В казахстанских средствах массовой информации на протяжении нескольких месяцев ведется бурное обсуждение процессов внедрения Единой государственной информационной системы субсидирования (ЕГИСС), которая призвана заменить существовавший ранее частный информационный аналог qoldau.kz.
При этом противники замены частного ресурса на государственный, критикуя техническое несовершенство новой системы, предпочитают умалчивать о тех причинах, которые заставили государство пойти на данный шаг.
Однако при восстановлении всей недолгой истории электронного субсидирования в Казахстане вырисовывается любопытная картина, которая полностью оправдывает намерение государства вернуть процесс распределения субсидий в свои руки.
Свободный художник может пашню как урезать, так и дорисовать
Платформа Qoldau была запущена в стране в 2018 году с целью цифровизации сельского хозяйства, ее разработчиками выступили АО «Информационно-учетный центр» (далее – ИУЦ), ТОО «ЦИФС» и АО «ТрансТелеКом».
Qoldau на тот момент казался вполне себе продвинутым продуктом, предлагающим своим пользователям сразу 20 сервисов, три из которых были иностранными.
Но главной изюминкой платформы были не они, а отечественные разделы Subsides (электронный журнал для подачи заявок на субсидирование сельхозработ, подтвержденных аэрокосмическими снимками), Fuel (онлайн-рынок дизтоплива), Agroinsurance (инструмент онлайн-страхования), и Agrocredit (пилотный проект по доступу фермеров к заемным средствам).
Именно эти сервисы позволяли хозяевам платформы распределять основную часть государственных субсидий среди казахстанских аграриев.
Отметим, что особым удобством для пользователей сервисы Qoldau не отличались – к примеру, при их использовании необходимо было вводить ИИН, в то время как у многих фермеров, начинавших свою деятельность в качестве крестьянского хозяйства, сменилась форма собственности – и они могли регистрироваться в системе только как юрлица, то есть по БИН.
Это изначально отрезало от государственной поддержки значительную часть сельхозпроизводителей страны, однако данным «проколом» претензии к сервисам не исчерпывались.
У разработчиков Qoldau существовала собственная система создания электронных карт сельхозугодий, которая не совпадала с данными Автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра АИС ГЗК. Фермеры жаловались на то, что система уменьшает размеры их участков, что приводит к меньшим субсидиям, поскольку они привязаны к площади возделываемой пашни.
В результате небольшие крестьянские хозяйства недополучали чувствительные для них суммы субсидий. А сейчас, по утверждению министра сельского хозяйства республики Ербола Карашукеева, выясняется, что система Qoldau способна была не только «урезать» земельные участки, но и «дорисовывать» к ним лишнюю площадь.
«На основе анализа с действующей ранее системы Qoldau уже выявлены серьезные расхождения у ряда крупных фермерских хозяйств, где реальная площадь обрабатываемых земель меньше, чем было нарисовано вручную или, что называется, «на глаз» в старом Qoldau…
…То есть норматив был завышен, суммы субсидий тоже: условно, фермер обрабатывает 500 га, а вручную в старой системе он мог указать, что сеет 1000 га и получить субсидии выше положенных нормативов. Есть вопиющий случай, когда введенные фермером в ручном режиме поля в системе Qoldau по факту никогда не возделывались. То есть субсидии были получены, а приобретенные удобрения, пестициды и семена на данном поле не использовались», — констатировал Карашукеев в апреле этого года.
Какой монополизм для фермера дешевле – частный или государственный?
Были и иные претензии к сервисам Qoldau – например, чисто технические: платформа позволяла при подаче заявок загрузить за раз лишь 10 МБ информации, что заставляло фермеров разбивать файлы на несколько фрагментов, теряя одновременно время и деньги.
Поскольку в системе не существовало листа ожидания, заранее подать заявку и ожидать ее удовлетворения при поступлении средств было невозможно. И это приводило к тому, что первыми в очереди на субсидии всегда оказывались одни и те же субъекты АПК, что наводит на мысль о торговле инсайдерской информацией.
Но насчет торговли инсайдерской информацией – это всего лишь подозрение, а вот то, что разработчики Qoldau торговали государственными субсидиями – это факт, который опровергнуть невозможно.
Торговля эта шла через установление абонентской платы за пользование платформой, причем если изначально аппетиты разработчиков были более или менее скромными – 5 МРП за годовое обслуживание с каждого абонента, то в 2019-м, на втором году жизни электронного детища одной государственной (ИУЦ) и двух частных (ЦИФС и «ТрансТелеКом») компаний аппетиты у учредителей возросли до 21 МРП с каждого фермера.
Ну, а по истечении трех лет работы системы этими аппетитами возмутилась Нацпалата предпринимателей Казахстана «Атамекен», которая в своем письме в Министерства финансов, сельского хозяйства, национальной экономики и в антимонопольный комитет констатировала: абонентская плата ИУЦ за допуск участников зернового рынка к электронным зерновым распискам увеличилась в 25 раз, с 2121 тенге до 53025 тенге.
В результате получалась следующая картина: государство ежегодно выделяет круглые суммы для помощи отечественным аграриям, а монополизировавшая распределение этих сумм среди конечных потребителей компания состригает с них часть этой госпомощи, причем постоянно наращивая стоимость своих услуг.
По оценкам экспертов, хозяева Qoldau взимали с казахстанских аграриев в виде такой абонплаты до 2 млрд тенге ежегодно – неплохая маржа для компании, которая де факто не несет никаких затрат на изготовление своего продукта и не имеет конкурентов на рынке, способных сбить цену ее услуг. Самое же главное, что эти расходы в 2 млрд тенге ежегодно фермеры просто вынуждены перекладывать на конечных потребителей их продукции, то есть на каждого казахстанца.
Неудивительно, что новое руководство Министерства сельского хозяйства решило прикрыть эту «частную лавочку», наживавшуюся на государственных субсидиях – и с начала текущего года в стране заработала система ЕГИСС, главным отличием которой от сервисов Qoldau является бесплатное обслуживание пользователей.
На сегодняшний день система ЕГИСС обеспечивает бесплатное выделение государственных субсидий для всех фермеров, для обеспечения прозрачности этих процессов был внедрен единый реестр заявок с присвоением очередности (лист ожидания), а также запущена функция «публичный бюджет» в разрезе областей и субсидий.
Наряду с этим на платформе принимаются заявки на предоставление удешевленного дизельного топлива, для удобства пользователей налажены каналы обратной связи: свой вопрос по поводу получения господдержки можно направить через мессенджер либо обратиться в call-центр, чего у частника предусмотрено не было.
В итоге за полгода в государственной системе зарегистрировались свыше 50 тыс. человек, через систему было подано более 88 тыс. заявок и выплачено свыше 112 млрд тенге.
Разумеется, не обходится без технических накладок, но тут надо понимать, что на функционирование платформы ЕГИСС, по словам экспертов, серьезно повлияла ненадлежащая передача сведений из ранее действовавшей платформы Qoldau, а также нерасторопность местных властей.
«Некоторые специалисты управлений сельского хозяйства в регионах, не утвердившие нормативы господдержки, на резонные вопросы фермеров и журналистов об отсутствии возможности подачи заявок по удобрениям, не говорят честно, что не успевают утвердить нормативы, а ссылаются на проблемы на портале. Хотя новая система работает, тут проще выставить виновной систему и МСХ, а не признать, что управления еще не утвердили нормативы», — отмечает глава Минсельхоза.
Те же знакомые лица, те же портреты на фоне
Тем временем, противники государственной системы ЕГИСС, в числе которых часть фермеров, парламентариев и представителей НПП «Атамекен», считают необходимым создание в стране альтернативной электронной системы распределения субсидий.
И подчеркивается, что такая альтернатива уже есть – некий ресурс kezekte.kz: все бы ничего, но есть подозрение, что за этой «альтернативой» стоят инициаторы и бенефициары почившего в бозе Qoldau.
В частности, есть информация, что сервисы Qoldau и kezekte.kz могли создаваться по инициативе и под руководством Серика Ибраева, занимавшего должность руководителя Департамента стратегии и корпоративного развития Министерства сельского хозяйства при экс-главе МСХ Асылжане Мамытбекове, отправленном в отставку с этого поста еще в 2016-м году с формулировкой «неполное служебное соответствие».
Имеются вопросы и по исполнителям проекта kezekte.kz, их родственным связям.
Не исключено, что kezekte.kz курируют те же лица, что и Qoldau. И если так, то возможно они просто хотят вернуть себе прежнюю «кормушку» на абонентской плате, причем уже не только фермеров.
На этой платформе, к примеру, имеется сервис «Очередь на жилье», предназначенный для постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или в жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде.
То есть талантливым свободным художникам, по большому счету, нет разницы, на чем зарабатывать – на платформе по распределению государственных субсидий в АПК или на базе по распределению жилья среди нуждающихся граждан.
А учитывая возможность слива инсайдерской информации при распределении госсубсидий во времена деятельности платформы Qoldau, нет никаких гарантий, что аналогичные фокусы не смогут проворачиваться и при решении жилищных вопросов. Но даже если владельцы kezekte.kz обойдутся исключительно абонплатой за предоставление доступа к распределению льготного жилья, это все равно вызовет справедливое социальное возмущение населения страны.
Есть и еще один немаловажный нюанс: kezekte.kz, как и Qoldau, аккумулирует персональные данные казахстанских заявителей, при этом, по данным самого ИУЦ, большая часть из 20 программных продуктов портала Qoldau принадлежали разработчикам из США, Франции, Германии, Швейцарии, Украины и Беларуси.
То есть с 2018 года наши сельхозтоваропроизводители загружали личные данные, данные о своем бизнесе и о своем имуществе в программные продукты, принадлежащие неизвестным им лицам – резидентам других стран.
И эти разработчики вполне могли нажатием одной кнопки получить полный доступ ко всей информации о состоянии агарного сектора Казахстана: площадях пашни и пастбищ, данным по кредитам и страховкам, распределению дизтоплива и закупу пшеницы, транспортной логистики и налоговому учету.
Представляется, что это не просто противоречит законодательству РК об охране персональных данных, но и является угрозой национальной безопасности страны.
Самое же главное – где гарантии, что возможность утечки персональных данных казахстанцев за рубеж не увеличится? Впрочем, это уже тема отдельной статьи.
Продолжение следует
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости