По итогам 2021 года доля автомобилей, произведенных в Казахстане, составила 50,9 % в общих продажах нового автотранспорта в республике, а в 2022 году аналогичный показатель перевалил уже за отметку в 60 %. У этого роста популярности отечественного автопрома есть несколько причин, главные из которых – наращивание мощностей отечественных предприятий, расширение модельной линейки и государственная поддержка своего производителя.
Казахстанский авторынок: выдавливание импорта набирает обороты
По итогам 2021 года отечественный автопром произвел более 90 тыс. единиц легковых и коммерческих авто, 12,1 тыс. из которых отправились на экспорт, соответственно, около 79 тыс. единиц авто собственного производства были реализованы на внутреннем рынке.
Общий объем продаж новых автомобилей на внутреннем рынке тогда составил, по данным Бюро Национальной статистики, 146,4 тыс. единиц (речь идет о продажах как через официальных дилеров, так и ввезенных в страну автотранспортных средствах физлицами), так что доля отечественного автопрома во внутренних продажах составила по итогам 2021-го около 50,9% — фактически каждый третий автомобиль из пяти, продаваемых в стране, являлся отечественным.
За 12 месяцев же 2022 года на внутреннем рынке Казахстана было реализовано 159,8 тыс. новых легковых автомобилей, на 8,4 % больше, чем годом ранее, экспорт отечественных авто при этом уменьшился до 10,2 тыс., а внутреннее производство выросло более чем на 20 % — до 113 с лишним тыс. авто.
В результате доля продукции отечественного автопрома в общем объеме продаж возросла до 60,8 %, импорт же сократился на 14,6 %, до 66,6 тыс. авто (лишь 39,2 % от общего объема продаж, против почти половины в предыдущем году).
В 2023-м тенденция выдавливания «иномарок» с казахстанского рынка продолжается – по данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса (АКАБ), за первые пять месяцев текущего года с конвейеров отечественных автопроизводителей сошло 58,5 тыс. машин, на 43,7 % больше, чем за январь – май прошлого года.
Всего за первые 5 месяцев 2023 года казахстанские дилеры продали 66,3 тыс. новых легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, что больше прошлогоднего результата в аналогичном периоде на 65,8 %.
По прогнозам АКАБ, в текущем году только через сети официальных дилеров в стране будет продано не менее 150 тыс. новых транспортных средств всех типов, при этом в декабре прошлого года Министерство индустрии и инфраструктурного развития страны прогнозировало, что внутреннее производство автомобилей в 2023 году составит 135 тыс. единиц.
Показатели внутреннего производства в первые пять месяцев года вполне вписываются в этот прогноз, а это значит, что по итогам 2023-го доля казахстанских авто во внутренних продажах вновь может существенно нарасти – до уровня в 70 %. При этом в 2025-м внутреннее производство может вырасти до 175 тыс. единиц, считают сами производители.
«Прогнозирование в последнее время, как гадание на кофейной гуще, поскольку автомобильный бизнес – турбулентный, любое изменение в политике и экономике отражается на потребительском спросе. Но, однако мы оптимистично смотрим в будущее, в 2023 году мы ожидаем производство в Казахстане 145 тысяч автомобилей, а в последующем в среднем по 10 % ежегодное увеличение внутреннего производства, в 2024 и 2025 годах, если ничто не колыхнет рынок, разумеется», — сказал в мае в ходе машиностроительного форума в столице Казахстана советник главы костанайского завода «СарыаркаАвтоПром» Сергей Могилатов.
А Министерство индустрии и инфраструктурного развития в лице нового своего главы Марата Карабаева выдало новый смелый прогноз – рост производства автомобилей в стране до 500 тыс. единиц к 2026 году и практически полное импортозамещение в ближайшие годы.
«Если емкость внутреннего рынка Казахстана составляет 150 тыс. машин в год, то уже в следующем году казахстанское автопроизводство даст этот объем. То есть потребность рынка в новых автомашинах полностью покроется. Есть ряд новых проектов, и наша задача – к 2026 году нарастить объем производства до 500 тыс. автомобилей в год», — заявил Карабаев на автовыставке, предшествовавшей машиностроительному форуму.
Разумеется, эти планы могут быть подкорректированы различными обстоятельствами, но в целом очевидны две тенденции: казахстанские власти нацелены на практически полное импортозамещение на внутреннем авторынке, а мощности казахстанских производителей сейчас в состоянии это практически полное импортозамещение обеспечить.
«Практически» – потому что определенный процент желающих приобретать иномарки, произведенные за рубежом, среди казахстанцев все равно останется – в силу привычки, особых требований к автомобилю либо по каким-то другим причинам.
Но в целом очевидно, что процесс выдавливания зарубежной продукции с внутреннего автомобильного рынка с каждым годом набирает в стране обороты и становится уже необратимым.
И большую роль в создании такой ситуации сыграли как активность отечественных производителей, так и политика властей, не ставших отказываться от введения некоторых протекционистских по сути шагов в отношении своего автопрома.
Популярность разнообразия и польза конкуренции
Любопытно, что казахстанскому автопрому в текущем году исполнилось всего-навсего 20 лет: в советское время в Казахстане автомобили не собирались, на территории республики – в основном, на юге, западе и севере – располагалось несколько крупных предприятий, которые могли ремонтировать либо оснащать готовые автомобили дополнительным оборудованием.
Историю отечественного автомобилестроения принято отсчитывать с марта 2003 года, когда в стране началась продажа автомобилей «Нива» усть-каменогорской сборки. Начало было достаточно скромным – 4 тыс. единиц собственного производства, однако в 2005 году в Казахстан пришел российский КамАЗ, а общий объем продаж своих автомобилей вырос более чем в три раза – до 13,5 тыс. единиц.
В 2006-м объем продаж казахстанских авто вырос до 20 тыс., в 2007-м – до 35 тыс., а в 2007-2008 годах упал до 24 и 16 тыс. соответственно на фоне мирового финансового кризиса.
В 2010 году автомобильное производство было запущено в Костанае, который со временем стал лидером отечественного автомобилестроения – своеобразным казахстанским Детройтом (именно из этого американского города вышла в свое время компания General Motors, лидер авторынка США и один из лидеров мирового авторынка, а также его конкуренты — Ford и Chrysler).
Поначалу успехи костанайского производства были достаточно скромными – 77 авто в 2010-м году, 869 – в 2011-м, но к 2014-му году костанайская компания «СарыаркаАвтоПром» вышла на показатель в 8,3 тыс. единиц, в 2019-м выпустила 25,8 тыс. автомобилей, а в прошлом году побила все рекорды, в том числе – и собственные, дав рынку более 70 тыс. единиц новой автопродукции.
История успеха костанайского бренда показательна с точки зрения постоянного поиска лучших предложений для покупателя на рынке и обновления модельного ряда.
Первым костанайским модельным проектом в 2012 году стала крупноузловая сборка южнокорейских автомобилей SsangYong, включая кроссовера Nomad, в 2013 – 2016 годах в Костанае велась крупноузловая сборка автомобилей Peugeot, в 2014 – 2016 – Toyota Fortuner, в 2014 – 2015 здесь опробовали сборку Geely, в 2017 – 2020 – Chevrolet Niva.
С 2015 года в Костанае выпускаются китайские JAC, в 2017 году запущена сборка автомобилей Ravon/Chevrolet из машинокомплектов, поставляемых из Узбекистана с завода UzAuto Motors.
Также за десять лет функционирования завода были опробованы модели российских производителей УАЗ и LADA – все это позволило предприятию найти свою нишу на казахстанском рынке, установив наиболее востребованные казахстанскими водителями марки и модели. К которым в первую очередь относится Chevrolet Cobalt, ставший самой продаваемой в Казахстане «легковушкой» 2022 года, причем уже третий год подряд.
По данным аналитиков АКАБ, в 2022 году Chevrolet Cobalt достиг отметки в 23 тыс. 178 единиц проданных автомобилей, что является рекордным показателем продаж среди всех моделей в Казахстане.
Занявший второе место Hyundai Tucson алматинского предприятия Hyundai Trans Kazakhstan продавался в три раза меньше костанайского бестселлера – 8 тыс. 862 единицы. А замкнул тройку лидеров еще один «продукт» Chevrolet – Nexia 3 с результатом 7 тыс. 145 проданных экземпляров.
Практически ничего не изменилось в расстановке двух лидеров продаж казахстанского авторынка и в текущем году: по итогам первого полугодия – костанайский Chevrolet Cobalt лидирует в гордом одиночестве с результатом в 14 тыс. 851 проданную с января по июнь включительно единицу, второе место с более чем двукратным отставанием (6 тыс. 868 единиц) занимает алматинский Tucson. А на третье место вышла Kia Sportage (5 тыс. 398 штук), которую также собирают в Костанае.
Продолжение следует
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости