкций уголовных статей за браконьерство, ставшее бичом нашего животного мира и охраняющих редкие виды представителей дикой природы честных инспекторов.
Раскрытие этих и других тезисов в тексте выступления, могло бы сделать послание Касым-Жомарта Токаева поистине мощным, стратегически выверенным, обнаружило бы для нашего президента массу союзников в толще госаппарата, оставило бы неизгладимый след в истории.
Автор:
Культурологические ведомости