2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил с первым в своей президентской карьере Посланием народу Казахстана.
Осенний политический сезон стартовал в нынешнем году еще до наступления календарной осени, в начале третьей декады августа, с расширенного заседания политбюро партии Nur Otan, на котором солировал лидер партии, Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Возникли даже опасения, что партийный ивент по значимости и концептуальности заявленных на нем месседжей отодвинет на второй план повестку президентского Послания.
Однако Токаеву удалось удержать первенство по количеству позитивных инфоповодов, в числе которых особенно запомнились трехлетнее освобождение от налогов на доход субъектов малого и микробизнеса, 25%-ное повышение заработных плат учителей начиная со следующего года, отсрочка введения дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года, сокращение на 25% количества госслужащих и работников нацкомпаний, призыв сократить число государственных компаний и навести порядок в сфере госзакупок, 75% которых проводится, как выяснилось, неконкурентным способом из одного источника.
Наконец, вишенкой на торте стало инициатива Токаева о предоставлении казахстанцам возможности досрочно изымать пенсионные накопления из Единого накопительного пенсионного фонда и использовать их для приобретения жилья или получения образования. Эта инициатива Токаева вызвала ажиотаж у одних и скепсис у других. Последние в очередной раз выразили мнение, что президент уж очень «Фейбук-френдли», что его курс в социальной сфере балансируют на грани популизма.
Действительно, для публичной риторики казахстанской власти не слишком характерна раздача обещаний. По известным причинам долгие годы институт «предвыборных обещаний» в Казахстане был заморожен. А ведь в наиболее обобщенном виде он представляет собой инструмент обновления общественного договора, сонастройки общественных интересов и ожиданий и готовности (и возможности) элиты делиться ресурсами.
Собственно говоря, нынешняя ситуация роста протестности и социальной апатии в казахстанском обществе – это следствие многолетнего игнорирования этого фактора.
Казахстанскому обществу гораздо более привычно слышать от власти призывы затянуть туже пояса, умерить свои желания и потребности до окончания очередной волны экономического кризиса, не рассчитывать на государство и искоренить в себе иждивенчество.
Однако эти призывы к бытовой скромности сильно контрастировали с быстрым и баснословным обогащением чиновников и разного рода «прилипал», получивших доступ к кормушке госзакупок, и со стремительно разрастающимся квазигоссектором.
Справедливости ради надо отметить, что и ранее неоднократно поднимался вопрос использования средств Единого накопительного пенсионного фонда на поддержку экономики и программ индустриализации. В последний раз подобная инициатива прозвучала в контексте изыскания дополнительного финансирования на завершение проекта LRT в Нур-Султане – речь шла выкупе облигаций компании Астана LRT за счет средств ЕНПФ.
Технократы из казахстанского Кабмина так часто озвучивали намерение воспользоваться средствами пенсионного фонда, что правительство настойчиво просили не путать ЕНПФ с собственным карманом.
По сути, инициатива по целевому использованию средств ЕНПФ владельцев накоплений преследует аналогичные цели – поддержку экономики, вернее, отдельных отраслей, поскольку речь идет о покупке жилья и получении образования, то в первую очередь сферы строительства и отечественного образования. Только меняется точка зрения. Если раньше речь шла о вливании «простаивающих», по мнению экономистов, средств ЕНПФ в экономику, при этом у собственников вкладов никто согласия спрашивать не собирался, то теперь гражданам предоставляется возможность самостоятельно распоряжаться своими вкладами и решать, какие отрасли в конечном итоге поддержать.
Итак, Токаев энергично формирует имидж общенационального лидера и готов повысить планку общественных ожиданий от его президентства. Впрочем, продвижение Токаевым собственной повестки сопряжено, как минимум, с двумя рисками.
Во-первых, ожиданиям надо будет соответствовать, а обещания – выполнять. Ставки нового президента высоки. Второй – грозя отлучить часть госаппарата от кормушки госзакупок и поручая провести ревизию квазигоссектора, в частности, проверить на эффективность госхолдинги и нацкомпании, в том числе Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (как выразился Токаев: «Нам нужно понять, каков реальный вклад Фонда национального благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента создания Фонда»), глава государства явно обозначает линию размежевания от политической и экономической элиты, благосостояние которой зависит от госзакупок и квазигоссектора. А это может кому-то прийтись не по душе.
Жанна ТУЛИНДИНОВА
Автор:
Экономические ведомости