«Ведомости Казахстана» продолжают исследовать причины хозяйственных, организационных и экономических провалов в руководстве южной столицей, из-за которых имя Ерболата Досаева изначально было внесено в «черный список» претендентов на занятие должности главы правительства. Первая часть здесь.
Транспорт
Транспортный коллапс в Алматы перманентный. Здесь нет такого понятия как «час пик», потому что улицы не справляются с трафиком постоянно. Зато еще присутствует «транспортное окно». Это 1,5 – 2 часа, когда по конкретным участкам города и направлениям можно передвигаться на автомобилях относительно свободно.
В выходные и праздничные дни окно увеличивается по времени, но нельзя сказать, что на много.
«Транспортное окно» при этом блуждающее. То есть если в понедельник оно было на определенном маршруте с 11 до 13 часов, то это совершенно не гарантирует, что во вторник в это же самое время водитель не попадает в жуткую пробку.
Какие проблемы это создает жителям города и тем, кто едет в Алматы из пригородов по маятниковой миграции (утром на работу и по делам, вечером – обратно домой) можно перечислять очень долго.
Невозможность быстро попасть из точки в А в точку Б хоть пассажиру общественного транспорта, хоть экспедитору грузов в магазины у дома, хоть бизнесмену на деловую встречу в конечном итоге бьет по комфорту жизни в мегаполисе и его экономике. Не говоря уже о морально-психологическом климате.
Летом и осенью прошлого года акимат положил на торт транспортного паралича дополнительную «вишенку» в виде одновременного ремонта на всех ключевых магистралях Алматы. Ну как ремонт? – Просто перекопали все улицы одномоментно, а реальный ремонт проводили выборочно, поскольку объективно столько дорожно -строительной техники и рабочих в городе нет.
В адрес городских властей было послано так много нецензурных и обидных слов по различным каналам обратной связи, что чиновники стали оправдываться. Мол, ремонты давно не проводились, а все нормативные сроки вышли. На это жители им резонно отвечали, что лучше начать и закончить в одном месте, а потом сделать по этой же схеме в другом.
Но «эффективные менеджеры» так не умеют. По крайней мере в Алматы. Поднимавшиеся в воздух клубы пыли от выведенных из строя улиц в дополнение к традиционному черному смогу об этом четко свидетельствовали.
Школы и детские сады
Детских садов остро не хватает. Проблему можно расписывать и дальше, но базово все и так понятно. Школ тоже недостаточно, однако здесь проблема более многогранная. В школах на окраинах мегаполиса годами некомплект учителей физики, химии, биологии, математики, географии.
При этом в аттестате у выпускника общеобразовательной школы не может стоять прочерк напротив предметов, которые он должен изучать согласно учебной программе или запись «не изучал». Значит, поставленные там оценки «дутые».
Можно смело утверждать, что качество образования в школах Алматы при Ерболате Досаеве продолжает падать.
Школьных стадионов дефицит, спортзалов тем более, поскольку переизбыток учеников не подкреплен положенными возможностями для организации учебного процесса. Учеба в три смены (одну скромно называют «подсменка») проблему не решает.
Пожарная опасность
Противопожарная защищенность Алматы по советским нормативам (то есть уже объективно устаревшим, ведь на дворе третье тысячелетие и требования не стоят на месте – повышаются) не дотягивает до 30 % от оптимума. Это мы сейчас говорим о численности пожарного гарнизона и общей обеспеченности техникой. Но если взять сегмент защиты высотных построек, то там и 10 % от реальных потребностей не будет.
Фактически пожарные мегаполиса очень мало что могут противопоставить высотным пожарам. Для этого нужны специальные автолестницы и высотные манипуляторы в достаточном количестве, пожарные вертолеты с оборудованием под действия в высотной застройке.
А еще многие ЖК находятся на территории вододефицитных участков города, где приехавшая на пожар автоцистерна физически не сможет «встать на гидрант», потому что их нет как элементов инфраструктуры. В общем, многие высотные здания находятся под постоянной угрозой сгореть факелом. Большое чудо, что этого до сих пор не произошло, но до какого момента хватит сил у ангела-хранителя Алматы – одному Богу известно.
Общественные туалеты
Общественные туалеты могут многое рассказать о любом городе. На весь Алматы действующие общественные туалеты можно пересчитать по пальцам одной руки. Если сюда добавить те, что установили в виде контейнеров, но на них годами висят объявления «временно не работает», то уже потребуются пальцы на обеих руках.
В общем, если исходить из числа общественных туалетов второго и третьего поколения (первое поколение – это кусты в сквере или дальний угол забора), то южная столица республики по размерам должна быть не больше Аягуза или Текели.
«Наличие отсутствия» создает проблемы всем, кто удалился от своего дома, офиса или гостиницы больше чем на два километра. Ерболат Досаев далеко не первый градоначальник, который сталкивается с такой проблемой, но и он тоже для ее решения ничего реального не сделал.
Беспредел
Похоже на то, что аким Досаев трактует беспредел как расширенные возможности. Подчиненные ему городские службы могут выдать разрешения на строительство, подключение к газу, электроэнергии, водоснабжению – как в истории с ЖК «Family» – а потом по его же команде отзывают выданные документы. Сейчас застройщик и обманутые городскими властями покупатели квартир в строящемся комплексе судятся с акиматом. На очереди инстанция Верховного суда.
На встрече с жителями Жетысуйского района Ерболат Досаев пообещал встретиться с представителями общественных организаций, работающих в сфере защиты прав потребителей. Обещания не сдержал. Градоначальник пытается максимально избегать общения с независимыми общественниками, поскольку не любит неприятных вопросов. А таких вопросов к нему очень много, к тому же качество работы Досаева как управленца их постоянно множит.
Люди, которые регулярно имеют дело с акимом, отмечают такую его особенность, как привычку дать поручение кому-либо из своих подчиненных и не проконтролировать исполнение. Точнее так: исполнение зависит от конкретного чиновника. Если он решит выполнить задание, то сделает, если нет – то проигнорирует и Ерболат Досаев с него не спросит. Поэтому то, в каком состоянии и как городские службы встретили январское землетрясение – совершенно закономерно и логично.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости