С 26 сентября по 8 октября в Жамбылской и Алматинской областях проходят учения с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2022», «Поиск-2022», «Эшелон-2022».
В учениях отрабатываются вопросы комендантской службы, противовоздушной обороны и всестороннего обеспечения.
В ОДКБ входит 6 стран – Армения, Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан, Россия, Казахстан
Что же будет отрабатываться на этих учениях?
Разведчики ОДКБ участвуют в специальном учении «Поиск-2022» на полигонах «Матыбулак» и «Гвардейский» Жамбылской области.
По замыслу учения «Поиск-2022» органы управления и подразделения контингентов отработают действия по локализации вооруженного конфликта в регионе коллективной безопасности ОДКБ. В ходе учения организовано непрерывное ведение разведки с учетом быстро меняющейся обстановки.
Командно-штабное учение с КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2022» предусматривает отработку вопросов подготовки и проведения совместной операции по локализации вооруженного конфликта в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности. В учениях впервые примет участие новое подразделение коллективных сил – совместное формирование РХБ защиты и медицинского обеспечения ОДКБ.
Специальное учение «Эшелон-2022» предусматривает отработку вопросов организации материально-технического обеспечения.
Начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил, что 2022 год характеризуется обострением обстановки во всех регионах коллективной безопасности ОДКБ. В этих условиях войска ОДКБ должны оставаться в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению, в том числе в условиях современных прокси-войн и вооруженных конфликтов с противником, действующим «под чужим флагом, чужими руками».
Сидоров отметил, что приоритет в стратегии развития организации отдается политико-дипломатическим мерам урегулирования. Учения являются наиболее эффективной формой совместной подготовки органов управления, формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Ранее МИД Казахстана опровергло слухи о якобы планируемом выходе республики из ОДКБ, указав на то, что «членство в ОДКБ полностью отвечает национальным интересам нашей страны», как гарант обеспечения безопасности. А президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, подчеркнул, что Казахстан был, есть и будет сторонником развития евразийской интеграции.
Как заметил председатель Совбеза России Дмитрий Медведев, сегодня Запад стремится «столкнуть лбами союзников по ОДКБ, ЕАЭС или ШОС», однако на противодействие подобным планам «направлена работа всех органов власти нашей страны и наших партнеров».
По назначению, ШОС не является заменой ОДКБ и не конкурирует с ней. ОДКБ имеет уникальные инструменты по коллективному реагированию на угрозы – Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, Миротворческие силы ОДКБ и Коллективные авиационные силы ОДКБ.
Кроме того, ОДКБ позволяет координировать работу силовых структур в области противодействия угрозам терроризма и радикализма, помогает казахстанским спецслужбам бороться с наркотрафиком и оргпреступностью
Напомним, Казахстан и Россия являются стратегическими партнерами и союзниками, взаимодействуя как на двусторонней основе, так и в международных форматах Евразийского союза, ОДКБ, ШОС и это союзничество подтверждается на практике.
В ходе январских событий Россия, Китай и страны Центральной Азии поддержали казахстанские власти, а ШОС официально признала своевременность действий Астаны для нормализации обстановки, в том числе путем привлечения миротворцев ОДКБ.
Однако многие западные страны не только осудили действия властей, но и поддержали участников беспорядков, а зарубежные СМИ распространяли непроверенную информацию в острый период кризиса.
Обсуждение укрепления военно-технического сотрудничества входило в ряд вопросов, которые президенты России и Казахстана поднимали в Сочи. Двустороння встреча глав государств – была первым зарубежным визитом нашего президента после январского кризиса.
Сотрудничество Казахстана и России не ограничивается рамками ОДКБ. Россия – главный партнер по поставкам техники и вооружения в Казахстан. На Россию приходится 85 % казахстанского импорта вооружения. Сотрудничество ведется и в подготовке военных кадров. В военных ВУЗах России обучаются более 3 тыс. казахстанцев, 90 % из них – на безвозмездной основе.
На вопросы редакции о значимости ОДКБ для стран региона ответил Николай Кузьмин, казахстанский политолог, главный эксперт Института общественной политики.
— Во время Саммита ШОС в Самарканде произошло обострение приграничных конфликтов стран, входящих в ОДКБ, имело место применение артиллерии, были жертвы. ОДКБ отказалась от прямого вмешательства и получила массу критики в свой адрес. Почему ОДКБ не стала вмешиваться в данный конфликт? Чем объясняется такая позиция?
— Один из принципов работы ОДКБ – уважение суверенитета стран-участниц. Без прямого обращения со стороны руководства одной из этих стран вмешательства ОДКБ не будет. При этом, как показали события 2010 года на юге Кыргызстана и в январе этого года в Алматы, Организация действует достаточно гибко, с учетом всех факторов.
В 2010 году она отказалась посылать войска в Кыргызстан, ограничившись технической поддержкой. В январе она оперативно откликнулась на просьбу Казахстана и послала к нам воинские части, которые осуществляли охрану уязвимых в террористическим отношении объектов.
Решения принимаются консенсусом, поэтому в случае конфликта между двумя странами-членами ОДКБ решение о военном вмешательстве вряд ли может быть принято. Однако в качестве посредника Организация, безусловно, действует. Она проводит переговоры и с Бишкеком, и с Душанбе. При этом у нее есть рычаги воздействия на обе конфликтующие стороны, поскольку их обороноспособность полностью зависит от льготных поставок и безвозмездной помощи в рамках ОДКБ.
— Какие вызовы ожидает наш регион в связи с обострением геополитической повестки и какова роль ОДКБ в обеспечении коллективной безопасности региона?
— Центральная Азия по-прежнему вынуждена учитывать террористическую угрозу со стороны Афганистана, поскольку правительство талибов фактически слабо контролирует страну, где действует игиловский вилаят Хорасан и другие вооруженные группы экстремистов. Сохраняется также традиционная угроза наркотрафика.
При этом «слабым звеном» в регионе остается Таджикистан, именно через него и наркотрафик идет, и устремления террористов в первую очередь на него направлены.
Ситуацию усложняет то, что антиталибская оппозиция в Афганистане опирается на этнических таджиков, которые имеют тесные связи с Душанбе и пользуются его поддержкой.
Еще одна угроза безопасности связана с продолжающимся вмешательством Вашингтона в вопросы региональной безопасности. В августе этого года в Таджикистане состоялись спонсируемые Центральным командованием США командно-штабные учения «Региональное сотрудничество – 22».
В них, кроме Таджикистана, приняли участие Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Пакистан и Монголия. Эти учения проводились и раньше, но после того, как американцы ушли из Афганистана, их военное присутствие в регионе не может не вызывать вопросы как у России, так и у Китая, официально объявленных врагами Америки.
Роль ОДКБ в такой ситуации может быть прежней – обеспечивать военную гарантию выполнения тех международных норм и правил, которые провозглашены и постоянно подтверждаются государствами региона в формате и самой ОДКБ, где есть институты политического сотрудничества, и ШОС, и СВМДА, и Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии. Не случайно в последние годы проходят совместные заседания ШОС и ОДКБ. Во многом эти нормы и правила взяты из Устава ООН.
— ОДКБ регулярно проводит учения, направленные на слаженную работу сил реагирования, отработку управления операциями, но сейчас войны обрели несколько иной характер и сильно отличаются от войн 20 века. Насколько мы готовы к противостоянию гибридным и прокси-войнам?
— Мне кажется, что каждая новая война показывает, что мы к ней были не готовы. Я имею в виду не только Казахстан, но и его союзников по ОДКБ. Но это значит лишь одно – надо анализировать современные военные конфликты, извлекать уроки.
На национальном уровне мы должны стараться изменить то, что можем изменить, при этом не тратить времени и сил на химеры. Надо укреплять национальные вооруженные силы, повышать их техническую оснащенность. При этом хочу отметить, что ОДКБ не препятствует военно-техническому сотрудничеству со странами НАТО, но мечты о каком-то военно-политическом альянсе, альтернативном ОДКБ – это утопия.
На региональном уровне нам нужно продолжать курс на повышение эффективности взаимодействия между всеми институтами региональной безопасности – ОДКБ, ШОС, СВМДА.
Очевидно, что информационная безопасность может быть лучше обеспечена в рамках ШОС, военно-техническое сотрудничество – в рамках ОДКБ. И, безусловно, крайне важна постоянная работа по восстановлению и укреплению доверия между государствами региона – здесь свое слово может сказать СВМДА.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Международные ведомости