Что помогло поднять и развить казахстанскую автомобильную промышленность
Качественный рост отечественного автопрома имеет несколько слагаемых. Самый первый критерий – правильное и грамотное управление на местных предприятиях-автогигантах. Но не следует забывать и о помощи со стороны государства. Утилизационный сбор и программа льготного автокредитования тоже внесли свою лепту в становление казахстанской автопромышленности. Первая часть здесь.
Лидеры продаж
Если рассматривать рынок с точки зрения популярности автобрендов, то тройку наиболее популярных из них в Казахстане по итогам 2022 года возглавил костанайский Chevrolet c результатом 34 тыс. 289 авто (итог 2021 года – 28 тыс. 922 проданные единицы), на втором месте Hyundai – 28 тыс. 864 единицы (22 тыс. 736), на третье место с четвертого в прошлом году поднялись собираемые в «казахстанском Детройте» модели Kia – 14 тыс. 421 единица (9 тыс. 707 в 2021-м).
По итогам первого полугодия 2023-го первая тройка не изменилась: лидирует Chevrolet – 21 тыс. 678 проданных в Казахстане авто, на 71,7 % больше прошлогоднего показателя, второе место за Hyundai – 21 тыс. 622 продажи, +66,9 % к прошлогоднему показателю за аналогичный период, третье место у бренда Kia – 12 тыс. 368 реализованных в стране машин (+112,6 %).
Всего же в республике, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний момент производится 167 моделей автомобилей 22 брендов, из них 8 брендов и 39 моделей приходится на сегмент легковых автомобилей.
Таким образом, модельное разнообразие (в Костанае на данный момент собираются легковые и коммерческие автомобили около десяти известных мировых брендов) переросло в качество: на долю «СарыаркаАвтоПром» приходится более 60 % производства и продаж от общего числа производства и реализации казахстанских автозаводов.
А если учесть, что в мае с конвейеров в Костанае сошли первые экземпляры нового компактного городского седана Chevrolet Onix, который обещает стать конкурентом «Кобальта», то лидерство костанайской компании на внутреннем авторынке в ближайшее время вряд ли кто-то оспорит.
Хотя «Астана Моторс» (владелец Hyundai Trans Kazakhstan) и пытается: до 2025 года планируется завершить строительство в Алматы мультибрендового завода по мелкоузловой сборке автомобилей китайских брендов Chery, Changan и Haval с проектной мощность 90 тыс. машин в год.
Запуск этого производства запланирован на первый квартал 2025 года.
От утильсбора на импорт до льготного автокредитования отечественного
Отметим, что нынешние успехи отечественных автопроизводителей частично происходят от ряда мер государственной поддержки, в результате которой казахстанская продукция стала более конкурентоспособной.
Прежде всего, речь идет о введении в 2016 году утильсбора на импортные автомобили, который в начале прошлого года для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя внутреннего сгорания (на электрокары он не распространяется) составлял от 500 тыс. до 3,5 млн тенге.
Правда, в текущем году ставки утильсбора для импортных транспортных средств в Казахстане снизились – базовая ставка утилизационного сбора на все транспортные средства установлена в размере 50 МРП (1 МРП в бюджете 2023 года равен 3 тыс. 450 тенге), то есть размер базовой ставки утилизационного сбора в этом году составляет 172 тыс. 500 тенге.
При этом сумма утильсбора для конкретного авто рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент, установленный для этого типа ТС. Для электрокаров этот коэффициент нулевой, то есть владельцы импортных электрокаров утильсбор не оплачивают, для владельцев авто с объемом двигателя до 1 куба включительно установлен коэффициент 1,5, соответственно, их дополнительный платеж равен 258 тыс. 750 тенге.
Приобретатели новых импортных авто с объемом до 2 кубов включительно оплачивают сбор с коэффициентом 3,5 – 603 тыс. 750 тенге, до 3 кубов – с коэффициентом 5 (862 тыс. 500 тенге), а свыше 3 кубов – по коэффициенту 11,5 (1 млн 983 тыс. 750 тенге).
Так что утильсбор для иностранных легковушек в Казахстане в настоящее время уменьшен практически вдвое, но свою положительную роль в повышении конкурентоспособности отечественного автопрома он уже сыграл.
Другой серьезный инструмент поддержки отечественного автопрома со стороны государства в Казахстане – это программа льготного автокредитования, которая распространяется исключительно на произведенные в стране автомобили.
Выдача льготных автокредитов осуществляется в Казахстане с 2015 года, в рамках реализации программ различных лет по ним было приобретено 45 тыс. 325 автомобилей на общую сумму 281,5 млрд тенге.
По линии Банка Развития Казахстана, который с 2015 года являлся оператором таких программ, за эти годы было выдано 32 тыс. 699 займов на сумму 181,5 млрд тенге.
В мае 2022 года оператором очередной программы льготного автокредитования выступил Фонд развития промышленности, которому на выдачу субсидированных автокредитов АО «Жасыл даму» выделило 100 млрд тенге, еще 88 млрд тенге было выделено холдингом «Байтерек».
В условия этой программы входила ставка вознаграждения 4 % при среднерыночной ставке по этим видам кредитов в 20 %, срок финансирования – не более 7 лет, первоначальный взнос – от 0 % при стоимости приобретаемого транспортного средства не выше 15 млн тенге.
В итоге по линии АО «Фонд развития промышленности» с мая 2022 года казахстанцам было выдано 12 тыс. 626 льготных займов на общую сумму 100 млрд тенге. Отметим, что финансирование данной программы носит возобновляемый характер, то есть платежи от погашения существующих кредитов снова направляются на автокредиты.
Сейчас в рамках следующего транша программы льготного кредитования предполагается введение первоначального взноса в размере 10 % от стоимости приобретаемого автомобиля, а также исключение из реестра программы нескольких моделей, стоимость которых к настоящему времени вышла за рамки 15 млн тенге.
Увеличивать объем оборотных средств в программе в ближайшее время не планируется. Но при этом главное, что государство намерено сохранить этот инструмент повышения интереса казахстанцев к отечественному автопрому.
Помимо этого, государство предоставляет казахстанским автопроизводителям ряд налоговых льгот в обмен на увеличение уровня локализации производства, в том числе – за счет создания отдельных производств комплектующих либо размещения заказов на существующих казахстанских заводах.
В частности, в Карагандинской области в конце прошлого года на заводе KamaTyresKZ запущено производство автомобильных шин, талдыкорганский аккумуляторный завод «Кайнар-АКБ» намерен поставлять свою продукцию казахстанским автопредприятиям, а ведущие производители «СарыаркаАвтоПром» и «Астана Моторс» постоянно разворачивают производство новых комплектующих на своих мощностях.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости